Живописное изобретательство Вовы Молочкова
Домашнее задание для совместной работы родителей и их детей было названо так: «Сияние красок». Это общая тема, а каждый родитель и каждый ребенок могли ее решать по-своему. Смысл задания сводился к приобщению детей к цветовой гармонии, или к гармонии цветовых оттенков. Я говорил детям и родителям о том, что природе человека присущ свой яркий цвет и чем богаче личность, тем многостороннее система цветовых оттенков, окрашивающих духовный мир личности. Не случайно японцы приучают детей распознавать свыше трехсот цветовых оттенков, среди которых есть и такие, как цвет переспелой вишни, цвет капустного листа, дыни, апельсина. Наверное, есть какая-то педагогическая установка и у западных создателей пахнущих фломастеров, где цвет цитрусовых соответствует запаху лимона, а кобальт зеленый светлый прямо-таки благоухает майской свежестью. В России идею богатства красок и их оттенков включил в свою программу работы с детьми известный педагог-художник Б. М. Неменский. Итак, задание «Сияющие краски» в семье Молочковых выполнено было по-разному. Четырехлетний Вова Молочков нарисовал несколько картин: очень увлекся! Одна из них — «Весна», где множество живописных шаров, а рядом что-то вроде разноцветных лампочек. Отец удивился тому, каким образом сыну удалось сделать ровные кружочки. И Вова пояснил: — Я и тебя научу. Смотри. Я беру кисть, набираю много краски с водой и верчу кисточку на бумаге, пока не получится кружочек. — А эти лампочки? — А лампочки — я удариваю (ударяю. — Ю.А.) кисточкой по бумаге, и получается лампочка. Вторая картинка была названа Вовой «Воздушные шарики». Сначала получился от шарика потек, и Вова решил использовать естественное движение краски, потеки шли в одном направлении, и он увидел, что это придавало шарикам характер полета. Получились летящие шарики. Третья картина «Сказочные деревья» была выполнена Вовой тем же способом, но доработана по-другому. Он провел от шариков плотные полоски — это стволы деревьев, а на деревьях нарисовал листочки. И, конечно же, Вова не забыл нарисовать светло-розовый воздух, который в сочетании с оранжевыми деревьями создавал настоящий праздник. Я восхитился работами мальчика. Мама Вовы все-таки спросила: «А для чего нужны все эти каля-маля?». Я ответил: — Если ребенок обнаружил хотя бы в одном виде деятельности творческое начало: нашел свой цвет, свое композиционное решение, свое видение красоты, — то этот творческий полет чувств и мысли непременно скажется и в других видах деятельности. Отец Вовы Владимир Сергеевич размышлял вместе со мной: — Меня поразило не только то, что Вова ищет и находит свои решения, а то, что он однажды мне сказал: «Папа, давай я тебя буду учить рисовать. Я знаю, как...». Конечно, отец согласился. Такие отношения родителя и ребенка — наилучший способ педагогического влияния. А вот это «Я знаю, как», присущее детям чувство уверенности надо всемерно поощрять, ибо человек, который говорит: «Я знаю, как это сделать, и я сумею это сделать», имеет значительно больше шансов на любой жизненный успех, чем тот, который говорит: «Я ничего не знаю. Я не умею...». Первый вариант характеризует ребенка как потенциальную личность с высокой самооценкой, т. е. с высоким уровнем чувства собственного достоинства. Второй вариант — тенденция к низкому статусу личности. Обычно ребенок с заниженной самооценкой бывает несчастным и обозленным, что, естественно, проявится и в будущем.
|