Агрессивность или талантливость
Андрей схватил широкую кисть, попытался переломить ее — не смог, взял тоненькую и с наслаждением сломал замечательную беличью кисть. Сломал и швырнул, взял другую. Людмила Николаевна выхватила кисточку. Я и на этот раз промолчал. Андрей ждал конфликта. Ждал схватки. Ждал, что снова окажется в центре внимания. Одна из психологических задач агрессивности — утвердиться во что бы то ни стало. Любыми средствами. Курс на вседозволенность — я все могу, мне ничего за это не будет — вот основания агрессивного поведения. Тем временем обращаюсь к детям: — А кто может выразить свое настроение, кто лучше всех нарисует самого себя? Посмотрите, как нарисовал себя Шагал! А вот автопортрет Гогена! А вот автопортрет художника Мусатова. Он, знаете, таким маленьким был, таким крохотным, но он стал большим художником, и уже никто не считал его маленьким. Он вырос в глазах всех людей. Кто нарисует такой портрет, чтобы в нем был огонь жизни? Чтобы он был как живой? Смотрите, как я нарисую свой портрет. Я беру в руки уголек. Работаем мы только углем, это специально, потому что уголь очень податлив и оставляет на бумаге жирный след, а если углем плашмя рисовать, то получается такая живописная фактура, что за душу берет. Вот я делаю овал — лицо, глаза — две сливки с точкой посредине и плашмя — волосы и бороду: точь-в-точь! Остается, как гово- рил Суриков, только раскрасить! И я «развожу» краску для лица: охра, белила и кадмий оранжевый. А вот здесь краска для теней: немножко охры, ультрамарина и белил... — Теперь смотрите — Шагал рядом со своим портретом нарисовал церковь, корову и дома... А что вы нарисуете? По мере того, как я говорил, зажигались детские глазки! Я ору во всю мочь: «Кто быстрее?! Кто лучше?!». Одна фея проигрывает что-то громкое на фортепиано, другая лихорадочно помогает каждому преодолеть барьер первого страха. Наконец пошло, поехало! И первым закончил Андрей. Я показываю рисунок Андрея, реакция — общий хохот. Дело в том, что голову он нарисовал вывернутой как бы! Она торчит где-то из правого плеча! Рядом какое-то чудовище, внизу зеленая трава, а вверху багровое солнце. Но Андрей настаивает: «Это луна». Я загораюсь, почти кричу, чтобы не было сомнений: — Гениальный портрет! Посмотрите, у меня есть такой же. С вывернутой головой. Меня всю жизнь обижали и выворачивали мозги, вот я и нарисовал себя таким! — А я, смотрите, какой портрет нарисовал. Я и робот, — это Сережа Петров. — А я в маминой кофте, — это Катя Маратова. — А у меня одна голова на красном, — это Леночка. — Все портреты талантливы, — говорю я. — Будем оформлять на выставку... — И мой портрет на выставку? — тихо спросил Андрей. — Обязательно, если не будешь кисточки ломать...
|