Развитие просвещения Изучение Казахстана русскими учеными
Присоединение казахских земель к России вызвало расширение сферы образования и просвещения, придало новый облик местным народным обычаям и культуре. Продолжали действовать мектебы, где шакирдам преподавали «Шаригат ул-иман» (правила мусульманской религии) и медресе, где преподавание велось на арабском языке. Во второй половине XIX в. в медресе изучали фараиз (закон о наследовании и разделе имущества), усул-факих (мусульманские законы), акаид (догматику), монтик (логику), хикмет (историю), начали обучать русскому языку. Школы с русским языком обучения были открыты в Оренбурге, Омске, Семипалатинске, Уральске. Открывались специальные школы по подготовке толмачей (переводчиков). В 1789 г. в казахской степи была открыта «Азиатская школа», которая готовила переводчиков и писарей из числа имущих слоев населения. В 1813 г. в Омске и в 1825 г. в Оренбурге были открыты военные училища. Оренбургское училище в 1844 г. было преобразовано в Неплюевский кадетский корпус, а Омское в 1847 г. - в Сибирский кадетский корпус. Школу в Ханской ставке на татарском языке обучения в 1841 г. организовал хан Жангир. В ней преподавали муллы. Эта школа ставила целью дать знания казахской молодежи, готовила преданных колониальной администрации служащих. В первой половине XIX в. развитие просвещения в Казахстане тормозили скудость средств, нехватка учителей, низкая оплата труда учителей, нехватка учебных пособий. сентября 1831 г. в Усть-Каменогорске открыты училище и интернат для казахов. В 1850 г. при Оренбургской Пограничной комиссии открылись школы, в которых казахам знания давались на русском языке. В Гурьеве в XIX в. была открыта школа по обучению мореплаванию. В 1833-1841 гг. (в течение восьми лет) при оренбургском военном губернаторе чиновником особых поручений был В.И.Даль. Он собрал записи и образцы устного творчества тюркоязычных народов. В 1839-1840 гг. участвовал в хивинском походе русских войск. В.И.Даль выражал сочвуствие руководителям народной борьбы Исатаю Тайман-улы и Махамбету Отемис- улы. Он написал повесть «Бокей и Мауляна», в которой описана жизнь казахов Оренбургского края. В 1833 г. в Оренбургский край для сбора материалов о пугачевском восстании прибыл А.С.Пушкин. В «Истории Пугачевского бунта» имеются сведения об участии в восстании казахов. Труд Пушкина «Пугачевский бунт» вызвал интерес общественности и передовых демократических кругов России к жизни и истории казахов. В Уральске А.С.Пушкин записал поэму «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». В 1848-1849 гг. организованы экспедиции Г.С. Карелина на берег Каспийского моря и капитан-лейтенанта А.Бутакова к Аральскому морю. Они изучали берега Сырдарьи, уточнили глубину Аральского моря, составили карты этих районов. В экспедиции Бутакова принял участие поэт Макшеев. который, находясь в ссылке, изучал жизнь казахов, делал зарисовки их быта. Путешественники Е.П.Ковалевский, Н.А.Северцев, II.И.Небольсин и другие занимались изучением быта и истории казахов, их материальной культуры, природных богатств края и составляли топографические карты. Видный русский ученый А.Левшин составил трехтомное исследование «Описание киргизказачъих, или киргиз-кайсацких орд и степей», в котором содержалось изучение жизни, обычаев и традиций казахского народа. Казахская литература и культура в первой половине XIX в В казахской литературе первой половины XIX в. видное место занимает творчество биев, создавших яркие образцы ораторского и поэтического искусства. Из рядов народа вышли известные акыны-импровизаторы Жанак Сагындык-улы, Кобылан Барибай-улы, Тубек Байкошкар-улы, Оске Торка-улы, Абыл Отембет-улы и другие. В первой половине XIX в. из народных композиторов-песенников выделился своим творчеством Сегиз-серы. На первом месте среди казахских поэтов этого периода стоит имя Махамбета Отемис-улы (1804-1846), поэта-воина, яркого выразителя народных чаяний. Махамбет Отемис-улы родился в 1804 г. в нынешнем Урдинском районе Семипалатинской области. Отец Махамбета был состоятельным, влиятельным человеком во Внутренней орде. В 1824-1829 гг. Махамбет находился в Оренбурге при сыне хана Жангира Зулкарнайне в качестве воспитателя. В 1829 г. за причастность к выступлению шаруа Махамбета заключают в Калмыковскую крепость. 20 октября 1846 г. он был убит. Стихи Махамбета являются своеобразной летописью восстания, помогают увидеть причины и цели народного движения. Махамбет Отемис-улы призывал жить в дружбе с русским народом. Одна из лучших записей народного эпоса «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» сделана Ш.Уалихановым у Жанака и Шоже. Абыл сохранил и передал эпический цикл «Сорок ногайлинских батыров». В творчестве талантливых поэтов-импровизаторов Доскожи и Нысанбая звучат героические мотивы: их судьбы и творчество тесно связаны с восстанием Кенесары. К поэтам 40-60-х годов относится Шернияз Жарылгас-улы (1807-1867). Он был искусным оратором, участвовал в восстании 1836-1838 гг. во Внутренней Орде. Шернияз совершенствовал искусство поэтической импровизации. Шоже Каржаубай-улы (1808-1895) с детства лишен зрения, играл на кобызе и пел песни, поэт-эпик, написал лучший в художественном отношении народный эпос «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Душат Бабатай-улы (1802-1871) был одним из самых образованных людей своего времени. В своих произведениях подверг суровой критике существующие порядки. В толгау-раздумьях «Акжайлау и Сандыктас», «Сулеймену», «О, Барак молодой» он говорит о бесправии народа. Дулат при жизни был признан одним из лучших казахских поэтов всех времен. Его стихотворный сборник «Осиет-нама» в 1880 г. был опубликован в Казани и вскоре запрещен царской цензурой. Шортанбай Канай-улы (1818-1881) осуждает колониальные порядки. Поэтические наставления Шортанбая и его рассуждения «Предок наш - пророк Адам...», объединенные в сборник, были опубликованы в 1888 г. Суинбай Арон-улы (1822-1895) с конца 50-х годов становится самым популярным поэтом во всем Семиречье. Суинбай воспитал своих наследников, среди которых выделился Жамбыл (Джамбул). А ниш - народные казахские певцы, кюйши - инструменталисты. К поэтикомузыкальным произведениям относятся жыр, толгау, терме и другие формы. Хан Младшего жуза Жанторе (убит своими политическими противниками в 1809 г.) создал выдающийся кюй «Шалкыма». Из произведений Богды (1765- 1845) наибольшее распространение в народе получил кюй «Боз тобе». В северо- западном Казахстане были широко известны имена кюйши Тореш, Орынбай, Усен. В Семиречье хорошо были известны Есим и Сарша, а на юге Казахстана Шолак и Альзак. В первой половине XIX в. казахские ремесленники занимались в основном ткачеством, обработкой кожи, дерева и металлов. Уникальной в художественном отношении была юрта, сделанная по заказу хана Жангира и преподнесенная им Николаю I во время его коронации. Ее изготавливали в течение 2-х лет. Юрты Шынгыса Уалихан-улы и Арынгазы Ханкожа-улы были показаны на выставке при Московском университете в 1867 г.
|