Искусство и музыкальная культура
Произведения на казахстанскую тематику создавали художники Верещагин и Н.Хлудов. В картине «Окружающие Лепсинский край горы» В. Верещагин передает красоту казахского края. Постепенный переход казахов к оседлому образу жизни повлиял на развитие направлений прикладного искусства. В украшений изделий домашних промыслов казахами использовались зооморфный, геометрический и растительный орнаменты. На всемирной выставке в Париже в 1868 г. были выставлены казахские ювелирные изделия, национальные костюмы. С казахскими музыкальными инструментами общественность получила возможность ознакомиться на выставке 1872 года в Москве. Во второй половине XIX в. жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие немеркнущие классические произведения: Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Казангап, Биржан-сал, Акан-серы, Жаяу Муса. Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1889) - кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. Родился в местечке Жидели в Букеевской Орде. Первым его наставником был Ханбазар, а главным учителем - кюйши Узак. Первый кюй Курмангазы «Кишкентай» был посвящен руководителю народного восстания Исатаю Тайман-улы. В кюе «Сарыарка» слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. Сохранилось более 60 кюев Курмангазы. Даулеткерей Шыгай-улы (1820-1887) - великий кюйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-1838 гг. в Букеевской Орде. Известно около 40 кюев композитора. Самые известные - «Коныр», «Топан», «Жігер». Тонкий психологический образ женщины Даулеткерей создал в произведениях «Косалка», «Кудаша», «Акбала кыз», «Кыз Акжелен». Таттимбет Казангап-улы (1815-1862) - выдающийся кюйши- композитор, один из основоположников классической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. На музыкальных интересах Таттимбета сказалась любовь к древней культуре. Его привлекали кюи-легенды, этнические кюй, созданные в ХІІІ-ХVІІ вв. Таттимбет сочинил классические образцы традиционных кюев: «Косбасар», «Боз торгай», «Алшагыр» и другие. Таттимбет является автором музыкальных зарисовок природы, лирических произведений, кюев-раздумий. В кюе «Бес торе» осуждается власть людей, возвышающихся над народом. Сохранилось свыше 40 кюев Таттимбета. Его выдающимися последователями были Ыкылас, Тока. Таттимбет получил в 1855 г. медаль в Петербурге. Ыкылас Дукен-улы (1843-1916) - кюйши-композитор, кобызист. Заслуга Ыкыласа состоит в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркута (VIII в.). Последователями Ыкыласа были его сын Жусупбек и кюйши-домбрист Сугир (XIX в.). Крупными казахскими композиторами XIX в. были сыбызгист Сармалай (1835-1885), кюйши-домбристы Абыл (1820-1892), Байсерке (1842-1906), Казангап (1854-1921). Жаяу Муса Байжан-улы (1835-1929) - народный композитор. В 1851 г. учился русскому языку, игре на гармони и скрипке в Петропавловске. Был знаком с Шоканом Уалихановым. В 1854 г. поступил в русскую школу в Омске. На формирование его взглядов оказали влияние декабристы и петрашевцы. За свои взгляды Муса подвергался гонениям и притеснениям правительства. По обвинению сыновей старшего султана Баянаульского дивана Шормана Жаяу Муса в 1860 г. был сослан в Тобольск. Приставка к имени «Жаяу» означает «пеший». Жаяу Муса был не только композитором, но и поэтом-публицистом. Почти все тексты к своим 70 песням Муса сочинял сам. Наиболее известны его песни «Ак сиса», «Хаулау», «Баянауыл», «Толгау» и другие. Он написал музыку к стихотворению Алтынсарина «Идите, дети, учиться». Биржан-сал Кожагул-улы (1834-1897) - композитор, певец и поэт. На становление его композиторского таланта большое влияние оказала его встреча с Абаем в 1865 г. Одна из его первых песен - «Биржан-сал». Ряд песен Биржана посвящен любовной лирике. Среди его последователей были композиторы Акан-серы, Укили Ыбырай, Балуан Шолак и другие. Сохранилось около 40 песен Биржана. Акан-серы Корамса-улы (1843-1913) - выдающийся композитор. Его постоянное участие в нразнествах и состязаниях дало приставку к его имени серы. Выдающиеся произведения Акана - «Кулагер», «Манмангер», «Макпал», «Балкадиша», «Сарымбет» и другие.
|