Чада мои духовные и братiя честнѣйнiiе! Не лѣнюсь я часто говорить вамъ и утверждать васъ словами истины, дабы кто-либо изъ васъ отъ невѣденiя или нерадѣнiя не былъ уязвленъ какимъ-либо образомъ жаломъ смерти, т, е. грѣхомъ, не преступилъ бы заповѣди и не содѣлалъ бы чего-либо не должнаго, тѣмъ больше, что злокозненный сатана находитъ въ иныхъ мѣсто и тогда, когда я исполняю свое дѣло. А за всѣ ваши грѣхи, какъ бы вы ни согрѣшали, я окаяннѣйшiй долженъ дать отвѣтъ въ день правосудiя и откровенiя Владыкѣ Богу, если только не предостерегу васъ, если напередъ не утвержду и не научу васъ. Горе мнѣ! Нахожусь я въ чинѣ пастыря, тогда какъ и овцею бы не достоинъ называться.
Что буду отвѣчатъ? Чѣмъ буду оправдываться? Самъ тма, а стараюсь просвѣтить другихъ, самъ въ язвахъ отъ страстей, а хочу исцѣлитъ больныхъ. Но ради любви къ вамъ и ради отеческаго повелѣнiя я одинъ хочу страдать, только бы вамъ избѣжать вреда. Ибо я каждый день помышляю, братiя мои, и разсуждаю о томъ, каково судилище Божiе, и какъ Богъ ищетъ того, чтобы человѣкъ, и особенно служитель слова былъ цѣлъ и совершенъ во всякой добродѣтели. Итакъ, что же мнѣ дѣлать? Къ кому обратиться? Кого призвать на помощь? Остается одно, чтобы при молитвахъ господина и отца нашего, и вы поддержали меня своими молитвами, дабы, ими укрѣпляемый я могъ наставлять васъ, какъ должно, подвизаться противъ страстей своихъ, и преуспѣвать въ исполненiи воли Божiей. Царствiе небесное предъ нами, братiя мои, восхитимъ его исполненiемъ заповѣдей, не будемъ любить удовольствiя, не будемъ лѣпиться, удалимся мiра и того, что въ мiрѣ, подъимемся выше бури страстей, вознесемся выше духовъ лукавствiя, спасемъ себя въ тихомъ пристанищѣ вѣчной жизни. Какое горестное мученiе ожидаетъ лѣнивыхъ! Каковы ярость и гнѣвъ на всякой душѣ, дѣлающей злое, всякаго монаха и христiанина, а болѣе монаха, ибо насколько мы выше почтены, настолько потребуется отъ насъ и непорочность нашей жизни. Временна скорбь, отъ понужденiя, но вѣчно отъ сего наслажденiе. Итакъ, прiобучимъ себя ко благому, понуждая себя во всемъ, и въ ястiи, и во снѣ, и во гнѣвѣ, и въ грѣховныхъ помыслахъ, и во всемъ другомъ. Если мы такимъ образомъ потрудимся и понудимъ себя, то Богъ укрѣпитъ насъ, и будетъ намъ ровенъ и гладокъ путь добродѣтели. Грѣхъ же тяжекъ, исполненъ стремнинъ, скорбенъ, теменъ, мерзокъ и гибеленъ.
Итакъ, послушайте меня чада мои: да шествуемъ прискорбнымъ и вмѣстѣ безскорбнымъ, тѣснымъ и вмѣстѣ отраднымъ путемъ Божiимъ. Не предавайтесь разслабленiю во бдѣнiяхъ вашихъ. Имѣйте терпѣнiе, благодушiе, и любовь къ братiямъ. Дерзость есть великое зло и смертоносное дѣло; и если кто не будетъ внимателенъ, тотчасъ надетъ и сокрушится: многокозненный дiаволъ стрѣлами злыхъ козней своихъ уязвляетъ наши души, показывая красивыя лица юныхъ, и сладострастнымъ смѣхомъ возбуждаетъ въ нихъ нечистыя пожеланiя, возжигая страсти съ той и другой стороны и ввергая ихъ въ смущенiе помысловъ. Когда же въ одномъ возбудитъ нечистую любовь, тогда старается прельстить къ взаимной любви и другаго, къ которому тотъ питаетъ страсть; и затѣмъ привлекаемые другъ къ другу взиранiемъ и взглядами и нечистыми прикосновенiями[36], они возжигаютъ пещь сладострастiя. И если вскорѣ не поможетъ имъ Богъ, и не будетъ отеческаго покрова, дабы познали таковые искушенiе и удалились другъ отъ друга, то они подвергаются гибели Содомскаго сожженiя и Гоморрскаго потребленiя. Но будемъ всѣ убѣгать сего. Я первый, искусившiйся прежде другихъ, подаю руку вамъ искушаемымъ. Великая помощь въ этомъ — храненiе очей и искренняя исповѣдь.
Не будемъ безстыдны даже и сами съ собою, ибо и здѣсъ есть смерть, о которой невѣдущимъ сего не нужно и знать. Впрочемъ всѣ должны хранить себя, дабы не познавшiй сего зла не впалъ въ ровъ погибели но невѣденiю. Тѣ, которые преткнулисъ, понимаютъ то, о чемъ я говорю. Не прикасайся и не приближайся къ нѣкоторымъ твоимъ членамъ, и не взирай на свою наготу, дабы тебѣ не подвергнуться проклятiю Ханаана. Великiй оный столпъ, какъ сказалъ Антонiй Великiй, падшiй въ пустынѣ, былъ побѣжденъ не другимъ какимъ-либо грѣхомъ, какъ только симъ, хотя премудрый и не объяснилъ образа паденiя; ибо блудъ можетъ быть и безъ прикосновенiя къ тѣлу другаго. Благоговѣйно храните себя во всѣхъ поступкахъ, чтобы какъ-нибудь не подвергнуться вамъ смерти. Строгаго вниманiя къ себѣ не оставляйте и въ самомъ исполненiи тѣлесной нужды; и когда испускаете урину, цѣломудренно соблюдайте и зрѣнiе и прикосновенiе. О окаянный человѣкъ! Или не знаешь, что говоритъ о семъ Апостолъ: кто мя избавитъ отъ тѣла смерти сея? (Рим. 7, 24). Ты со звѣремъ живешь, съ свирѣпымъ львомъ — твоею плотiю; если не поднимешь на него меча, онъ похититъ тебя и умертвитъ. Возможно ли когда прикоснуться къ змiю и осязать его руками? Едва-ли останешься цѣлъ, стоя среди мечей и копiй. Помилуйте меня, чада мои и братiя, помилуйте, и не возлагайте сверхъ безчисленныхъ моихъ золъ иного огня, на главу мою. Напротивъ уничтожьте добрымъ вашимъ усердiемъ и то зло, которое ко мнѣ находится; ибо въ Писанiи сказано: сынъ мудръ веселитъ отца своего (Прит. 10, 1), и исправляетъ его неразумiе. Объ этомъ необходимо говорить, наставлять другъ друга и помогать, въ чемъ согрѣшаемъ, и тайно; будемъ открывать сiе; не будемъ стыдиться объясненiя; ибо лучше срамное высказать, нежели совершать оное. Отъ сего происходитъ великая крѣпость и побѣда надъ дiаволомъ. Не ослабѣвайте въ своихъ послушанiяхъ: мужайтесь въ дѣлахъ своихъ, Другъ друга тяготы носите въ радостномъ упованiи и въ благочестiи духовнаго веселiя; со всякимъ днемъ возрастайте и укрѣпляйтесь, о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава во вѣки вѣковъ. Аминь.