Отцы, братiя и чада! Такъ какъ вы ежедневно возрастаете и умножаетесь, такъ какъ много времени провели въ подвигахъ и прiобрѣли навыкъ въ добродѣтели дѣятельной и умозрительной: то и я грѣшный влекусь къ добру, и скажу вамъ поистинѣ, повѣрьте мнѣ, я весь въ страхѣ и трепетѣ; ибо перехожу отъ силы въ силу, становлюсь на стражбище высокое и превознесенное, и вижу, на какую высоту настоятельства взошелъ я окаянный, какъ велико и широко мысленное море жизни нашей, гдѣ находится пристанище спасенiя, — горѣ высоко на небесахъ небесъ; сколько бываетъ случаевъ, бурь и волнъ отъ противныхъ духовъ, сколько смущенiя и смятенiя отъ непрiязни и зависти людской. Отъ сего я прихожу въ ужасъ, чада мои. И какъ я, неуправленный, могу управить васъ отъ земли на небо и отъ вещественнаго къ Божественному и вѣчному? Умилосердитесь надо мною, помогите мнѣ, возмитесь за дѣла и потрудитесь вмѣстѣ со мною, соединитесь и будьте тщеславны, и пустъ каждый возьметъ что-либо изъ духовныхъ оружiй. Одинъ пусть смотритъ впередъ, другой стоитъ вмѣстѣ со мною; иной пусть сторожитъ, другой обходитъ; иной да наблюдаетъ за глубиною согрѣшенiй, чтобы не найдти на подводный камень, или на мель, чтобъ не настигла насъ буря, и не случилось того или другаго, — что вы знаете и видите каждодневно. Мы беремъ эти сравненiя для примѣра, дабы всѣмъ намъ, при помощи Божiей и по молитвѣ отца нашего, достигнутъ желаемаго пристанища. И не думайте честнѣйшiе мои братiя, что достигнуть царствiя небеснаго есть дѣло маловажное. Ради сего, какъ сказано въ Писанiи, всѣ Святые проидоша въ козiяхъ кожахъ, лишени, скорбяще, озлоблени, въ пустыняхъ скитающеся, и въ горахъ и въ вертепахъ, и въ пропастехъ и разсѣлинахъ земныхъ, ихже не бѣ достоинъ (весь) мiръ (Евр. 11, 38). Такъ Исаiя былъ пилою перепиленъ; Iеремiя вверженъ былъ въ ровъ съ тиною; Iона брошенъ былъ въ море и пожранъ китомъ; Данiилъ отданъ былъ лъвамъ, дабы они его пожрали, постился тамъ три недѣли, и алчный не вкушалъ хлѣба; три отрока ввержены были въ разженную нечь; Захарiя, отецъ Предтечи, умеръ отъ меча; самъ Предтеча былъ обезглавленъ. И не достанетъ мнѣ времени повѣдать о Павлѣ, который какъ онъ самъ говоритъ, пребывалъ во алчбѣ и жаждѣ, въ зимѣ и наготѣ, въ трудѣ и подвизѣ (2 Кор. 11, 27); и оставляю пересчитывать прочiе его бесчисленные подвиги. Первомученикъ Стефанъ побитъ былъ камнями; Iаковъ, братъ Божiй, былъ убитъ. Но зачѣмъ буду я вдаваться въ безчисленное множество примѣровъ, представляя прочiя скорби Апостоловъ, страданiя Святыхъ мучениковъ и подвиги множества преподобныхъ Отцевъ. Вотъ какимъ образомъ, возлюбленные мои братiя, какъ мы сказали, получили они обѣтованныя блага и вѣчное и неизреченное наслажденiе. Такъ, чада мои, и мы смиренные будемъ подвизаться, прошу и умоляю васъ, какъ отцевъ моихъ; ибо, какъ говоритъ Василiй Великiй[43], тѣхъ почитаютъ, которые трудятся, и вѣнцы для тѣхъ, которые одержатъ побѣду. Будемъ же трудиться и подвизаться всегда на поприщѣ (жизни нашей), будемъ ратовать противъ супостата, будемъ неутомимы въ борьбѣ, не будемъ отступать; ратуя, не будемъ обращаться назадъ. Пусть будетъ въ сердцахъ нашихъ усердiе, какъ огонь, и никто не устоитъ предъ нашими очами, и сами бѣсы обратятся въ бѣгство. Ибо сказано, что они таютъ, яко воскъ, отъ такого духовнаго огня; убоятся насъ и люди, или же будутъ благоговѣть. Вознесшись надъ всѣмъ, мы взойдемъ туда, гдѣ наша жизнь и покой неизреченный. Горе, горе! Зачѣмъ мы такъ малодушпы и нетерпѣливы? Иди, сказано, ко мравiю, о лѣниве. (Прит. 6, 6). А я скажу вамъ, братiе, иначе: посмотрите на того, кто одержимъ постыдною любовью, какъ онъ все терпитъ, все переноситъ, мечтая только объ одномъ лицѣ, къ которому имѣетъ нечистое пожеланiе; ни пищи, ни питья до сыта не употребляетъ, ни сна, ни покоя не имѣетъ, и не желаетъ ничего другаго прiятнаго и сладостнаго; но рѣшается терпѣть, окаянный, и другiе труды и страданiя, хотя бы даже пришлось ему и кровь пролить, не для того чтобы наследоватъ или прiобрѣсть что-либо, но дабы погубить душу свою въ мукѣ вѣчнаго огня. Мы ли съ нашею святою любовiю къ благому, прекрасному, неисповѣдимому и вожделѣнному Христу Богу нашему, не пребудемъ въ этомъ блаженномъ и святомъ повиновенiи до самой старости, если это будетъ намъ на пользу, и не перенесемъ всякую скорбь, стрѣлы помысловъ, поношенiя и оклеветанiя, голодъ и жажду, нищету, укоризны, презрѣнiе, или что-либо другое? Вы, чада, существа разумныя, и не должны подражать скотамъ и уподобляться имъ, но какъ мы начали, шли, предуспѣвали и достигли средины пути, такъ будемъ усердны и до конца, и потщимся совершить путь нашъ о Господѣ. Итакъ, возрадуемся, братiя мои, возблагодушествуемъ, да мужаемся и крѣпимся, утвердимся и просвѣтимся, объимемъ и облобызаемъ другъ друга съ любовiю. Оградимся, вооружимся, и получимъ спасенiе о самомъ Христѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.