Отцы, братiя и чада мои! Если я дерзнулъ и дерзаю начальствовать надъ вами и быть вашимъ настоятелемъ, то не на силу своего слова надѣялся, ибо оно, какъ видите, немощно, и не на жизнь, достойную подражанiя, ибо вамъ извѣстна лѣность моя, а только на милостъ Божiю, имѣя при томъ, какъ мнѣ думается, нѣкоторое благое намѣренiе и помогающую мнѣ молитву отца моего и отца вашего. Знаю, кому должно настоятельствовать, — тѣмъ, которые достигли безстрастiя и сiяютъ въ ономъ, которые обладаютъ словомъ и потребною мудростiю, которые внимательны, прозорливы, милосерды, и могутъ, по слову Апостола, носити тяготы немощныхъ (Рим. 15, 1). Я же, чада мои, ничтоженъ и немощенъ, и еще не могу проводить жизнь Богоугодную; однако неложно и неизмѣнно желаю передать вамъ не только спасительное слово Божiе, но и самую окаянную мою душу. Не знаю, будетъ ли дѣло мое угодно Господу, однако (вѣрую), что ради васъ такъ будетъ, если только захотите съ усердiемъ и тщательностiю помочь мнѣ, соблюдая Божiи заповѣди. Случаются со мною, чада, иногда и скорби, утѣсненiя и искушенiя, какъ вамъ извѣстно; но я не скорблю объ этомъ и не думаю, что терплю нѣчто необычное и сверхъ чаянiя. Ибо на это, къ этому и ради этого есмъ тѣмъ, чѣмъ я есмь, и долженъ бдительно пещись о душахъ вашихъ, бодрствовать и ночь и утро, заботливо обдумывать, трудиться, гнаться и совершать теченiе дѣломъ и словомъ, чтобы привести васъ къ совершенству.
Посему и вы, братiя мои, не изнемогайте. И если я недостойный, который считаюсь вашимъ наставникомъ, столько переношу ради васъ: то и вы должны трудиться ради меня, также и другъ для друга, переносить вмѣстѣ злостраданiя и злополучiе, не удивляясь, не сѣтуя, не отчаяваясь и не ужасаясь при находящихъ скорбяхъ, ибо мы, чада мои, еще не противостали грѣху до крови; еще не прошли сквозь огнь и воду подобно святымъ мученикамъ; еще желѣзо не пройде душа наша, какъ это было съ приснопамятнымъ Iосифомъ; еще мы не были уязвлены, еще не получили ранъ, подобно всѣмъ преподобнымъ и праведнымъ. И чѣмъ мы похвалимся въ будущемъ вѣкѣ, тѣмъ ли, что пострадали за Христа, когда не переносимъ съ радостiю и мужествомъ даже и самаго малаго, т, е., поношенiя, посрамленiя укоризны, презрѣнiя, безчестiя, скудости въ пищѣ, питiи и одеждѣ, тѣлесныхъ трудовъ, усерднаго хожденiя къ службамъ церковнымъ, предстоянiя на псалмопѣнiи и бывающихъ выговоровъ.
Ей, чада мои! Терпите и претерпѣвайте, дабы намъ воспѣвать съ Давидомъ: терпя потерпѣхъ Господа и внятъ ми, и услыша молитву мою (Псал: 39, 2). Каждый свой плодъ принесетъ въ будущемъ вѣкѣ: треблаженные мученики — кровь свою, преподобные отцы — великiя добродѣтели; а какiя подвиги для насъ грѣшныхъ, мы уже сказали. И я твердо увѣренъ, что мы не лишимся части[45] оныхъ, какъ говоритъ намъ Божественный Антонiй. Итакъ, чада мои, усердно взыщите Бога, и жива будетъ душа ваша (Псал. 68, 33). Взыщите лица Его выну, и зрите Его чистымъ сердцемъ. Помяните чудеса Его, яже сотвори намъ въ прошедшiе годы, и теперь, какъ я вижу слѣпой, творитъ среди града. Ибо много тамъ противниковъ, и уже никто не согласенъ съ нами въ Божественномъ, но Богъ сохраняетъ ихъ безвредными, умножаетъ ихъ, возращаетъ и питаетъ, и насъ не лишаетъ ни въ чемъ потребномъ для настоящей жизни. Посему, братiя мои честнѣйшiе, за то, что Онъ теперь творитъ для насъ, еще болѣе будемъ показывать благодарность Ему, и воздавать должное. А чего Онъ отъ насъ ищетъ? Ничего другаго, какъ только того, чтобы мы боялись и любили Его всѣмъ сердцемъ и всею нашею мыслiю, и по силѣ нашей подражали житiю Его во плоти.
Онъ, какъ странникъ, снизшелъ съ небесъ на землю, дабы и мы помысломъ устранились отъ нашей воли. Онъ былъ послушенъ Отцу, дабы и вы съ усердiемъ слушались меня недостойнаго. Онъ смирился даже до смерти, дабы вы, помышляя это, были долу преклонными и смирялись въ мысляхъ, дѣлахъ, словахъ и движенiяхъ. Въ чемъ состоитъ истинная и Божественная слава, какъ не въ томъ, чтобы ради Бога подвергаться безчестiямъ отъ людей? И въ чемъ состоитъ истинная честь и прославленiе инока, братiя мои, если не въ томъ, чтобы уничижатъ себя ради Бога и казаться безчестнымъ? Смиренная и уничиженная избра Богъ и Спасъ мой, когда облекся въ тѣло, дабы посрамить все славное и богатое у людей. Для сего Онъ родился въ вертепѣ и положенъ былъ въ ясляхъ; именовался тектоновымъ сыномъ, прозывался назоряниномъ; одѣвался въ одну одежду, ходилъ пѣшкомъ и утруждался; былъ угрожаемъ отъ iудеевъ камнями; былъ досаждаемъ, схваченъ, распятъ, прободенъ, умерщвленъ, и потомъ воскресъ для того, чтобы и насъ, братiя мои, подвигнутъ къ перенесенiю всего этого предъ Ангельскими Его силами, и увѣнчать насъ въ небесномъ царствѣ, о Самомъ Христѣ Господѣ нашемъ, Которому (подобаетъ) слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.