Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Механизмы реакций. 2 страница





 

таким образом делая их мантрами, о которых мы поговорим позднее. (Прошу проще-

-ния, но я вынужден постоянно говорить «позднее». В магии все переплетается самым невероятным об­разом, и кое-что приходится приносить в жертву ради последовательности изложения.) Ключевая фраза закона Силы Слов — «Для мудреца доста­точно слова».

Следующий основной закон называется законом Ассоциации. Если две вещи, А и Б, имеют нечто общее (что угодно!), оно может быть использовано для контроля над обеими. А и Б оказывают воздей­ствие друг на друга в зависимости от степени их общности. Чем больше они имеют общего, тем сильнее это воздействие.

Когда охотник убивает льва, он может съесть печень животного, считая, что это придаст ему сил; воин может съесть мозг убитого врага, чтобы впи­тать в себя его храбрость или хитроумие. При­хожанин церкви съедает кусочек хлеба, который считается телом Христовым, чтобы приобрести не­которые свойства Христа. Все это примеры «ри­туального каннибализма», имеющие общую основу. Сила льва сосредоточена в его печени. Если я съем печень, то стану сильным, как лев. Тот же самый механизм ассоциации действует в каждом приве­денном примере.

Закон Ассоциации редко используется в чистом виде, если не считать выбора портьерной ткани на окна и реквизита для сотворения заклинания. Вместо этого закона в жизни господствуют два соподчи­ненных закона. Фактически, именно они были впервые открыты современной антропологией*;

 

*По крайней мере, так утверждают антропологи. Вообще-то, эти два закона впервые выделены сэром Джоном Фрэзером в 1890 г., но антропологи отказываются принять его в свою компанию. — Прим. автора.

считалось, что они являются основой всей «примитив­ной» магии. Вообще говоря, термин «примитивный» не следует употреблять, поскольку многие так на­зываемые варварские культуры имеют не менее сложное устройство, чем наша.

Эти два соподчиненных закона называются за­коном Сходства и законом Сродства. Первый яв­ляется основой «симпатической магии» и в упро­щенной форме гласит, что следствия сходны с причинами. Если вы хотите заставить метлу ле­тать, то вам нужно вставить в нее перья, разма­хивать ею, щебетать над ней и так далее. Помните: любой предмет, идея или личность, напоминающий вам или связанный (то есть ассоциирующийся) с конкретным феноменом или сущностью, обладает частицей силы этой сущности и может быть ис­пользован так же, как сама сущность. Таким об­разом, перья, щебет и другой «реквизит», связанный с идеей полета, может использоваться для создания феномена полета. Ключевая фраза закона Сход­ства — «то, что выглядит подобным, является по­добным».

Закон Сродства имеет незаслуженно плохую репутацию из-за его использования в ритуалах вудуизма, насылания порчи и проклятия во многих других культурах. Действительно, этим законом можно воспользоваться для убийства, но можно вос­пользоваться и для исцеления. Закон гласит, что «предметы, однажды находившиеся в контакте, про­должают взаимодействовать после разделения». Здесь делается акцент на предметах или людях, вступавших в физический контакт друг с другом.

Таким образом, вы можете использовать волосы или состриженные ногти, чтобы наслать порчу, поскольку ногти ассоциируются с жертвой. Или же вы можете окропить больного младенца «святой во­дой», чтобы исцелить его от недуга. Ключевая фра­за здесь — «сила заразительна».

Эти два закона часто работают вместе. Одним из примеров может служить ритуальный канниба­лизм, о котором уже говорилось. Другой пример — магия плодородия: справление нужды на полях пе­ред распашкой или окропление виноградных гроз­дьев лучшим вином, чтобы урожай был высокого качества. Почти все религиозные ритуалы обраща­ются к этим законам — например, когда священник чертит на теле верующего знак креста освященным маслом или водой или когда новобрачных на свадьбе осыпают «рисом плодородия».

Обратная ассоциация используется в «черных ри­туалах», где обряды идейного противника искажа­ются или выворачиваются наизнанку, что должно свидетельствовать об их бессилии. К примеру, в так называемых черных мессах ритуалы и молит­вы совершаются в обратном порядке, а безобразные и непристойные вещи ассоциируются с тем, что обычно считается священным и могущественным. Также распространена практика использования же­стов, символов, слов и имен противника в проти­воречивых или абсурдных сочетаниях, чтобы унич­тожить его силу.

Закон Ассоциации со своими многочисленными следствиями, вероятно, используется чаще, чем лю­бой другой закон. Так как магия является преиму­щественно функцией разума и его схем мышления, можно ожидать, что этот наиболее часто исполь­зуемый закон тесно связан с принципом работы че­ловеческого разума. И это действительно так, поскольку главная функция мозга заключается в ассоци­ативном мышлении.

По мнению большинства психологов мысли, чувства и воспоминания являются результатом кор­реляции (ассоциации) между уже упорядоченными данными и новыми данными, постоянно восприни­маемыми через органы чувств. При ассоциации данных возникают определенные схемы. Разум в целом, или личность, состоит из миллионов схем, складывающихся в метасхему (этим термином мы будем пользоваться и далее). Все можно назвать «данными», будь то ощущения, воспоминания, фан­тазии, убеждения, ценности, методики, правила или сочетание всего вышеперечисленного в любом виде. Ваша память хранит в себе коллекцию ранее упорядоченных схем. Новая информация сравнива­ется с уже усвоенной, новые ассоциации формиру­ют новые схемы или модифицируют старые; одна новая порция сведений может изменить представле­ние о проблеме в целом. Надо сказать, наиболее крупные схемы весьма устойчивы и консервативны — человек скорее сойдет с ума, чем признает, что он должен изменить свою метасхему мышления. Хо­рошо известно, что люди, успешно изменившие свои метасхемы, обычно собирают вокруг себя на­иболее фанатичных последователей: сразу же при­ходят на ум св. Павел и В. Ульянов (Ленин).

Так где же связь? Закон Ассоциации можно рас­сматривать как повторное утверждение основного принципа человеческого разума: «Любые сведения, соотнесенные с ранее упорядоченной информацией, включаются в общую схему, углубляя понимание, а следовательно, и контроль над тем или иным фе­номеном».

Не забывайте о том, что упорядочение данных не обязательно происходит на сознательном уровне.

На самом деле, это происходит весьма редко. Об­ладание локоном волос, тайным именем человека, его родословной — все это можно считать мето­дами получения сведений о нем. Некоторые сведения могут быть получены и упорядочены на подсозна­тельном или даже психическом уровне. Каждая но­вая частица схемы дает вам рычаг для воздействия на нее. Или же, если вы собираетесь сотворить более абстрактное заклинание, то окружаете себя красками, запахами, звуками, образами, формами — всеми видами воздействия на ваше восприятие — напоминающими о предмете заклинания. Таким об­разом, вы храните определенные схемы, связанные с предметами или людьми, на поверхности вашего разума и усиливаете свою сосредоточенность на них. Ключевая фраза закона Ассоциации — «общ­ность управляет вещами».

Закон Идентификации сочетает законы Зна­ния, Ассоциации и Персонификации. Он гласит, что благодаря максимальной ассоциации между ва­шей метасхемой и метасхемой другой сущности вы можете на самом деле стать этой сущностью и об­рести ее силу. Максимально ассоциируя и упорядо­чивая данные о сущности или феномене, вы укреп­ляете свое знание о нем. Творческий акт вживания в образ другой сущности дает вам не только новые сведения, но и представление о том, как эта сущ­ность воспринимает себя изнутри. Вы изучаете свою личную метасхему с точки зрения иного сознания. Разумеется, это приводит к более тесному сродству, но чревато отождествлением с данной сущностью. Всякие мысли о разделении исчезают, и вы можете делать все, на что способна сущность, поскольку уже являетесь ею.

К сожалению, многие люди настолько теряются внутри чужой сущности, что не могут выбраться обратно. Они теряют всякое осознание себя как само­стоятельной личности. Два существа не отдельны друг от друга и не равны, и сильнейшее поглощает слабейшее. В зависимости от общества и культуры это известно либо как безумие, либо как святость. Закон Идентификации имеет преимущественно те­ургическую природу, поскольку, достигнув цели, вы больше не в состоянии продолжать эксперимен­ты, да и не хотите этого делать. Если идентифи­кация временная, мы имеем нечто, называемое одер­жимостью «небесными» или «демоническими» силами. Ключевая фраза здесь — «одно может стать другим».

Закон Синтеза, или единства противоположно­стей, гласит, что в результате синтеза двух проти­воположных идей рождается третья, более высокого уровня, чем первые две. Эта третья идея является не компромиссом между двумя предыдущими, а чем-то совершенно новым.

Закон Синтеза очень полезен, хотя на Западе он используется больше для мистических, чем для ма­гических целей. Говоря упрощенно, он позволяет удерживать два конфликтующих объема данных, не испытывая беспокойства или умственного напря­жения. Такая схема сознания поддерживает различ­ные виды адаптивного поведения. Она позволяет че­ловеку более гибко изменять свои убеждения и систему ценностей, когда это необходимо. Она от­влекает внимание от неприятных противоречий и таким образом снимает напряжение.

Когда напряжение исчезает, старые и новые дан­ные перестают конфликтовать между собой. В ре­зультате появляется нечто совершенно новое: сущ­ность синтеза первоначальных убеждений.

Существует множество трудов, материала по этому вопросу, от еврейской каббалы до тибетской тантры и Карла Маркса. Их объединяет одно: ос­нователи правильно использовали принцип, но последователи запутались в результатах из-за не­достаточной осведомленности. Ключевая фраза за­кона — «синтез воссоединяет».

Закон Синтеза тесно связан с законом Проти­воположности, который гласит, что (а) все можно разделить на две совершенно противоположные ха­рактеристики и (б) каждая из этих противополож­ностей содержит в себе сущность другой*.

 

*Доктор Регарди предпочитает утверждать, что каждая проти­воположность содержит «потенциал» другой в своей сущности. — Прим. автора.

 

Этот закон часто проявляется в мистических ком­ментариях, вроде «черноты белого и белизны чер­ного» и так далее. Фактически сама сущность чер­ного заключена в сущности белого, и наоборот. Этого уже должно быть достаточно, чтобы раз и навсегда разобраться с лоботрясами, верящими в «черную магию», «белые чары» и прочую чепуху. Однако, зная об упрямстве религиозных фанатиков, трудно ожидать, что они когда-либо проявят терпи­мость и понимание. Скорее, они сожгут мою кни­гу, будут тщетно насылать на меня порчу или ус­троят пылающую пентаграмму на лужайке перед моим домом.

Наиболее известный парафраз этого закона в западном оккультизме гласит «что наверху, то и внизу», или «макрокосм содержится в микрокосме». Последняя фраза интересна, поскольку верующие ус­танавливают прямые отношения разума, тела и духа со структурой Вселенной. Это приводит к играм с хиромантией, астрологией, френологией, гадани­ем по внутренностям и так далее, основанным на предполагаемых соответствиях. Хотя все во Вселенной действительно можно соотнести или ассоции­ровать с чем-либо, польза такого соотношения всег­да должна подвергаться испытанию на практике. Какой бы красивой ни выглядела схема, если она не работает в приложении к другим схемам, то имеет лишь эстетическую ценность. (Хотя я приз­наю, что в некоторых областях, например в мате­матике, изысканное построение может долгие годы оставаться бесполезным, пока кто-нибудь не найдет ему применение.) Ключевая фраза здесь — «все имеет свою противоположность».

Закон Равновесия весьма прост. Он гласит, что если вы хотите выжить, не говоря уже о приоб­ретении могущества, то должны уравновешивать все аспекты своего бытия. Чтобы выжить, вам нуж­но обладать определенной силой или энергией. Ее избыток или недостаток приводит к гибели. Имен­но поэтому сторонники как «белой», так и «чер­ной» магии в конечном счете зайдут в тупик. Фа­натизма следует избегать. Чем чаще вы впадаете в крайности, тем становитесь менее гибким и вос­приимчивым к переменам. Поскольку гибкость — понятие относительное, необходимо поддерживать динамическое, а не статическое равновесие. Как видим, этот закон вписывается в более крупную группу «парадоксальных законов», а именно, за­конов Синтеза, Противоположностей и Правдивой Лжи. Ключевая фраза здесь — «сохраняй рав­новесие».

Закон Бесконечных Данных гласит, что позна­ние никогда не кончается (еще его, менее серьезно, называют законом Бесконечного Простора), Взя­тый в качестве основной рабочей предпосылки, он предотвращает стагнацию и отчаяние, побуждает к постоянному поиску новых сведений, и таким об­разом, к выживанию. Он также стимулирует разумную осторожность, ведь нельзя заранее сказать, насколько опасным может оказаться новое знание. Ключевая фраза — «всегда есть что-то новое».

Закон Ограничения Восприятия имеет сугубо практическое значение. Вы не можете слышать, пробовать, обонять или прикасаться к вещам глаза­ми, если вы не младенец с природной синестезией*

 

*Состояние, когда чувства еще не отделены друг от друга. — Прим. автора.

 

или взрослый, принявший изрядную дозу мескалина. Ваше зрение ограничено лишь одной разновидно­стью сенсорного сканирования: небольшим отрезком спектра электромагнитных излучений, соответству­ющим видимому свету. Все наши чувства ограни­чены подобным образом, как по типу, так и по масштабу обработки информации. Мы не достигли пределов доступной информации о Вселенной, и нет никаких признаков того, что мы когда-либо достигнем их. Нет и доказательств того, что ин­формация, доступная нашим чувствам, является всей существующей информацией. Таким образом, есте­ственно предположить, что общий объем сведений бесконечен. Ключевая фраза этого закона — «мы не можем видеть все».

Закон Бесконечных Вселенных гласит, что су­ществует бесконечное множество способов изучения Вселенной, и следовательно, число Вселенных тоже не ограничено. Этот закон является прямым следствием закона Бесконечных Данных. Если объем информации не ограничен, то схемы и метасхемы, возникающие в результате манипулирова­ния информацией, также бесконечны — в сущно­сти, это бесконечность более высокого порядка, но пусть в этом разбираются математики. Интересно заметить, что буддийские и индуистские теологи применяли этот закон за тысячи лет до того, как современные астрономы осмелились предположить возможность существования бесконечного количе­ства звезд и планет. В нашей Галактике — более ста миллиардов звезд, в физической Вселенной — более ста миллиардов галактик, и многие астро­номы вполне серьезно говорят о других галактичес­ких скоплениях в иных физических вселенных.

Этот закон можно рассматривать и с другой точки зрения. Восприятие каждого существа по-сво­ему уникально. Вы состоите из миллиардов раз­личных атомов и молекул, образующих неповто­римый энергетический рисунок. Если хотя бы один атом изменится, то и вы изменитесь. Фактически, это уже произошло, пока вы читали это предло­жение! Вы выдохнули миллионы атомов и вдох­нули новые; миллиарды атомов и молекул в клет­ках вашего тела распались и перестроились в новых сочетаниях. Вы уже не тот человек, которым были десять секунд назад, и хотя прочность вашей метасхемы не дает вам заметить это, ваш разум тоже изменился. Одни клетки мозга умерли, другие — сохранили ощущения, поступившие от органов вашего тела. Лишь благодаря консерватизму вашей метасхемы вы сохранили свою личность.

У вас есть сенсорная система, абсолютно отличная от любой другой; разумеется, большинство людей устроено одинаково, но нет двух существ, вос­принимающих мир совершенно одинаковым обра­зом. В этом смысле, все мы живем в разных все­ленных, и сейчас на планете Земля существует по меньшей мере три с половиной миллиарда таких вселенных. Не стоит забывать о том, что лишь в нашей Галактике существует более ста миллионов планет, подобных Земле. И все эти бесчисленные вселенные постоянно изменяются!

Ваша личная вселенная зависит от ваших ощуще­ний и того, как вы их интерпретируете. Первое обусловлено вашим физическим состоянием, а вто­рое — познавательной способностью вашего разу­ма. Измените одно или другое, и вы попадете в иную вселенную. Глухие или слепые люди живут во вселенной, где нет таких вещей, как свет или звук. Если вы измените свою метасхему, то ваша вселенная изменится соответствующим образом.*

 

*Серия «Чародей-недоучка», созданная Л. Спрэгом де Кемпом и Флэтчером Праттом, основана на следующей предпосылке: герой пользуется символьной логикой, чтобы переходить из одной вселенной в другую, меняя свою метасхему и попадая в мир, где магия действует, а наука — нет. — Прим. автора.

 

Наименее эффективный способ изменить восприя­тие и состояние рассудка — это использование нар­котиков. Ключевая фраза закона Бесконечных Все­ленных сформулирована очень просто: «бесконеч­ные вселенные существуют».

Пожалуй, пришла пора для двухминутной про­поведи о наркотиках. В магических ритуалах нар­котики используются очень ограниченно. В основ­ном, они полезны для того, чтобы убедить сомневающихся адептов в существовании различных вселенных. В других случаях, умеренные стимуля­торы или транквилизаторы применяются для изме­нения электрохимического баланса организма по конкретным причинам, которые мы определим поз­днее. Использование наркотиков для перехода к иным вселенным весьма опасно. Они редко обес­печивают (если вообще обеспечивают) полный пе­реход, чаще оставляют вас где-то посередине. В своей постоянной форме такое состояние известно

как безумие Кроме того, существует такая незначительная проблема, как контроль над количе­ством и качеством доз; почти все, что имеется на продаже перемешано с разным мусором. Иногда проблемы возникают из-за того, что родители лгут своим детям о марихуане, в результате чего дети считают, что им лгут так же о кокаине, героине и амфетаминах. У меня есть новости для, вас ребята: они не лгут! «Все хорошо в меру», как говорит старина Будда. Но такие вещества, как ге­роин или крэк, категорически нельзя принимать. Они сгноят ваш разум погубят тело, выжгут душу короче говоря сделают вас похожими на членов нашего правительства. Все, конец проповеди.

Закон Прагматизма очень прост: «если это действует, значит это истинно». Если инфор­мация схема или метасхема помогает организму вы­жить то она «истинна» во всем, что касается дан­ного организма. Если все вышеперечисленное не помогает а мешает выживанию, то организм от­вергает это как «ложь», либо погибает. Ключевая фраза совпадает с формулировкой закона: «если это действует, значит это истинно».

Совместив это высказывание с законом Бесконечных Вселенных, мы получаем интересный результаг истину можно определить как функцию веры Это «плевок в лицо» современному научному подходу, который заключается в том, что «истина рождается в лабораториях». Практически вся современная наука основана на вере в научную методологию. Это прагматично, а следовательно «истинноно едва ли является Абсолютной Истиной.

Тот, кто действительно изучает свои убеждения (сверяет неподтвержденные предположения с «объ­ективной» реальностью) и специализируется в на­учной методологий, обладает значительно большей гибкостью, чем тот, кто считает свою веру догмой. Салливан, комментируя тот факт, что первый закон механики базируется на теоретической ситуации, не существующей в физической Вселенной (и сле­довательно, невозможной для экспериментального подтверждения), сказал: «Этот закон был выбран потому, что он оказался наиболее удобным. Он с непревзойденной простотой и точностью описывает сложнейший феномен движения. Следует помнить: то, что ученые подразумевают под истиной, в ко­нечном счете является удобством. Кем бы они себя ни считали, ученые прежде всего практики и прагма­тики».

Итак, если я верю, что реальный Тор помогает мне устроить грозу, значит, Тор существует. Ин­тересно, что подумают теологи, читающие эти строки?

Мы подошли к очень важному закону, который называется законом Правдивой Лжи. Он относится к сведениям, противоречащим обычным метасхемам, но тем не менее работающим на практике. Ваша метасхема считается «истинной» или «реальной», поскольку она помогает вам выжить. Таким обра­зом, мы можем иметь две противоречащие друг другу истины. В любой другой системе это может привести к утрате ориентиров или даже к безу­мию. Однако в магии есть закон Синтеза, позво­ляющий удерживать противоположные истины до

принятия окончательного решения. Вы можете прий­ти к выводу, что реального противоречия не суще­ствует, или синтезировать новую истину. Однако до тех пор пока вы этого не сделаете, сохраняется ситуация «правдивой лжи». В магии мысль обла­дает большей силой, чем где-либо еще. Поэтому ключевую фразу можно сформулировать так: «если это парадокс, то, возможно, это истина».

У этого закона есть одно неожиданное следст­вие, отчасти объясняющее, почему нарушителям всяческих законов иногда удается добиться хоро­ших результатов. Если кто-то искренне верит, что может нарушать или игнорировать законы магии, то, возможно, это в самом деле так! Это проис­ходит потому, что его вселенная не содержит воз­можности катастрофических последствий непод­чинения законам. Тем не менее я должен предуп­редить вас, что столь искренней веры практически невозможно добиться путем обычного внушения. Да­же если вы искренне верили в свою исключитель­ность до сегодняшнего дня, то сейчас не верите, по­тому что я заронил в вашу душу семена сомнения. Прошу прощения и надеюсь, что чтение этой книги поможет вам возместить утрату веры приобретением знаний.

Последний основной закон называется законом Персонификации с двумя подзаконами: Инвокации и Эвокации. Основной закон гласит, что любой феномен можно считать живым и обладающим соз­нанием — короче говоря, личностью.

По своей природе человек склонен к персони­фикации неодушевленных объектов. Если вы стук­нетесь лбом о дверь, то выругаете ее так, будто она живая и может обидеться на вас. Вообще говоря, это полезно, поскольку разряжает ваш гнев и сни­мает напряжение без вреда для окружающих. Хотя теория Универсального Анимизма уже не так по­пулярна, как раньше, среди антропологов и иссле­дователей так называемых примитивных религий, мы продолжаем персонифицировать предметы, осо­бенно во времена потрясений или кризисов.

Предлагаю свою доморощенную теорию: чело­веческие существа пребывают в детстве дольше, чем любое животное. Растущий ребенок получает подавляющую часть информации от родителей и других близких людей. Когда у него развивается ассоциативное мышление, он начинает соотносить поступающую информацию со схемой человеческо­го поведения — самой ранней и наиболее крепко отпечатавшейся в его сознании. Позднее, в зрелом возрасте, он познакомится с другими схемами, ко­торые можно использовать для сопоставления, но ничто не займет место той первой схемы, особенно во время кризиса, когда разум кричит: «Беги к лю­дям за помощью», а в сознании вспыхивают образы родителей.

Отсюда и та легкость, с которой люди персо­нифицируют неодушевленные предметы и даже аб­страктные идеи. Отсюда всеобщая тенденция лепить богов и демонов по нашему образу и подобию, не говоря уже о том, что человекоподобные боги оп­равдывают ребяческое поведение своих привержен­цев. Ключевая фраза закона Персонификации — «все можно представить личностью».

Законы Инвокации и Эвокации гласят, что в пределах своей метасхемы человек может взывать к неким разумным сущностям и даже вызывать их при помощи определенных действий. Разумеется, эти сущности являются лишь персонифицированны­ми схемами, но то же самое можно сказать о лю­бых существах, включая ваших друзей. По выра­жению Кроули, «часто бывает удобнее допустить объективное существование «ангела», наделяющего нас знаниями, чем признать, что наша собственная инвокация пробудила сверхъестественную силу в нас самих». Добавлю, что персонификация удобна как разновидность конформизма, поскольку пара­нормальные способности человека часто устрашают его.

На этом мы пока завершим список основных за­конов магии. Я не сомневаюсь, что существуют и другие. Есть также ряд методов и процедур, кото­рые многие люди возводят в ранг законов. Здесь же мы вкратце рассмотрели определенные принци­пы, которые можно найти почти в любой книге о западной, восточной или антропологической ма­гии.

Несомненно, найдутся и те, кому захочется допол­нить этот список какими-нибудь «нравственными законами». Я еще не встречал нравственных за­конов (за исключением самовнушенных), которые могли бы найти применение в магии, и отказы­ваюсь засорять научную книгу законодательными актами, принадлежащими царству этики и рели­гии. Хотя я лично считаю, что никакая наука не должна использоваться для истребления людей, я не могу навязать свою точку зрения ни законам бал­листики, если в меня целятся из пистолета, ни моим читателям, которые, вероятно, с удовольствием сде­лали бы то же самое.

Желающие могут включить мораль в закон Причин и Следствий, работающий в магии, каки в любых других областях науки. Подобно неук­люжему мальчишке с иглой и ниткой, они на­плачутся, пытаясь пришить одно к другому.

Читая оккультные труды, вы обнаруживаете в них разнообразные законы, принципы, правила, методы, пути, техники, откровения и так далее ad nauseam*.

 

*До тошноты (лат.) — Прим. автора.

 

По большей части, их нетрудно свести к общим или частным проявлениям основных зако­нов; если вы найдете нечто совершенно новое, дай­те мне знать об этом. Тем не менее, если не счи­тать таких авторов, как Кроули и Форчун, вы обнаружите, что принципы, проповедуемые в ок­культных книгах, погребены под «тоннами» абст­ракций, нравственных рассуждений, предрассудков и обычного мусора. Их пишут люди, сами не име­ющие принципов, если не считать их солидного счета в банке. В наши дни «оккультизм» пишется как occultism.

Глава 2

Развлечения и игры с определениями

 

— Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, — сказал Шал­тай-Болтай презрительно.

— Вопрос в том, подчинится ли оно вам, — сказала Алиса,

-- Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, — сказал Шалтай-Болтай. — Вот в чем вопрос!

Льюис Кэрролл, Алиса в Зазеркалье

 

Льюис Кэрролл только что представил нам одну из труднейших лингвистических проблем — вопрос о том, обладают ли слова тем смыслом, ко­торый мы в них вкладываем, или же имеют внут­ренний смысл, существующий независимо от того, нравится нам это или нет. Эта проблема доставила немало беспокойства преподавателям английского языка. Словари и учебники грамматики отражают то, как мы пользуемся словами, или то, как нам следует пользоваться словами?

Как бы там ни было, официальные ученые и оккультисты пользуются усложненным техническим жаргоном, а нам, простым смертным, нужны слова с ясным и конкретным значением. Но язык — очень хитрая штука. Как только мы подбираем слово, по­являются синонимы, омонимы, антонимы, и мы вяз­нем в трясине соперничающих символов.

В идеальном случае язык представляет собой на­бор символов с правилами их использования и предназначен для определенного количества людей. Некоторые языки, вроде русского, английского и китайского, служат средством общения для сотен миллионов людей. Другие, например нотная грамо­та и языки компьютерного программирования, имеют значительно менее широкое распространение.

Хотя слова и должны обладать определенным смыслом, чтобы люди могли разговаривать друг с другом, тем не менее мы часто пользуемся одина­ковыми словами для обозначения разных явлений или различными словами для описания одного и того же действия. Возможно, вам будет интересно узнать, что большая часть этой главы посвящена оп­ределению трех коротких слов, известных всем и каждому: «оккультизм», «наука* и «магия».

Существительное, например «собака», является знаком, который можно озвучить или изобразить. Когда вы читаете или слышите этот знак и ассо­циируете его с определенным понятием в своем сознании, то превращаете его в символ. Такое опи­сание, как «четвероногое млекопитающее, покры­тое шерстью, издающее лающие звуки, обладаю­щее особым запахом и т. д.», является определением «собаки». Как можно убедиться, определения почти всегда гораздо длиннее, чем слова, которые они определяют. Проблемы возникают в том случае, когда люди имеют различные определения для од­ного и того же слова или же пользуются разными словами для выражения одинаковых понятий.

Если вы скажете своим друзьям, что недавно ви­дели гритца, они, пожалуй, спросят вас, что это такое. Вы можете дать следующее описание: «Он примерно сорока футов ростом, четвероногий, очень шумный, довольно безобразный и не поль­зуется дезодорантом». Если вы остановитесь на этом, один из ваших друзей может предположить, что вы видели динозавра, другой — исполинского трубкозуба, третий — Годзиллу и так далее. По мере того как ваше описание-определение обраста­ет новыми подробностями, друзья начинают качать головами и спрашивать, сколько вы выпили. Но если тысяча людей видит гритца (не говоря уже о тесно связанных с ним гротце и гратце) в течение долгого времени и каждый пробует описать его, вы получите Тысячу разных описаний гритца, хотя каждый узнает его с первого взгляда.

Разобравшись с этим, давайте перейдем к теме обсуждения и попробуем определить несколько ос­новных терминов, которыми мы будем пользоваться в этой книге. «Некоторые слова очень вредные... Впрочем, я с ними со всеми справляюсь. Светово-дозвуконепроиицаемость! Вот что я говорю!»







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 398. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия