Формирование человекоориентированного проектирования
Новые подходы и методы проектирования разрабатываются с начала 60-х годов. [32]. Появление новых подходов и методов проектирования означало стремление найти не только новые приемы, но и новые цели, выйти на новые рубежи. "Проектирование оказывается все меньше направленным на сам разрабатываемый объект и все больше — на те изменения, которые должны претерпеть производство, сбыт, потребитель и общество в целом в ходе освоения и использования нового объекта" [33, с.45]. Главная трудность заключается в том, что проектировщик должен на основании современных данных прогнозировать некоторое будущее состояние, которое возникнет только в том случае,если его прогнозы верны. Предположения о конечном результате проектирования приходится делать еще до того, как исследованы средства для его достижения. Проектировщик вынужден прослеживать события в обратном порядке: от следствий к причинам, от ожидаемого влияния данной разработки на мир к началу той цепочки событий, в результате которой и возникает это влияние. Как умерить крайности технико-центрированного проектирования?
Предлагаемые в разных странах подходы к проектированию, альтернативные технико-центрированному, имеют общую направленность, что позволило назвать их уравновешивающими,так как в их основе лежит идея о том, что человек при проектировании систем также важен [34]. Со сложной проблемой включения человека в техническую систему столкнулись, как уже отмечалось ранее, разработчики больших систем. Одним из наиболее известных уравновешивающих подходов является социотехническое проектирование систем. Этот подход был разработан группой исследователей из английского института исследования труда г.Та-вистока, основанного в 1946 г. На примере реорганизации угольных шахт Уэльса была предложена концепция социотехнической системы [34]. Логика социотехничес-кого проектирования заключается в том, что для создания эффективных производственных систем необходима оптимизация как технических, так и социальных составляющих систем [35]. Концентрация внимания только на одном из этих компонентов привела бы к некоторой форме субоптимизации. Понятие задачи, лежащее в основе психологических и эргономических концепций проектирования производственных систем, определяет и концепцию социотехни- З18 ческой системы. Рабочие задачи связывают, сочленяют человека и организацию, социальную и техническую подсистемы [35]. В концепции социотехнической системы обоснован подход, получивший название метода группового участия, в соответствии с которым работникам автономных рабочих групп предоставляется свобода организовывать трудовой процесс без каких-либо жестких процедур, навязываемых им администрацией. Основополагающим является принцип, согласно которому люди определяют показатели эффективности и качества функционирования организации. Машины только помогают людям. Именно люди оперируют машинами, организуют работу и приводят организацию к успеху. Для того чтобы преуспевать, предприятию требуется поддержка всех его сотрудников [36]. Критика исследователей из Тавистока связана с тем, что они почти не касались проектирования техники и выбора вариантов технологий. Проблема соотношения социальных и технических составляющих системы предметно заявила о себе при создании новых технологий и их освоении в производстве. Компьютезированные производственные системы представляют собой одновременно и технические, и социальные системы, так как успешное функционирование большинства из них зависит от способности операторов компенсировать ограничения техники [37]. Объединение социального и технического проектирования, при котором взаимосвязанно рассматриваются и социальные, и технические, и экономические вопросы, обусловливает не только изменение методологии проектирования, но и формирование новых ценностей, которые становятся принципами создания техники. Эти ценности противостоят принципам системы Ф.Тейлора. Тейлоризм как система рационализации труда и управления, возникший в конце XIX — начале XX века, подвергнут серьезной и обстоятельной критике. Тем не менее он продолжает определять систему ценностей развития производства и дает о себе знать в разработке технических и программных средств. Для формирования подходов в проектировании, альтернативных технико-центрированному, необходимо, считают П.Т.Кидд и Дж.М.Корбетт, сформулировать нетейлористический набор ценностей для проектирования техники и организации труда [38] {табл. 9-1). Эти два набора ценностей влияют на мышление проектировщиков, и соответственно создаваемая ими техника значительно отличается в зависимости от ориентации на ту или иную шкалу ценностей [39]. Проблема, однако, состоит в том, что одно дело согласиться с не тейлоровским набором ценностей, и совсем другое — воплотить на практике связанные с этим изменения проектного мышления. Системное проектирование следует также отнести к уравновешивающим подходам. Термин "системное проектирование" отождествляется с системным подходом к проектированию, а само оно выделилось как особый вид проектировочной деятельности [40]. Системное проектирование отличается от системотехнического проектирования тем значением, которое оно придает человеку-оператору в проектируемой системе. "Из предположения, что проектировщик осуществляет целесообразное поведение, следует, что каждая система, созданная человеком, должна иметь назначение, т.е. набор целей. Назначение системы должно в конечном счете определяться человеческими потребностями и зависеть от них. Таким образом, поведение человека представляет интегральный аспект всякого системного проектирования, хотя бы потому, что заказчики, потребители, персонал технического обслуживания, операторы, должностные лица и т.п. являются людьми, а также потому, что и сами проектировщики систем — люди" [41, с.168].
Еще одним уравновешивающим подходом является практика привлечения к проектированию систем людей, которые будут действовать с ними. Для любой технической или организационной системы имеется ряд альтернативных решений. Эти решения должны приниматься не для людей, а с людьми, которых они касаются. Использование профессиональных знаний рабочих или операторов становится неотъемлемой частью проектирования систем "человек —машина". Рассматриваемый подход в проектировании имеет много позитивных идей и установок, сложившихся форм и методов его воплощения на практике. Поиски подходов в проектировании, альтернативных технико-центрированному.достигли такого уровня; развития в авиации, что они иногда декларируются в форме, подобной манифесту: "Касательно сложных систем человек-компьютер, которые должны работать в очень динамичном окружении с высоким риском: ♦ Мы убеждены, что современная автоматизация слишком часто отражает увлечение технологией и что ее разработчики уделяют слишком мало внимания тому, как люди предпочитают работать в конкретных ситуациях и условиях. ♦ Мы убеждены, что автоматизация, ориентированная на технологию, склонна уменьшать участие человека в задачах системы и тем самым вредит знанию человеком ситуации; и это представляет нежелательные последствия современного проектирования систем, которые к тому же опасны в системах с высоким риском. ♦ Мы убеждены, что в системах, где человек отвечает за безопасность выполнения основного назначения, автоматизация должна быть предсказуемой, чтобы человек мог легко распознать поведение системы, отклоняющееся от нормы. ♦ Поэтому мы полагаем, что автоматизация самолета в определенной мере должна быть менее гибкой с целью быть более понятной для ее операторов. ♦ Мы считаем, что адаптирующаяся ("самоадаптирующаяся") автоматика потенциально представляет серьезную угрозу для целостности системы в гражданской авиации и для определяющей роли человека-пилота в управлении, которая необходима ему, чтобы нести ответственность за безопасность полета. ♦ Поэтому мы считаем, что в гражданской авиации автоматика должна быть адаптируемая (оператором), но не адаптирующаяся, чтобы гарантировать способность человека понимать и предсказывать ее поведение и сохранять руководящую роль в человеко-машинной системе. Автоматика самолета не должна быть способна узурпировать эту роль людей-операторов" [42, р.269]. Рассмотренные подходы в проектировании, альтернативные технико-центрированному, убеждают в том, что без кардинального изменения во взгляде на объект проектирования вряд ли возможно в проблеме "человек —машина" выйти за пределы узкоинженерного подхода. "Для человека орудия и машины, язык и наука суть органы его деятельности — как внешней, так и внутренней.ум-ственной. И это до такой степени верно, что если мысленно отнять у человека эти органы, то он окажется полностью потерявшим способность к какой бы то ни было человеческой деятельности" [43, с.9]. Конструкторы, как правило, прежде всего проектируют, отмечает К.Крёмер, технические системы, оборудование, станки и лишь затем предпринимают попытки учесть и характеристики человека-оператора. При таком подходе ограничения, наложенные на проект, резко сужают возможности совершенствования технического объекта на основе знаний о человеке и его деятельности. Ученым обосновывается необходимость другого подхода, при котором проектирование "начинается с учета особенностей и возможностей человека-оператора, и потом улучшает, усиливает или модифицирует эти характеристики с помощью специальных устройств. Именно так, «естественно», развивалось большинство инструментов, предназначенных для различных видов труда. Во всяком случае возможности человека-оператора и требования задачи должны увязываться друг с другом с самого начала процесса проектирования" [44, р. 69]. Человек вооружил свой глаз оптическими "орудиями", с помощью микроскопа и телескопа вышел на бесконечные просторы жизни и Вселенной. Человек создал акустические усилители. Ранее были созданы "усилители" кинестезии и осязания. Ими практически явились все орудия труда, с помощью которых человеческая рука стала универсальным органом труда, познания и общения. С помощью вычислительной техники стало возможным создание подобных усилителей для мыслительных способностей человека. "Вслед за трудом (автоматизация производства) и общением (средства коммуникации) техника вплотную подошла,— писал Б.Г.Ананьев в 1966 г.,— к познанию, усиливая, таким образом, самые важные сущностные силы человека как субъекта труда, общения и познания" [45, с. 17]. Есть зона досягаемости руки, зона видимости, зона слышимости. К ним можно добавить зону досягаемости нашего голоса. С.М.Эйзенштейн называл голос звуковой конечностью. Не так просто решить, какую из этих перечисленных зон принять в качестве границы. А если мы вооружим руку, глаз, ухо, голос инструментами, то увеличим их практически беспредельно. Вопрос о границах потеряет смысл. И это не шутка. Представим себе зонд в руках хирурга. Для того чтобы им успешно пользоваться, осязательная чувствительность его пальцев должна переместиться на кончик зонда. Но не только чувствительность. М.Мерло-Понти так описывает запечатленную методом замедленной киносъемки работу А.Матисса: "Кисть, которая, если смотреть на нее невооруженным глазом, просто перескакивала от одного места к другому, теперь, как стало видно при замедленной съемке, ведет себя по другому: она будто размышляет в растянутом времени, делает десятки пробных движений, танцуя перед холстом, несколько раз едва касаясь его, и вдруг стремительно, как удар молнии, наносит единственно нужную линию" [Цит. по: 46, с.302]. Обратим внимание на "размышление" кисти. В действии субъект, движение и предмет смыкаются в единое психофизиологическое и психофизическое образование. Мерло-Понти писал о том, что наше тело "образует из других вещей сферу вокруг себя, так что они становятся его дополнением и продолжением. Вещи уже инкрустированы в плоть моего тела, составляют часть его полного определения, и весь мир скроен из той же ткани, что и оно" [47, с. 15]. Это выражается, в частности, в том, что расширяется наше ощущение собственной схемы тела. Она включает в себя одежду, скафандр, автомобиль, самолет, танкер и т.п. Без этого невозможны адекватное обстоятельствам поведение, эффективная деятельность. Происходит очувствление (этот неуклюжий, но осмысленный термин принадлежит робототехнике) орудий, предметов, благодаря которому мы обращаемся с ними так же произвольно, как и со своим телом. Сфера вещей, предметов, орудий вокруг нас — это и есть элемент техносферы. Происходит и опредмечивание нашего тела, наших органов чувств. Ч.Шеррингтон говорил о предметных рецепторах а К.Маркс даже об органах чувств — теоретиках. Имеются еще более разительные примеры. Скульптор отсекает от дикого камня все лишнее, кроме того, что он видит внутри него. Когда же он ошибается, отсекая что-то от своего образа, он испытывает физическую боль. Значит, в глыбе мрамора находится искомый образ, а в этом образе находится сам скульптор. Он не ищет образ в глыбе, а освобождает его (и себя) из нее, из темницы, в которую он переселился. Нечто аналогичное происходит с актером, чувствующим образ, роль, которую он играет, изнутри. Иначе обстоит дело у музыканта. М.Ростропович рассказывал журналисту о двух своих портретах с виолончелью, выполненных Дали и Гликманом: "Так у Дали мы вдвоем с виолончелью, я держу, все отлично. А у Гликмана — я есть, а виолончель стала таким красным пятном у меня на животе, вроде вскрытой брюшины. И в самом деле я ощущаю ее теперь так, как видимо, певец ощущает свои голосовые связки... Она перестала быть инструментом" [48, с.12]. Это пример не уникальный, но он превосходно описан мастером. М.Мерло-Понти назвал бы это инкрустацией инструмента в тело человека. Подобное возможно лишь в том случае, если человек одухотворяет предмет, вкладывает в него и в действие с ним свою душу или хотя бы ее частицу. Справедливо и обратное. В случае Ростро-повича мастер вобрал в себя через виолончель часть души ее создателя, Страдивари. Инструменты, орудия, таким образом, могут выступать не только как продолжение или усиление органов человеческого тела, но и как продолжение души. Звучащая виолончель представляет собой продолжение душ Страдивари — Ростроповича. Г.Гейне говорил о том, что выдающиеся пианисты достигают такого уровня мастерства, что "рояль исчезает, остается одна музыка". Происходит двусторонний процесс. Вещи инкрустируются в плоть человеческого тела, а сам человек, по мысли М.М.Бахтина, инкарнируется (воплощается) в мир, становится участным в бытии. Его мышление становится поступающим: "Действительно поступающее мышление есть эмоционально-волевое мышление, и эта интонация проникает во все содержательные моменты мысли. Эмоционально-волевой тон обтекает все смысловое содержание мысли в поступке и относит его к единственному бытию — событию. Именно эмоционально-волевой тон ориентирует в единственном бытии, ориентирует в нем и действительно утверждает смысловое содержание" [49, с. 41]. Значение эмоционально-волевого тона для поступающего мышления и сознания, подчеркиваемое М.М.Бахтиным, означает, что поступающее мышление, как и поступок, движется и живет не в психической сфере, не в воображении, оно свершается в бытии, в действительной жизни.
|