Психологическая драма:
Кандавл и Гигес (8)
Кандавл все рассказывал своему телохранителю Гигесу, включая и то, как красива его жена. Однажды, усомнившись в том, что Гигес верит ему, господин приказал подстеречь жену и своими глазами увидеть ее обнаженной. Гигес так и поступил, так как не мог ослушаться хозяина. Жена в свою очередь, заметив Гигеса, поставила его перед выбором: убить мужа, жениться на ней и стать царем или же себя самого за такую наглость. "Пораженный ее словами, Гигес сначала не знал, что ответить, а затем стал молить царицу не вынуждать его к такому страшному выбору. Гигесу не удалось все же убедить ее. Тогда, видя, что выбор неизбежен – или убить своего господина, или самому пасть от руки палачей,– он избрал себе жизнь.."
Камбис и Псаменнит
Камбис, желая испытать мужество и стойкость Псамменита, отправил его дочь с остальными знатными девушками за водой, а сына приказал повесить в отмщение за митиленцев, погибших с кораблем в Колинфе. Псамменит лишь потупил глаза, узнав о бедах, ждущих его детей. Однако,увидев старого друга уже преклонного возраста, ставшего нищим, расплакался. Камбис, пораженный, спросил, в чем дело: “Сын Кира! Несчастья моего дома слишком велики, чтобы их оплакивать. Несчастье же друга, который ныне, на пороге старости, из роскоши и богатства впал в нищету, достойно слез”.
Периандр и Ликофрон
Царь Периандр выгнал своего сына из дома, потому что тот, узнав о смерти матери(ее убил Периандр), не разговаривал с отцом. Никому нельзя было принимать у себя Ликофрона, и тот, смирившись, стал околачиваться где попало. Периандр, однажды, увидев нищего и голодного сына на улице, сжалился над ним, пытался призвать к благоразумию, но тот был непреклонен. Через некоторое время Периандр отправил вестника сообщить о том, что передает свою власть Ликофрону. Три раза царь посылал за ним, но согласился юноша только на третий. Периандр стал готовиться к отъезду из города, а народ, узнав об этом, убил Ликофрона, за что Периандр им потом будет мстить.
"...Но если кто у них доживет до глубокой старости, то все родственники собираются и закалывают старика в жертву, а мясо варят вместе с мясом других жертвенных животных и поедают"
Псамменит был уличен в подстрекательстве египтян к мятежу. Услышав об этом, Камбис приказал Псаммениту выпить бычьей крови, отчего египетский царь тотчас же скончался
Камбис, приехав в Саис, вступил во дворец Амаиса и приказал выбросить из усыпальницы тело царя. Далее он велел бичевать тело, вырвать волосы, исколоть, словом, всячески осквернить. Когда, наконец, исполнители царского приказа измучились, а набальзамированное тело, несмотря на их усилия, все-таки не распадалось, Камбис приказал предать мумию огню. Это было нечестивое, безбожное повеление.
Камбис с раздражением сказал Прексаспу: “Смотри, говорят ли персы правду или сами лишились рассудка! Если я попаду стрелой в самое сердце твоего сына, который стоит там перед дверьми, то ясно, что речь персов – вздор. Если же я промахнусь, то, значит, персы говорят правду и я не в своем уме”. Камбис, решив доказать Прексапу то, что персы говорят про него неправду, пустил стрелу в сына Прексапа. Оказалось, что тот попал прямо в сердце. Обращаясь к Прексапу: "...видал ли ты на свете еще такого прекрасного стрелка, как я?”. Прексап в страхе за свою участь, сказал: “Владыка! Я думаю, что даже сам бог не может так хорошо стрелять, как ты!”
В другой раз Камбис велел без всякой веской причины схватить двенадцать знатнейших персов и с головой закопать живыми в землю.