Студопедия — Во время богослужения?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Во время богослужения?






Все поклоны, поясные и земные, молящиеся должны совершать одновременно, согласно указаниям церковного Устава, а не когда кому вздумается. Поклоны необходимо творить надлежащим образом, чинно, без излишней суетливости, или замедления в движениях. Если по Уставу поклон совершается с крестным знамением, следует сначала перекреститься, касаясь акцентированно пальцами руки определенных частей тела, а затем поклониться, в пояс или в землю, согласно конкретному моменту службы. Земные поклоны совершаются в подручник — специально особый сшитый коврик для поддержания чистоты рук. Кланяясь в землю, следует сперва положить перед собой подручник, потом перекреститься и поклониться: простертые ладони обеих рук положить на подручник, обе рядом, одновременно сгибая ноги в коленях и наклоняя голову до земли столько, чтобы лбом коснуться рук на подручнике. В храме, на молении, совершаются следующие разновидности поклонов: метание, то есть поклон в землю без крестного знамения; поясной поклон; земной поклон. В ряде случаев, например, на молитве “ Царю Небесныи ” совершается крестное знамение без поклона. Единожды в год, на праздник Святой Троицы после Литургии, на Вечерни совершаются коленопреклоненные молитвы, которые священник читает, стоя на коленях.

Теперь приведем полностью Устав о поклонах, согласно святоотеческому церковному преданию.

На молитве Святому Духу “ Царю Небесныи ”, когда она читается (или поется) в начале какого-либо последования, не кланяясь, ограждаемся крестным знамением, а в Великий Пост в конце ее, — поклон до земли, с крестным знамением.

На Трисвятом: “ Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас ” (трижды), три поклона. Только когда эта молитва поется в конце Великого Славословия за Всенощным бдением, а также на Литургии перед чтением Апостола (или иногда в других случаях по Уставу она поется), поклонов не бывает.

На молитве Господней “ Отче наш ” ограждаем себя крестным знамением, затем поклон поясной в конце ее, когда она поется на Литургии и перед обедом.

На “ Приидите, поклонимся ”, три поклона. И кроме этого, когда в псалмах, стихерах и тропарях встречаются слова: “ кланяюсь ”, “ поклоняюсь ”, “ кланяемся ”, “ поклоняемся ”, “ поклонимся ” и т.п., всегда кланяются в пояс. На “Аллилуии”, когда она бывает по “славе” за каким-либо псалмом, например: “ Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже ”, трижды, три поклона в пояс, кроме “Аллилуии” среди “екса-псалмов”, бываемой без поклонов.

На молитвах “ Сподоби, Господи в вечер сей без греха сохранитися нам ” на Вечерни и “ Слава в вышних Богу ”, вначале, на Павечернице и на Утрени, — три поясных поклона.

Когда священник или диакон произносит сугубую ектению, на одном из прошений оканчивающемся словами “ рцем вси ”, полагаются три поясных поклона, в начале пения “ Господи, помилуй ”,12 раз; в иных случаях — бывает 40, 30 и 50 раз; когда же служба совершается без священника, вместо сугубой ектении поется сорок раз “ Господи, помилуй ”, а также вместо “прилежных молений” на Литии (исхождение в притвор за Всенощным бдением, воскресной и некоторыми иными службами) поется эта же молитва 40, 30 и 50 раз. Во всех этих случаях три поклона сохраняются, также вначале пения “ Господи, помилуй ”. На заупокойной ектении на Литургии, после Евангелия, и на заупокойной Литии при пении сугубой ектении “ Помилуй нас Боже ” на возглас “ Господу помолимся ” отвечаем пением “ Господи помилуй ” 40 раз; в начале пения полагается поясной поклон.

Перед молитвой отпуста, на Вечерни и Утрени, и на Молебне, начиная с “ Честнейшую херувим ”, а на Литургии и Обеднице, — с “ Достойно есть ”, “ Слава ”, “ И ныне ”, “ Господи помилуй ” дважды, “ Господи благослови ”, всегда по четыре поклона; на Вечерни, Утрени и Молебне все поклоны поясные, а на Литургии и Обеднице первый поклон всегда земной.

На “ Честнейшую херувим ”,когда эта молитва бывает в середине какого-либо последования (например, при молитве за ужин), всегда поясной поклон.

В начале Полунощницы, на молитве “ Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради ”, ограждаются крестным знамением без поклона единожды; а на следующей за этим молитвой “ Боже, очисти мя грешнаго ”, три поклона в пояс. После первого и последнего величания празднику, во время праздничной Утрени поклон всегда земной.

Особый порядок имеют целования иконы праздника после величания, Евангелия на воскресной Утрени и Честнаго Креста в Его праздники.

Всякое целование совершается по чину и по старшинству. Сначала идут священнослужители; старшие, потом младшие. Когда к иконе, или к Евангелию, или ко Кресту приложится старший по чину священнослужитель (епископ или священник), он кланяется молящимся в пояс. Все же находящиеся в церкви на это кланяются ему в землю, без крестного знамения. После этого к целованию попарно подходят младшие служители (священники, диаконы и чтецы, если они есть), затем стоящие в храме: иноческий чин, затем миряне — сначала мужчины, потом девы и женщины. Порядок целования следующий: подходя к иконе, двое прихожан совершают два поклона в землю, с крестным знамением, творя соответствующую празднику молитву, обычно запев из праздничного канона, например, в праздники Пресвятой Богородицы: “ Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас ”. Затем с Исусовой молитвой, перекрестившись, и, согласно церковному Преданию, сложив персты обеих рук как для крестного знамения и сами руки сложив крестообразно на груди (пальцы рук — двуперстие — должны касаться плеч), причем правая рука должна быть поверх левой, — целуем икону. Обычно в этих случаях у иконы стоит кто-либо из церковных служителей и указывает то место, куда надлежит прикладываться. Первым целует икону прихожанин, стоящий справа, обычно он — старший. После целования молящиеся вновь творят перед образом земной поклон с крестным знамением и вышеуказанной молитвой, и, далее, не крестясь, кланяются в землю со словами: “ Прости Христа ради, отче честныи ” или “ Владыко святыи ”, стоящему справа от иконы священнику или епископу. Затем, также не крестясь, кланяются в землю друг другу, так, чтобы быть друг от друга по правую руку. При этом находящийся справа (подходивший к целованию первым) говорит: “ Христос посреде нас ”, а находящийся слева отвечает: “ Есть и будет ”. В период от Светлаго Христова Воскресения и до Отдания праздника святой Пасхи вместо вышеприведенного “приветствия — ответа” исповедуем пасхальное приветствие: “ Христос воскресе! ” — “ Воистину воскресе! ” Это указание относится и к священнослужителям.

Такой же порядок соблюдается и на целовании святаго Евангелия, когда за Всенощным бдением в субботу вечером после прочтения оно выносится на середину церкви для поклонения. Только здесь имеются некоторые отличия. Когда епископ или священник выносит Евангелие через Царские врата, следует, перекрестясь, поклониться в пояс со словами: “ Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению ”. Подходящие затем к целованию святой книги на первый земной поклон произносят молитву: “ Со страхом и любовию приступаю Ти, Христе, и верую словесем Твоим ”. На второй поклон: “ Страхом убо греха ради, любовию же спасения ради ”. Затем, перекрестившись, целуют на Евангелии изображение распятого Спасителя в ножки, с молитвой Исусовой. После этого вновь кланяются в землю, произнося: “ Верую, Господи во святое Евангелие Твое, Христе Боже, помози ми и спаси мя ”. Далее, — по вышеописанному обычаю. Когда же все молящиеся приложатся к Евангелию, священник уносит его в алтарь Царскими вратами, и, обратившись оттуда на церковь, осеняет крестообразно всех Евангелием с произнесением слов: “ Силою и заступлением святаго Евангелия Твоего, сохрани нас, Господи ”. На это все находящиеся в храме совершают поясной поклон, с крестным знамением и молитвой: “ Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению ”. В этот момент чтец канона должен прервать чтение и вместе со всеми совершить поклон с молитвой.

При целовании Честнаго Креста на Утрени на все поклоны произносится молитва “ Слава, Господи, Кресту Твоему Честному ”, целуют изображение Спасителя на Кресте, так же, как и при целовании Евангелия.

На пении “ Слава Тебе, Господи ” перед чтением Евангелия и после него, — по поясному поклону.

На первый запев первой и девятой песни, во всех канонах, всегда по поклону в пояс.

После катавасии восьмой песни канона на Утрени, — поклон в пояс.

На молебнах, после каждой песни, на каждую катавасию — по поясному поклону, и на троекратное “ Господи помилуй ”, которое бывает после катавасии — три поклона, также в пояс.

На песнь Богородицы “ Величит душа Моя Господа ”, которая поется на Утрени перед девятой песнью канона, на каждый припев “ Честнейшую херувим ”, —поясной поклон, а на последний, шестой припев, — поклон в землю.

Во всех случаях, когда по Уставу не поется песнь Богородицы: “ Величит душа Моя Господа ”, тогда поясные поклоны полагаются на ирмосах девятой песни праздничного канона.

После молитвы Богородице “ Достойно есть ”, или заменяющего его песнопения поклон всегда земной.

В Великий Пост, в повседневной службе, практически все из вышеперечисленных поклонов бывают земными. Исключаются из этого правила только начало Вечерни (до “ Сподоби, Господи, в вечер сей... ”) и Павечерницы (до “ Слава в вышних Богу... ”) в воскресные дни Великого Поста вечером, и Утрени повседневной (до первой “славы” на кафизмах), —во всех названных случаях поклоны полагаются в пояс. Имеются в великопостное время и свои, дополнительные поклоны. Это в первую очередь семнадцать земных поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина “ Господи и Владыко животу моему... ”, положенные в Пост при конце всякого церковного последования. Но на Вечернях воскресных (под понедельник) и в праздничные (полиелеосные) службы в Великий пост эта молитва сокращается до четырех земных поклонов, а в конце праздничной великопостной Утрени, — до трех.

На совершаемой в Пост в храме великой Павечернице после прочтения Символа Веры (“ Верую во Единаго Бо#га ”) поются по клиросам по дважды припевы: “ О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая, моли Бога о нас, грешных ”, и иные, с земными поклонами. Пропев припев, клирос, а вместе с ним молящиеся на правой или левой половине храма, совершают земной поклон. В это время другой клирос и молящиеся другой стороны не кланяются. На великопостных полиелеосных службах и когда с великой Павечерницы начинается праздничное Всенощное бдение (под праздники Рожества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы) все указанные поклоны, — поясные, но очередность их, описанная выше, сохраняется. После припевов “ О, Пресвятая Госпоже... ” в чине великой Павечерницы следует Трисвятое, на котором совершаются три поклона, всегда в пояс.

Также поясными по Уставу являются все поклоны на Полунощнице в понедельник первой седмицы Великого Поста, и поклоны на великопостных субботних и воскресных службах. Начиная с Вечерни в пятницу земные поклоны оставляются, кроме особых, бывающих неизменно во весь год и уже перечисленных выше.

В Великий Пост совершается Литургия Преждеосвященных Даров по средам, пятницам, а также по отдельным праздникам, прилучающимся в Великий Пост посреди недели. Когда поется молитва: “ Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя ”. Когда данный стих из Псалтыря поется первый раз, то весь храм совершает земной поклон без крестного знамения, и клироса и прихожане в течение всего пения находятся “ на лицы своем, молящеся ”. Дальнейший порядок поклонов схож с уже описанным обычаем поклонения на великой Павечернице, на припевах “ О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая... ” Когда вслед за запевом “ Да ся исправит ” поет ведущий клирос, вся та половина храма поднимается, и творит молитву стоя. Затем поется следующий стих, а другой клирос вновь поет полностью “ Да ся исправит... ” Тогда, вместе с певцами, встает одна половина молящихся в церкви, а другая снова творит земной поклон и находится в поклоне до конца пения. Такое “попеременное” моление правой и левой половины стоящих в церкви происходит пять раз. После последнего “ Да ся исправит ” вместе со священником весь храм совершает три земных поклона с молитвой святого Ефрема Сирина. И другие бывающие на Преждеосвященной Литургии поклоны также являются земными. Из этого правила есть следующие исключения. Когда Преждеосвященная Литургия совершается в пятницу, на Вечерне, которая является частью Литургии, все поклоны поясные, так как Вечерня есть начало субботней службы, а во все субботы Великаго Поста земных поклонов не бывает. Собственно же Преждеосвященная Литургия, начиная с “ Да ся исправит ”, относится к пятнице, поэтому на ней все поклоны, — земные, о чем уже говорилось выше. Такой порядок поклонов поясных и земных бывает не только в пятницу, но и когда Преждеосвященная служба совершается за день до какого-либо праздничного дня, в который по Уставу и в Великий Пост не положено творить земные поклоны (например, накануне Благовещения Пресвятой Богородицы). Поясными являются также все поклоны на совершаемых в Великий Пост Таинствах, на погребениях, молебнах.

В дни постные древлеправославные христиане обычно исповедуют Богу грехи в Таинстве Покаяния.

Ожидая своей очереди войти к священнику на исповедь, следует вести себя спокойно и благоговейно, проводя время в размышлении о своих грехах и во внимании к совершаемой в храме службе. Перед тем, как непосредственно идти на исповедь, принято совершить три земных поклона перед иконой Спасителя с молитвой “ Боже, милостив... ”, а затем без крестного знамения поклониться в землю стоящим в церкви людям со словами: “ Простите Христа ради ”. Они же, кланяясь в пояс, отвечают: “ Бог простит ”. Войдя к священнику, исповедующийся четырежды кланяется в землю перед Святым Евангелием и Честным Крестом, лежащими на аналое, с молитвами: “ Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя ” (поклон), “ Создавыи мя, Господи, и помилуй мя ” (поклон), “ Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго ” (поклон), “ Приими мя, Господи, кающася, и помилуй мя ” (поклон).

После окончания исповеди исповедующийся вновь кланяется трижды в землю Святому Кресту и Евангелию с молитвой “ Боже, милостив... ”, а затем просит у иерея благословения причаститься Святых Христовых Тайн. Когда покаявшийся в грехах человек выходит от священника, то совершает те же поклоны, только в пояс, какие творил, входя на исповедь. Люди же, на поклон, обращенный к ним, отвечают: “ С чистым покаянием ”.

На следующее утро в храме совершаются для исповедающихся причастные Часы, Поновление и общее окончание Исповеди с чтением разрешительных молитв. На этих службах все поклоны поясные, но есть и несколько земных (например, после “ Достойно есть... ”).

Накануне и в день причащения необходимо молиться Правило ко святому Причащению, которое включает в себя Правильные каноны, Причастные часы, Причастный канон и Молитвы ко святому Причащению, а также Вечерню, Павечерницу, Полунощницу, Утреню, Часы и Божественную Литургию. В конце Литургии, после возгласа “ Святая — святым ”, к открытию Царских врат причастники приближаются к амвону и, после возгласа “ Со страхом Божиим и верою приступите ” слушают со вниманием читаемые священником молитвы. По окончании молитв все причастники, перекрестившись, кланяются в землю Святым Тайнам. И подходят ко святой Чаше по чину: чтецы, отроки, отроковицы, девицы, мужи и жены (сначала крылошане, затем и остальные, по порядку, как стоят в церкви на молитве). Приближаясь к Чаше, причастник с молитвой Исусовой складывает крестообразно руки. Приняв со страхом Божиим Святейшие Дары — Тело и Кровь Христовы — причастившийся с молитвой Исусовой целует нижний край основания (подножия) святой Чаши. После этого причастник также со сложенными крестообразно руками идет к столику, на котором стоит сосуд с теплотой и блюдо с просфорами. Здесь причастник берет кусочек просфоры, потребляет и запивает теплотой. В это время у столика стоит с чистым полотенцем кто-либо из благочестивых христиан и предлагает причастнику после потребления край полотенца, чтобы вытереть уста.

По окончании Литургии все причастники должны выслушать с глубоким вниманием благодарственные молитвы.

Кроме общих, особые поклоны имеются на Божественной Литургии, совершаемой в течение года, которые и перечисляются ниже: на выход с Евангелием, — поклон в пояс с молитвой “ Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению ”; на переносе святых Даров, после того, как пропоют первую часть “Херувимской песни”, полагаются три поклона, в следующем порядке. На первый возглас священника “ Всех вас да помянет Господь Бог..”, — поклон в пояс с молитвой: “ Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си ”. На второй возглас: “ Да помянет Господь Бог всех вас... ”, — также поясной поклон с молитвой: “ Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си”. На третий возглас: “ Всех вас да помянет Господь Бог... ”, — поклон в землю с молитвой: “ Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си ”; на возгласы священника или епископа: “ Приимите и ядите, се есть Тело Мое... ”, “ Пийте от нея вси, се есть Кровь Моя... ” и “ Твоя от Твоих, к Тебе приносяще... ” полагается по поклону в пояс, с молитвой Исусовой; на возглас: “ Изрядно о Пресвятей, Пречистей... ”, поклон в землю, с молитвой: “ Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас ”; на возглас “ Со страхом Божиим и верою приступите ”, — поклон в пояс с молитвой Исусовой; такой же поклон с молитвой: “ Слава, Господи, Вознесению Твоему ”, — на возглас: “ Всегда, и ныне и присно, и во веки веком ”; на возглас “ Господу помолимся ” перед заамвонной молитвой, — поясной поклон с молитвой “ Господи, помилуй ”; на “ Буди имя Господне благословенно от ныне и до века ”, — три поклона в пояс. Эти поклоны бывают и тогда, когда “ Буди имя Господне... ” поется на Всенощном бдении и на Обеднице, по окончании Часов, когда не бывает Литургии.

Если служит епископ, тогда, согласно Уставу, от него бывает осенение, благословение молящихся дикирием (двухсвечник) и трикирием (трехсвечник), на что молящиеся отвечают земным поклоном без крестного знамения, можно с кратким благодарным славословием Богу: “ Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе ”.

Когда епископ или священник, произнося отпуст Литургии, в конце его ограждает молящихся напрестольным Крестом, совершается поясной поклон с молитвой: “ Слава, Господи, Кресту Твоему Честному ”.

По отпусте, “ Егда ко кресту идеши, тако же совесть свою истязуй, чтобы еси был достоин ”. Священнослужитель, когда ограждает Честным Крестом порознь каждого, должен произносить молитву: “ Силою и заступлением Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, сохрани его (ея) Господи ”. Молящиеся, подходя ко Кресту, осеняют себя крестным знамением, не совершая поклона, с молитвой: “ Верую Господи и покланяюся Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на нем соделал еси спасение посреди земли ”. И целуют сперва Крест, а затем держащую его руку священнослужителя. Если же кто-либо из подходящих ко Кресту причащался за данной Литургией, то он не целует руку священника, а только Крест Христов.

Поклон в пояс, без крестного знамения, следует делать, когда священнослужитель возглашает: “ Мир всем ”, мысленно отвечая ему вместе с певцами: “ И духови твоему ”.

В заключение главы отметим, что поклоны должны совершаться не механически, с целью получения физической нагрузки, как в спортивном зале, а являться неотъемлемой и важной частью богослужения, соединяя телесный подвиг с сокрушением сердца и молитвенным воплем ума: “ Каждым коленопреклонением и восклонением от земли на самом деле показываем, что чрез грех пали мы на землю, и человеколюбием Сотворшаго нас воззваны на небо ” (свт. Василий Великий).

 







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 424. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия