И священника?
Богослужение в храме возглавляют и совершают священнослужители. В Церкви Христовой установлена трехчинная иерархия, то есть диаконы, священники и епископы. При возведении в сан они получают благодать Духа Святаго. Поэтому все их дальнейшие действия совершаются от имени Самого Бога. Каждый сан священнослужителей вправе совершать определенные священные действия. Например, только священники и епископы могут крестить, венчать, принимать исповедь, благословлять. Первые священнослужители – апостолы и епископы – были поставлены Самим Исусом Христом. По велению Господа нашего Исуса Христа первые священнослужители в дальнейшем сами поставляли епископов, священников и диаконов. И так до наших дней идет череда поставлений от первых апостолов. Значит и наши священнослужители получили свое поставление от Самого Исуса Христа через множество поколений епископов. Поэтому мы оказываем уважение им, как находящимся ближе к Самому Господу Богу и имеющим Его благодать. Есть у каждого верующего возможность получать в любое время дар от Бога – это благословение епископа или священника. Не ладится что-то в жизни, преследуют болезни, начинаете какое-то важное дело – первая помощь во всем – Божие благословение: “ Мы, хотя бы лишились друзей, хотя бы подверглись какому-нибудь другому бедствию, не будем чувствовать никакой скорби, если благодать будет находиться при нас и ограждать нас ” (свт. Иоанн Златоуст). Не упускайте возможности благословиться у священнослужителя в храме, либо при встрече на улице. Благословляющая рука священника передает нам благословение Самого Господа Исуса Христа. Церковью установлен специальный порядок для этого. Нужно подойти к священнослужителю, произнести слова: “ Прости, Отче, и благослови! ”, если благословляешься у епископа то: “ Прости, Владыко, и благослови! ”. Затем нужно совершить земной поклон, без Крестного знамения в ноги священнику. Для получения благословения нужно сложить руки следующим образом: правую ладонь кладем тыльной стороной на левую ладонь и подставляем священнику. Получив благословение, мы целуем руку священника, передавшую нам Благодать от Исуса Христа,и говорим “ Аминь! ”. После этого необходимо поблагодарить священника: поклониться в ноги и произнести: “ Спаси Христос! ” Главное христианское качество – послушание своему духовному отцу. С ним можно и нужно советоваться по всем вопросам. Самый страшный грех нужно доверить Богу через священника на исповеди. Если вы искренне раскаиваетесь, Он примет ваше покаяние, с Отеческой заботой поможет избавиться от последствий греха. Через благословение священническое и, конечно, прежде всего епископское, Господь невидимо посылает всякое добро тем, кто искренне и с усердием просит на “добро” (Иак. 4, 3) и с верой принимает его. Свв. отцы пишут, что если кто с пренебрежением относится к священническому благословению, тот есть безбожник и отрекается от Христа, Который поставляет священников (св. Игнатий Богоносец). Скажем для духовной пользы несколько слов и о “чине” приветствия христианских пастырей. Вместо обыденного “Здравствуйте” или “Добрый день” при встрече с епископом или священником (будь то и по телефону, причем, независимо — кто кому звонит) младший первым должен сказать: “Прости мя, Владыко святыи (или: отче честный), и благослови”. А старший отвечает: “Бог простит тя; Бог благословит”. И затем уже переходят к деловой части разговора. На прощание не только духовным лицам не должно говорить привычное в наше время “До свидания”, но и всем христианам следует употреблять освященное духом евангельского учения выражение: “Прости Христа ради”. А в ответ должно прозвучать: “Бог простит. И меня прости”. Эти слова должны произноситься не небрежно, не формально, а от всей души. Ибо мы просим простить нам все, в чем мы, вольно или невольно, могли опечалить ближнего, и сами прощаем его чистосердечно, с миром и любовью молимся о том, чтобы и Господь простил и помиловал его. Просить прощения и благословения у епископов и священников принято и в письмах. Еще апостол Павел все свои послания заканчивал благословением, призыванием Божией благодати на всех, кого он утверждал в христианской вере и добродетели. Прощение и благословение, преподаваемое священными лицами, есть не один лишь формальный обряд, но духовный дар свыше, от Самого Бога, который епископы и священники лишь передают. И все мы, християне, должны относиться к этому дару очень серьезно, ответственно и благоговейно. Только в этом случае благословение Божие будет в нашей жизни действенно и спасительно: “ Дай сердце свое в послушание отцам твоим духовным, и благодать Божия вселится в тебя ” (прп. авва Исаия). В заключение следует напомнить и о следующем: непринято мирянам при встрече и при прощении со священником подавать руку для рукопожатия, помня свидетельство святителя Амвросия Медиоланского, что: “ цари и князи удостаивали преклонить свои выи пред священниками и целовали их руки в надежде оградить себя их молитвами ”.
|