О святой воде.
Водоосвящение — одно из благодатных чинопоследований, совершаемых в Церкви Христовой. Святая Церковь различает два вида водоосвящения: Великое и Малое. Великим называют водоосвящение на Вечерни праздника Крещения Господня (Богоявления) 5 (18) января, в Крещенский сочельник. Богоявленское освящение воды ежегодно совершается в память Крещения Господа Исуса Христа. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст в одном из своих поучений на праздник Богоявления говорил: “Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод. Посему в этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год...”. В Русской Церкви издревле существует обычай двукратного освящения воды на праздник Богоявления. Согласно древних уставов, в навечерие Богоявления освящение воды совершалось в церкви после заамвонной молитвы в купели, а в самый день праздника после окончания Утрени духовенство и народ с крестным ходом и пением молебна шли на источник, “иордань”, где освящение воды совершалось по чину навечерия в крестообразно вырубленной во льду проруби. Однако в настоящее время обычай совершать крестный ход на “иордань” с пением молебна и совершением водосвятия на источнике практически повсеместно оставлен. Освящение воды в самый праздник Богоявления совершается в храме, по отпусте Литургии, на Молебне, по 6-й песни канона. Малое водоосвящение совершается также ежегодно 1 (14) августа. Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон, известный толкователь канонических правил, считал Малое водоосвящение заменой языческого обычая почитать первый день каждого месяца. Совершать освящение воды “августовским” чином Уставом полагается в праздник Преполовения Пятидесятницы, в дни престольных праздников, а также в любой другой день, когда возникает необходимость, например, при освящении дома христианам. Хотя Устав 1 августа повелевает освящать воду в конце Утрени, после Великого славословия, однако в современной практике Малое водоосвящение совершается после отпуста Литургии. Согласно Уставу святой Церкви, после окончания Чина водоосвящения совершается окропление алтаря и икон. А во время ограждения Крестом диакон, стоя рядом со священником, “кропит крестообразно” святой водой каждого молящегося, произнося при этом: “ Благодать Святаго Духа ”. На что молящийся отвечает: “ Аминь ”. Также все с благоговением “причащаются”, т.е. пьют святую воду. В это время певцы поют тропарь “ Во Иордане крещающутися, Господи... ” или “ Спаси, Господи, люди Своя... ”. Освященная вода, согласно учению святых Отцов, обладает многими чудесными свойствами. Святитель Иоанн Златоуст в упоминаемом выше поучении пишет: “ ...эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников ”. Совершая освящение воды в праздник Богоявления в воспоминание Крещения Господня, святая Церковь совершает над нею следующие молитвенные призывания: “ Ты убо Владыко Человеколюбче Царю, прииди и ныне пришествием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию... И даруй ей благодать избавления, благословение Иорданово. Сотвори ея нетления источник, освящения дар, грехом разрешение, и болезнем пременение, бесом погубителну и сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену. Яко да вси почерпающии, и причащающиеся от нея имеют ю, ко освящению душям и телом, ко исцелению страстем, ко освящению домовом ”. Искренно верующий христианин без сомнения верит, что в силу такого молитвенного призывания вода эта получает именно все те благодатные дары, о которых совершалось прошение, именно: “ Источник нетления, освящения дар,...и болезнем пременение ” и все, с верою причащающиеся ея, получают благословение, и очищение, и здравие. Поэтому после совершения водоосвящения, Великого ли, Малого ли, каждый христианин желает набрать святой воды, чтобы, принеся ее домой, окропить ею свое жилище, а также сохранить ее в течение последующего времени, дабы иметь возможность потреблять ее при необходимости и желании. Для этого нужно терпеливо дождаться окончания службы, и после этого с благословения настоятеля, или уставщика, тихо и с благоговением, не толкая друг друга и не шумя, взять воду, стараясь не пролить ее мимо сосуда. Не стоит также приносить с собой в храм большие емкости для воды. При необходимости святую воду всегда можно “разбавить” свежей водой, только при этом важно помнить, что нужно вливать освященную воду в простую, а не наоборот. Придя домой, православный христианин должен приготовить чистую посуду и влить в нее принесенную святую воду. Заранее нужно приготовить кропило. Затем, став пред святыми иконами, помолившись три поклона с молитвою “ Боже, милостив... ”, глаголет: “ За молитв святых Отец наших... ”, “Трисвятое” и по “Отче наш”, молитва Исусова. Затем с пением тропаря “ Во Иордане крещающутися, Господи... ” (на праздник Богоявления) или “ Спаси Господи, люди Своя... ” совершают окропление всего дома... Хранить святую воду, как богоявленскую, так и 1-го августа, нужно, как и любую другую святыню, в чистом месте, с великим тщанием и опасением. Великую Агиасму, т.е. воду, освященную 5 (18 января), в навечерие Богоявления, дозволяется употреблять для освящения домов, “во всяких местех, и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть” в течение первых трех часов по освящении. Если же от храма до дома совершается дальний путь, то Устав разрешает использовать эту воду для потребления и кропления еще в течение часа по прибытии на место. По истечении указанного времени, Великую воду употреблять для каких-либо нужд церковный Устав мирянам строго запрещает. Более того, при случайном ее пролитии, место то, как и при пролитии Причастия, выжигается или вырубается и “в непроходимыя места полагается”. Поэтому-то благочестивые христиане должны использовать всю воду в течение первых часов и не оставлять ее. В дальнейшем Великая вода используется священниками для причащения тех православных христиан, которые по каким-либо грехам отлучены бывают от Святаго Причастия на определенное время. Поэтому священники хранят Агиасму в храме. Относительно воды, освященной на самый праздник Богоявления, в уставах и других книгах нет указаний о том, как хранить и потреблять эту воду по прошествии праздника. Существует устное благочестивое предание: хранить эту воду в течение года и потреблять ее при необходимости и желании натощак или после вкушения антидоры и просфоры, как и на самый праздник. Воду, освященную Малым чином, принято также хранить и использовать как для потребления в любое время, так и для освящения, например, посуды.
“...Щедро изливающаяся благодать Духа не стесняется никакими пределами; она течет непрестанно, богатит преизбыточно” (Свщмч. Киприан Карфагенский)
“...Благодать тайно производит в сердцах любовь свою и горечь превращает в сладость, а жестокосердие - в мягкосердие” (Прп. Макарий Египетский). “Благодать не истощается и не оскудевает. Этот источник струится безпрестанно, и от полноты его мы можем исцелить и души, и тела наши” (Свт. Иоанн Златоуст).
|