О крестном знамении.
Крестное знамение – изображение благоверным христианином на себе Креста Господня перстами правой руки, сложенными вместе, в знак исповедания главных истин христианской веры. Епископы или священники крестным знамением благословляют других людей и некоторые предметы. Согласно благочестивым преданиям, исходящим еще от св. апостолов (о чем свидетельствует преп. Максим Грек в слове 40), а также указаниям Большого Катехизиса, Кириловой книги, правоверные христиане для крестного знамени должны слагать персты следующим образом: три перста сложить вместе: великий (большой), мизинец (малый) и третий, который около малого (т.е., безымянный) – этим исповедуется тайна Пресвятой Троицы, Божиих Трех ипостасей: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго – Единого Бога в Трех Лицах. Два же перста верхний (указательный) и средний великий (великосредний) вместе сложив и протянув, исповедуем тем самым тайну Самого Господа нашего Исуса Христа, совершенного Бога и совершенного Человека. Немного наклоненное положение великосреднего перста относительно указательного изображает “преклонение Небес” – тайну Божьего схождения и вочеловечения для нашего спасения. Итак, сложив два перста, как указано, прежде кладем их на лоб (чело), исповедуя, что есть единая истинная и вечная наша Глава – Христос. Затем полагаем их на живот,– этим исповедуется сошествие Его на землю и пребывание в пречистой утробе Богоматери, безсеменнаго Его зачатия и девятимесячного пребывания в ней. Затем полагаем их на правое плечо, исповедуя, что Христос сидит по правую сторону Бога Отца. Затем полагаем их на левое плечо, исповедуя, что Христос придет во второй раз судить живых и мертвых и воздаст каждому по его делам. Обычай креститься двумя перстами отражен в древних изображениях, дошедших до нашего времени. Например, об этом свидетельствует фреска третьего века из Усыпальницы Святой Прискиллы в Риме, а также мозаика четвертого века с изображением Чудесного лова из церкви святого Аполлинария в Риме и изображение пятого века Благовещения Пресвятой Богородице из церкви святой Марии в Риме. Двуперстие изображено на многочисленных древних русских и греческих иконах Господа Исуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых угодников. На Константинопольском соборе 1029 года указывалось: “Иже не крестит двема перстома, яко Христос, да будет проклят”. Подобная мысль была высказана и на Стоглавом Соборе в 1551 году в Москве: “Аще кто двема персты не благословляет, яко же и Христос, или не воображает двема персты крестнаго знамения, да будет проклят”.
ОГЛАВЛЕНИЕ
|