Как совершается последнее целование умершего во время погребения?
Родственникам усопшего должно помнить, что усердная молитва и милостыня — это именно то, в чем наиболее нуждается душа умершего, посему не подобает, подобно язычникам, оглашать храм громким плачем и причитаниями, ибо мы, по слову Апостола, имеем надежду воскресения. Иноверным, близким покойного, следует тактично объяснить, что проходить в храм, держать свечу во время погребения и даже входить в храм для того, чтобы проститься с умершим, им не дозволяется по святым правилам. Лучше всего заранее, зная, что таковый придет на погребение, предупредить его о необходимости подобающей одежды и поведения. Стоять они должны на паперти, у входа в храм, или в притворе, не совершая никаких внешних молитвенных действий. Священнослужителю подобает следить за благообразным поведением присутствующих на погребении, чтобы не прогневать милосердие Божие, о котором молимся для души усопшего. Совершается последнее целование следующим образом. Слева за гробом на достаточном расстоянии ставится аналой со святой иконой. При пении прощальных стихер сначала священник с диаконом, потом родные и все молящиеся чинно, (женщины вслед за мужчинами) по два в ряд, подходят к иконе с левой стороны гроба. Каждый совершает по два поклона в пояс, затем поочередно целуют икону и полагают еще по одному земному поклону. После целования иконы подходят ко гробу уже по одному, с правой стороны, без крестного знамения кланяются в подрушник, находящийся у гроба в ногах усопшего со словами: “Прости Христа ради”, затем, положив крестное знамение целуют крест на венчике, лежащем на челе покойного. Скажем здесь, продолжая тему благопристойного и чинного поведения в доме Божием, и о том, как следует вести себя при служении за упокой — Вселенской Панихиды, Панихиды, Литии (в Литургии и после) и т.п. Главное, на что здесь необходимо обратить внимание, это знать, когда можно позволить себе ходить по храму, чтобы раздать милостыню за усопших. Как и во всяком богослужении, молитва за упокой также требует от нас живого участия, умом и сердцем. Поэтому, когда угодно нельзя ходить по храму и раздавать, оставив молитву и отвлекая других; удобнее и приличнее это делать, испросив благословение, в то время, когда ведущий службу, как это принято в большинстве случаев, начал читать Помянник (Синодик) или записки за упокой. И делать это доброе дело — тихо и скромно, с молитвой и благоговением.
“...В будущем веке... не все насладятся одними и теми же благами, так как и несправедливо было бы, чтобы сделавшим неравное воздано было равным” (Прп. Исидор Пелусиот).
|