О здравии и за упокой?
В домашней молитве, согласно святоотеческому учению, о здравии и спасении можно молиться за любого человека, даже некрещеного. “ Се бо добро и приятно пред Спасителем нашим Бо#ом, иже всем человеком хощет спастися ” (1 Тим. 2, 3-4). В церкви тоже совершаются общие “ моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя& и за вся иже во власти суть, да тихо и безмолвно житие поживем во всяком благоверии и чистоте ” (1 Тим. 2, 1-2), — только без произношения личного имени неверных, иноверных, некрещеных. А за единоверных, православных христиан, в храме мы можем молиться поименно, но также не за всех во всех службах, а точнее, — во всяком месте богослужения. Например, поименно нельзя молиться, вынимать частицу на Проскомидии, за курящих, не соблюдающих нисколько поста, блудно живущих, сквернословов и матерно ругающихся, чародеев и прочих тяжкосогрешающих и на покаяние не обращающихся. Поэтому таких лиц имена нельзя подавать на Проскомидию (Литургию), разве что, по рассуждению духовного отца, если они ходят на исповедь, их можно поминать на ектении. Имена должно писать в их полной церковной форме, которая часто отличается от разговорной. В поминаниях, записках для удобства чтения, очень желательно отделить священство от мирян, мужчин от женщин и т.д. Первыми пишут имена епископов, за ними священноиноков, священников и диаконов, потом иноков и инокинь, мужей, жен, отроков, девиц и отроковиц и, наконец, младенцев мужского и женского пола. Как известно, все прошения об усопших начинаются со слов: “ Помяни Господи душа раб Своих ”, или “ Покой Господи душа раб Своих... ” (или: душу раба Своего...). А поскольку поминаются безсмертные души умерших людей, то их имена следует писать в родительном падеже. Душа — кого? — Николы, Иоанна, Захарии, Марии, Дарии, Татияны, и т. п. Но при чтении молитвы “ Помяни Господи Боже, иже о вере и о надежди живота вечнаго... ”, входящей во все заупокойные молитвенные последования, имя указывается в винительном падеже; например, “ ...усопшую рабу Твою Марию ”. В поминание не записывают имена людей, не веровавших в Бога, иноверных, еретиков, а также православных христиан, скончавшихся без покаяния, самоубийц и детей, которые умерли некрещеными. Относительно таких людей часто спрашивают: можно ли молиться за упокой их душ и имеют ли они надежду на спасение? У святых Отцов Церкви существуют по этому вопросу разные суждения, но все мы должны верить, что надежду на спасение имеют все. Что делать, например, если мать, повинная в детоубийстве, искренне раскаялась в своих прегрешениях, скорбит о душах своих умерщвленных младенцев и всем сердцем желает молиться о них Богу, чтобы хотя бы так исполнить свой материнский и христианский долг? В таком случае, она в душе своей может воздыхать к Богу об этих детях с надеждой на Его безконечную милость и промышление о каждом человеке, наипаче же о младенце. Священное Писание многократно говорит об особенном Божественном промышлении о рождающихся чадах: “ Храняи младенца Господь ” (Пс. 114, 6); “ Яко Ты созда утробы моя, восприят мя из чрева матере моея ” (Пс. 138, 13); “ Яко Ты еси исторгии мя из чрева, упование мое от сосцу матере моея ” (Пс. 21, 9).
“Не будем прилагать забот о памятниках, о гробницах - вот превосходнейшая гробница... объяви умершего имя, всех попроси совершать за него молитвы и прошения; это умилостивит Бога” (Свт. Иоанн Златоуст).
“... Как мы молимся за живых, которые нисколько не отличаются от мертвых, так можно молиться и за умерших” (Свт. Иоанн Златоуст).
“Не напрасно узаконили апостолы творить память об умерших при совершении Страшных Таинств. Они знали, что умершим будет великая выгода, что они получат от этого много пользы. Когда весь народ стоит, простирая руки, и сонм священников с ними; когда предлежит Страшная Жертва - как мы можем не умилостивить Бога, молясь за тех людей?” (Свт. Иоанн Златоуст).
|