Правильно ли мы входим в храм?
“ Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакой страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и не омрачено Божие озарение ” (свт. Василий Великий). Еще дома надо начать подготавливать свою душу к общению с Богом. Чтобы вас ничего не отвлекало во время церковной службы, приготовьте все необходимое, что вам потребуется в храме. Дабы во время Богослужения не заниматься суетой, отвлекая внимание и мешая молящимся. Сохранилось благочестивое предание: перед выходом из дома принято положить перед образами исходные поклоны. То же творим, вернувшись из храма со службы. От дома до храма подобает творить Исусову молитву, и этим приуготовлять сердце свое к молению в храме. И на обратном пути из храма следует творить эту же молитву, чтобы не растерять в мирской суете полученную Божественную благодать. Этому учит нас Священное Писание: “ Прежде даже ся не помолиши, уготови себе, и не буди я#ко человек, искушая Господа ” (Сир. 18, 23). Помня слова Спасителя: “ Остави ту& дар твой пред олтарем, и шед преже смирися с братом своим, и тогда пришед принеси дар свой ” (Мф. 5, 24), оставим за вратами храма бесовские смущения, мечтания и прельщения, любую греховную скверну, вражду, гнев, одним словом, примири совесть свою с Богом. Над входной дверью каждого храма находится икона, Спасителя, Богородицы, святого или Честный Крест. Подойдя ко входу, следует совершить три поясных поклона с крестным знамением и молитвой: “ Боже, милостив буди мне, грешному ” (поклон); “ Создавыи мя, Господи, и помилуй мя ” (поклон); “ Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго ” (поклон). Затем спокойно, не хлопая дверью, следует войти в притвор храма, и здесь сотворить те же молитвы. Войдя в храм и глядя на иконостас или на любой удобно зримый святой образ, снова совершить три поясных поклона с вышеуказанной молитвой. Если приходишь в храм до начала службы, то приходные поклоны, совершаются молящимися перед всяким богослужением вместе со священником или иным лицом, старшим в службе. Если же вхождение в храм происходит когда служба уже идет, необходимо совершить приходные поклоны самому, потому что без них, по Уставу Церкви, никакая молитва не совершается. Исключением из этого правила является Лития за умерших, когда она совершается отдельно от какой-либо иной службы (перед ее началом полагают только три поясных поклона), а также всякая молитва до и после трапезы, то есть за обед и за ужин. Приходные поклоны необходимо знать наизусть всякому христианину. Текст “Приходных поклонов” находится, например, в книге “Утренние и вечерние начальные молитвы» и в ежегодных “Древлеправославных Календарях”. Точно так же, как приходные, совершаются и исходные поклоны, которыми оканчивается всякая служба. При повседневной службе Великого Поста все приходные поклоны — земные. “ Уклонивыи ухо свое не послушати закона, и сеи молитву свою возмерзствова ” (Притч. 28, 9), поэтому никогда, без крайней необходимости, не подобает уходить из храма пока не окончится богослужение и не произнесена проповедь – неотъемлемая часть службы, которая предлагается нашему вниманию Уставом Церкви, ради нашей душевной пользы. Оставление службы — тяжкий грех перед Богом, в котором необходимо покаяться на исповеди.
“Помышляя о Боге, будь благочестив, независтлив, добр, целомудр, кроток, щедр по силе, общителен, неспорлив и подоьное, ибо всем этим угождать Богу есть некрадомое богатство души, а также не осуждать никого, или ни о ком не говорить, что он-де нехорош, согрешил, но лучше разыскивать свои худые дела и свою жизнь рассматривать... угодно ли она Богу” (Прп. Антоний Великий).
“... Нерадивый и безпечный, не имеющий ревности о богоугождении, если падет от искушений диавола, даже не замечает совершенного им греха, потому что сердце его жестко, как камень, и он подобен мулу, усмиренному и заузданному, на которого всякий садится без сопротивления с его стороны. В такого рода людях диавол совершает все свои похоти и свое всецелое растление, и куда хочет влечет каждого из них, пока исполняется неправды его, и он умрет со стенаниями и плачем” (Прп. Антоний Великий).
|