Для чего мы идем в храм Божий?
В Евангелии Спаситель, беседуя со Своими учениками, дает им обетование о устроении на земле Церкви Христовой: “ И Аз же... глаголю... на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не oдолеют eй ” (Мф. 16, 18). Затем, перед Вознесением, Господь обещает всем, верующим в Него, Утешителя – Духа Святаго: “ И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во веки ” (Ин. 14, 16). И в святую Пятьдесятницу действительно на апостолов снизошел Дух Святый в виде огненных языков: “ И явишася им разделени языцы яко огнени. седе же на едином когождо их. И исполнишася вси Духа Свята ” (Деян. 2, 3-4). Так родилась на земле Истинная Церковь Христова, то есть собрание людей, верных Богу во Имя Господа нашего Исуса Христа, соединенных во всем мире исповеданием веры и апостольским учением, как части тела в одном Теле Христовом, под одной главою, одного Господа нашего Исуса Христа, находящиеся в подобающем Ему повиновении. В дальнейшем стали создаваться особые здания и помещения, которые называются храмами или церквами, где христиане могли собираться вместе для общей (соборной) молитвы Богу. Здание храма строится по строго установленному положению по отношению к частям света и располагается следующим образом: в восточной части – алтарь, в западной – притвор и колокольня. Как выглядит церковь с улицы, наверное, представляют все. Отличительные признаки церкви от обыкновенного здания: округлые или заостренные купола, большие кресты на них, красивая роспись. Так строили церкви с очень давних времен. Главный купол над храмом называется глава. Во славу Исуса Христа, распятого на Кресте, на ней воздвигается осьмиконечный крест. Иногда устраивается несколько глав (куполов) на храме и все они чудесно украшены. Над некоторыми храмами возвышаются колокольни. Само название говорит о том, что они предназначены для колоколов. Иногда колокольни строятся отдельно на церковном дворе. Металлические колокола бывают самыми разными по размерам: огромными в несколько тонн весом, средними и малыми. Каждый из них имеет свой голос – свою высоту звука. Когда звонарь начинает бить в колокола, получается неповторимое по красоте звучание. Колокольным звоном созываются христиане на молитву, красивым перезвоном прославляются празднества. Внутреннее строение храмов всегда разделяется на части: алтарь, центральная часть и притвор. Находящиеся в церкви люди подразделяются на священнослужителей и мирян. Алтарь– святая и главная часть храма. Там могут находиться только служители церкви для совершения определенных богослужебных священнодействий. Женщины в алтарную часть церкви не имеют права входить вообще. Алтарь отделяется специальной перегородкой, на которой снизу вверх рядами размещены святые иконы. Такое устроение называется иконостасом. В иконостасе имеется трое дверей для входа в алтарь и выхода из него. Средняя дверь имеет форму двустворчатых ворот и называется царскими вратами (дверьми). В центральной части храма, напротив царских дверей, делается небольшое возвышение, именуемое амвон. На него поднимается священник во время проповеди. По обе стороны от амвона расположены специальные места для чтецов и певцов. Они называются правый клирос и левый клирос. Позади клиросов располагаются молящиеся во время богослужения. По православному обычаю мужчины во время богослужения стоят за правым клиросом. Когда входишь в церковь, сразу попадаешь в ее первое помещение – притвор. В древние времена здесь стояли люди, еще не принявшие крещения. Сейчас в нем располагаются еще и те христиане, которые не могут участвовать в общей молитве по различным причинам. После постройки церковное здание освящается по особому чину (порядку), после чего храм силой и действием благодати Святаго Духа приобретает особенные свойства, становится не простым домом, но, по словам святых отцов, земным небом. Здесь таинственно пребывает Сам Господь Исус Христос, Пресвятая Богородица, святые ангелы и архангелы и множество святых угодников Божиих. Здесь священнослужители совершают моления и Таинства церковные для духовного очищения, просвещения и освящения православных христиан. Здесь происходит и самое великое церковное Таинство: во время Божественной Литургии специально подготовленные молитвами и священнодействиями хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом прелагаются в истинное Тело и Кровь Самого Спасителя Христа, т. е. совершается Таинство Евхаристии. С церковного амвона в словах пастырской проповеди звучит возвышенное учение Владыки Христа, святых пророков, апостолов и святых отцов, говоривших по внушению Духа Святаго. Эти слова и поучения открывают нам истинную мудрость, истинный путь и свет — и в нынешней временной жизни, и в будущей безконечной. Поэтому всякий храм есть также и школа (училище), где люди познают главные науки — правую, Богом данную, веру и христианское благочестие. Обобщая сказанное, можно по справедливости назвать храм источником нашей жизни, ибо, по словам Господа Исуса Христа: “ не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе исходящим из уст Божиих ” (Мф. 4, 4). Мы приходим в церковь с верою во Исуса Христа, надеждою на спасение и получение жизни вечной в Царствии Небесном через любовь к нам, чадам по благодати Божией, Спасителя мира. Поэтому должны помнить две Евангельские истины: “ Аминь аминь глаголю вам, яко слушаяи словесе Моего, и веруяи пославшему Мя, имать живот вечныи ” (Ин. 5, 24)и“ Ядыи Мя, и той жив будет Мене ради... ядыи хлеб сей, жив будет во веки ” (Ин. 6, 57-58). Тот же, кто не исполняет этого, не наследует Царствия Божия по словам Спасителя: “ А иже отвержется Мене... отвергуся eго и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех ”(Мф. 10, 33). Почти то же можно сказать и о человеке, который посещает святой храм безчувственно, механически, по привычке, без должного внимания к совершаемому в церкви священнодействию, пению и чтению. Такие люди, находясь в храме, не получают никакой пользы. Всем нам необходимо помнить слова Спасителя: “ Приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя, учаще учения заповеди человечески ” (Мф. 15, 8-9). Мы же, исполняя Евангельскую истину: “ Иже аще разорит eдину заповедей сих малых, и научит тако человеки, мний наречется во Царствии Небеснем, а иже сотворит и научит, сей велий наречется во Царствии Небеснем ” (Мф. 5, 19), надеемся, что данное руководство поможет получить необходимую пользу и тем, кто только делает первые шаги к Богу в храме, и тем, кто уже давно пребывает в Церкви Христовой, но чувствует нехватку знаний правил благочиния.
|