Студопедия — История развития телерентгенографии. 14 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История развития телерентгенографии. 14 страница






 

1-й такт. На <раз> легкий подскок на левой ноге, одновременно правая нога выводится в IV позицию вперед, колено слегка согнуто.

 

На <два> правая становится на пол, принимая всю тяжесть корпуса.

 

На <три> левая нога приставляется к правой.

 

2-й такт. Повторение первого такта, продолжая поворот влево.

 

Примечание. При закрытом повороте левая рука дамы может лежать на правом плече кавалера, правая рука кавалера в этом случае отведена в сторону на уровень плеча.

 

Открытый поворот

 

Танцующие стоят в паре. Левая рука дамы в левой руке кавалера впереди его корпуса. Правая рука держит платье. Правая рука кавалера лежит на талии дамы. Лица обращены друг к другу. Корпус

 

слегка отклонен от кавалера. Дама начинает движение с правой ноги, как в закрытом повороте, у кавалера движение левой ногой назад. Партнеры движутся влево.

 

1-й такт. На <раз> кавалер делает легкий подскок на правой ноге, одновременно левая с вытянутым подъемом, слегка согнутая в колене, заносится назад в IV позицию.

 

На <два> левая нога ставится на пол.

 

На <три> правая нога приставляется к левой ноге назад.

 

2-й такт. Полное повторение первого такта.

 

В открытом повороте, так же как и в закрытом, каждый полуповорот занимает один такт.

 

Coup de talon (голубец)

 

Мужское па, которое чередуется с другими движениями мазурки. При выполнении coup de talon носок не отрывается от пола.

 

Исходное положение: ноги в I позиции.

 

На <раз> маленький подскок на правой ноге, одновременно удар правого каблука об левый каблук. Левая нога отлетает во II позицию, не снимая носка с пола.

 

На <два> шаг левой ногой во II позицию. Тяжесть корпуса переносится на левую ногу.

 

На <три> правая нога скользяще подтягивается к левой ноге в I позицию.

 

Pas coupй

 

Мужское па. Имеет большое сходство с pas boiteux, но если в pas boiteux на третью четверть нога, шагая вперед, делает проходящее движение, то в pas coupй одна нога <сталкивает> другую, как бы <режет> ее, отчего шаг имеет еще и второе название: <режущий шаг>.

 

Движение исполняется всегда только с одной ноги.

 

Исходное положение: III позиция. Правая нога впереди.

 

На <раз> подскок на левой ноге, одновременно правая нога выносится вперед, в IV позицию. Подъем вытянут.

 

На <два> правая нога продолжает скольжение (glissй) вперед. Тяжесть корпуса переносится на правую ногу. Левая снимается с пола, сгибая колено.

 

На <три> левая нога толкает правую ногу сильным движением через III позицию сзади, которая выносится вперед в IV позицию.

 

В бальную мазурку хорошо танцующие женщины часто включают движение pas chassй. Оно может украсить танец, но при исполнении требует акцента на первую четверть такта.

 

ФИГУРЫ

 

БАЛЬНОЙ

 

МАЗУРКИ

 

Первая фигура

 

Променад - пара за парой идут по кругу зала. Кавалер исполняет pas gala, дама - pas couru.

 

<Большой круг>. Все пары берутся за руки (grand rond). Образуя большой круг, идут направо и налево.

 

<Деление на два круга> - дамы образуют внутренний круг, кавалеры внешний. Дамы идут направо, кавалеры - налево. То же движение обратно. Дойдя до своей пары, кавалер берет даму за левую руку, и они проходят до своих мест. Тур на месте (tour sur place). Все садятся.

 

Вторая фигура

 

Первая пара заводит колонну, пары расходятся: первая направо, вторая налево. Образуется две линии. Линия, где находится кавалер-распорядитель, поднимает вверх руки, противоположная линия проходит под руки, затем линия, где кавалер-распорядитель проходит под руки другой линии. Променад до своих мест. Тур на месте. Все садятся.

 

Третья фигура (<Звездочка>)

 

Променад по кругу зала. Дамы идут в середину, берутся все за правые руки. Кавалеры держат дам за левую руку. Все делают полный круг до своих мест. Кавалеры идут в середину, проходя сзади своих дам. Дамы отходят спиной на место кавалера. Кавалеры подают друг другу левую руку, дамы подают кавалерам левую руку. Все делают полный променадный круг до своих мест. Поклон друг другу. Все садятся.

 

Четвертая фигура (<Коленопреклонение>)

 

Выход двух первых пар. Кавалеры становятся на одно колено, на некотором расстоянии друг от друга. Дама, подавая кавалеру правую руку, делает вокруг него два круга. После этого дамы меняются местами. Каждая из них подает теперь кавалеру левую руку и обходит его, делая два круга. Дамы снова меняются местами, возвращаясь к своим кавалерам, которые встают с колен. Променад у дам и кавалеров до своих мест. Поклон друг другу. Фигуру повторяют другие пары.

 

Пятая фигура (<Восьмерка>)

 

Посередине зала, на расстоянии друг от друга, кавалер-распорядитель со своей дамой танцуют мазурку, обходя один стул, потом другой, таким образом описывают <восьмерку> и возвращаются на свое место. Поклон друг другу. Фигуру начинает вторая пара, и т. д.

 

Шестая фигура (<Дама налево>)

 

Все лица, составляющие котильон, образуют общий круг; идут влево (4 такта). Тур на месте (tour sur place; 4 такта), в конце четвертого такта кавалер отходит от дамы, стоящей слева. Повторяется общий круг (4 такта), каждый кавалер подает руку даме, находящейся от него справа, которая после тура на месте перейдет налево. Фигура продолжается до тех пор, пока кавалеры не дойдут до своих дам. Обычно фигура <Дама налево> заканчивает мазурку-котильон. Но танец может оканчиваться и променадом по кругу зала.

 

ПОЛЬКА-МАЗУРКА

 

(музыкальный размер 3/4)

 

Полька-мазурка не раз была предметом спора между крупнейшими знатоками бального танца. Н. Гавликовский причислял польку-мазурку к самостоятельным танцам польского происхождения, которые через Венгрию и Богемию попали во все европейские страны. Известный педагог бального танца Л. Стуколкин считал, что полька-мазурка состоит из двух танцев: польки и мазурки. По мнению Жи-роде, па мазурки искусственно привнесены в этот танец самими педагогами, точно так же, как и элементы вальса, отчего полька-мазурка совсем <потеряла чистоту и свою первоначальную форму>. В России в начале XX столетия в первой части польки-мазурки делали удар каблука о каблук (третья четверть первого такта), за которым следовали движения польки. В период увлечения вальсом вместо польки на втором такте исполнялся вальс.

 

СХЕМА ТАНЦА

 

Танцующие стоят в паре. Ноги в III позиции. У кавалера впереди левая нога, у дамы - правая. Дама исполняет в начале танца первый и второй такты, в то время как кавалер начинает с третьего и четвертого. Голова дамы повернута вправо, у кавалера - влево. При перемене местами голова дамы плавно поворачивается влево, голова кавалера - вправо. Движения головы придают танцу грациозный характер, и на это должно быть обращено большое внимание. Танец исполняется легко и изящно. (См. раздел <Элементы историко-бытового танца>).

 

ПОЛЬКА

 

Полька - национальный чешский танец. Родина его - Богемия.

 

Первые упоминания о польке как о бальном танце относятся к 1825 году. Из Богемии полька попадает в Вену, а затем в Париж. Известный танцмейстер Целлариус вводит ее в танцевальные салоны.

 

<Редкому танцу выпадала

 

честь произвести такую сенсацию и заставить о себе столько говорить, писать, печатать и фантазировать чуть ли не по всему земному шару, как то случилось в 1844 г. с полькой> *, - пишет А. Цорн.

 

Повсеместный успех польки объясняется тем, что она, как и вальс, имеет живой ритм, состоит из незамысловатых вращательных движений. Аристократическое общество не сразу признало польку. На привилегированных вечерах она появилась уже будучи очень популярным танцем.

 

Поначалу полька имела много парных фигур: кавалер мог танцевать в паре с дамой, держа ее то одной, то двумя руками, он отдалялся от дамы и снова приближался к ней. Иногда дама и кавалер клали руки на бедра друг другу.

 

КОМБИНИРОВАННАЯ ПОЛЬКА

 

(музыкальный размер 2/4)

 

Вступление. 4 такта. 1-2 такты. Поклон кавалера.

 

3-й такт. Реверанс дамы.

 

4-й такт. Исполнители становятся в пары.

 

Первая фигура - 16 тактов

 

1-4 такты. Полька по кругу. В конце четвертого такта кавалер и дама становятся лицом по линии танца. Они подают друг другу правую руку в III позиции. Левая рука слегка отведена от корпуса. Голова наклонена к левому плечу. Танцующие смотрят друг на друга из-под руки.

 

* Цорн А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии, с. 256.

 

5-й такт. Кавалер начинает левой ногой польку назад, дама - правой ногой вперед.

 

6-й такт. Продолжая польку с другой ноги, танцующие поднимают левую руку в III позицию, правая отведена от корпуса.

 

7-й такт. Повторение пятого такта.

 

8-й такт. Дама делает шаг левой ногой вперед, выводя правую вперед в III позицию. Танцующие принимают исходное положение. Полное повторение первых восьми тактов.

 

Вторая фигура - 16 тактов

 

1-2 такты. Боковые движения польки, попеременно обеими ногами, начиная вправо. Головы повернуты друг к другу. Кисти рук отведены от корпуса.

 

3-4 такты. Перемена мест. Па польки с правой ноги вперед, левой - назад.

 

5-6* такты. Повторение первого и второго тактов. 7-8 такты. Возвращение на свои места (повторение третьего и четвертого тактов). В конце восьмого такта танцующие встают лицом по линии танца. Правая рука в III позиции; левая рука дамы придерживает юбку. У кавалера левая рука слегка отведена от корпуса.

 

9-й такт. Па польки вперед с правой ноги.

 

10-й такт. Дама, делая поворот вправо, танцует польку назад с левой ноги, не отнимая правой руки от правой руки кавалера. В конце десятого такта кавалер ставит левую ногу вперед в III позицию. Л-12 такты. Полька по кругу в паре, руки в исходном положении. J3-14 такты. Повторение девятого и десятого тактов. 15-16 такты. Повторение одиннадцатого и двенадцатого тактов.

 

Третья фигура - 16 тактов

 

1-4 такты. Танцуя польку, пары расширяют круг. 5-7 такты. Все пары сходятся в круг.

 

8-й такт. Танцующие встают лицом по линии танца. Правые руки в III позиции. Левая рука дамы держит платье, левая рука кавалера слегка отведена от корпуса.

 

9-12 такты. Повторение девятого-двенадцатого тактов 2-й фигуры.

 

J. 3-14 такты. Кавалер стоит на правой ноге, левая нога слегка согнута в колене, полупальцами упирается в пол, левая рука кавалера держит левую руку дамы в III позиции. Дама, начиная правой ногой па польки, обходит вокруг кавалера, делая полный круг влево до своего места. Голова ее при движении наклоняется в сторону движения ноги.

 

15-й такт. Поклон кавалера вправо

 

16-й такт. Реверанс дамы влево.

 

ШАКОН*

 

(музыкальный размер 4/4)

 

Парный бальный танец конца XIX века. Сочетание красивых поз, простота движений и в то же время почти балетная грациозность вырабатывают изящную манеру у танцующих. Танец исполняется мягко и плавно. В основном он построен на движениях менуэта и гавота.

 

Весь танец занимает шестнадцать тактов. Исходное положение: ноги в III позиции. У кавалера впереди правая нога, у дамы - левая. Кавалер правой рукой держит левую руку дамы. Свободные руки отведены от корпуса. Корпус наклонен вперед. Лица повернуты друг к другу.

 

Pas demi-coupй

 

1-й такт. На <раз> делается шаг вперед: кавалер правой ногой, дама левой ногой. Корпус легко поворачивается: у кавалера влево, у дамы вправо (первая четверть).

 

На <два> левая нога кавалера и правая нога дамы проводятся вперед, слегка сгибая колено. Правая нога кавалера и левая нога дамы приподнимаются на полупальцы (вторая четверть).

 

На <три> кавалер левую ногу, а дама правую ногу опускают на пол (третья четверть).

 

На <четыре> правая нога кавалера и левая нога дамы подтягиваются назад в III позицию (четвертая четверть).

 

2-й такт. Повторение движений первого такта. Кавалер начинает с левой ноги, дама - с правой. На первую и вторую четверти левое плечо кавалера и правое плечо дамы выносятся вперед. Правый бок кавалера и левый бок дамы слегка изогнуты, голова повернута в сторону ноги, которая проводится вперед.

 

Chassй

 

3-й такт. На <раз> и <два> chassй вперед у кавалера с правой ноги, у дамы с левой ноги (первая, вторая четверти).

 

На <три> шаг вперед: у кавалера с левой ноги, у дамы с правой (третья четверть).

 

На <четыре> правая нога кавалера и левая нога дамы подтягиваются назад в III позицию (четвертая четверть).

 

4-й такт. Повторение третьего такта с другой ноги.

 

5-8 такты. Танцующие повторяют движения первых четырех тактов. В конце восьмого такта танцующие поворачиваются лицом друг к другу. Правые ноги впереди в III позиции.

 

* Танец сочинен Н. Гавликовскнм.

 

Balance de menuet

 

9-й такт. На <раз>, подавая друг другу правую руку, кавалер и дама делают шаг вперед (balance вперед). Соединенные руки плавно поднимаются в III позицию. Голова наклонена к левому плечу (первая четверть). Свободные руки отведены от корпуса.

 

На <два> левая нога подтягивается к правой в III позицию на полупальцах (вторая четверть).

 

На <три> левая нога делает шаг назад, руки, не разрываясь, опускаются вниз, правая нога вытянута в IV позицию вперед (третья четверть).

 

На <четыре> правая нога подтягивается к левой в III позицию. Корпус наклонен вправо, голова повернута к правому плечу (четвертая четверть).

 

10-й такт. На <раз>, <два> chassй с правой ноги, одновременно кавалер и дама меняются местами. Руки в III позиции, красиво округлены. Голова повернута вправо (первая, вторая четверти).

 

На <три> шаг левой ногой и одновременно полуповорот вправо. Руки опускаются (третья четверть).

 

На <четыре> правая нога ставится назад в III позицию (четвертая четверть).

 

11-12 такты. Кавалер и дама с левой ноги повторяют движения девятого и десятого тактов.

 

13-16 такты. Повторение движений девятого, десятого, одиннадцатого и двенадцатого тактов.

 

ПАДЕГРАС*

 

(музыкальный размер 4/4)

 

Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди. Танцующие стоят рядом. Кавалер правой рукой держит левую руку дамы. Свободные руки слегка отведены от корпуса. Танец занимает восемь тактов.

 

1-й такт. На <раз> шаг правой ногой в II позицию вправо.

 

На <два> левая нога приставляется к правой назад в III позицию.

 

На <три> шаг правой ногой вправо.

 

На <четыре> левая нога выводится вперед в IV позицию. Голова обращена влево.

 

2-й такт. Повторение первого такта с левой ноги влево. Голова обращена вправо.

 

3-й такт. Три шага вперед с правой ноги (первая-третья четверти).

 

* Танец сочинен и записан Е. Ивановым.

 

Левая нога выводится вперед в IV позицию (четвертая четверть).

 

4-й такт. Три шага вперед с левой ноги (первая, третья четверти). Правая нога ставится вперед в III позицию (четвертая четверть). Танцующие стоят лицом друг к другу. Кавалер стоит спиной к центру круга.

 

5-й такт. Повторение движений первого такта вправо.

 

6-й такт. Повторение движений первого такта влево. На четвертую четверть правая нога выводится вперед в IV позицию. Кавалер и дама подают друг другу правую руку, которую держат в III позицию. Лица обращены друг к другу.

 

7-8 такты. Кавалер и дама делают полный круг, исполняя движения третьего и четвертого тактов. В конце восьмого такта танцующие принимают исходное положение. Танец начинается сначала.

 

ПАДЕКАТР *

 

(музыкальный размер 4/4)

 

Парный бальный танец, появившийся в начале XX века.

 

Исполнение его занимает четыре такта. Первый и второй такты состоят каждый из четырех шагов, отчего танец и получил название <падекатр>. Третий и четвертый такты состоят из двух полных туров вальса или четырех полуоборотов. Обычно вальс исполняется на 3/4> а в падекатре вальс идет на 4/4, что придает ему своеобразную окраску, так как ритм в 4/4 требует более быстрого движения.

 

Исходное положение: кавалер и дама лицом обращены друг к другу. Ноги в III позиции. У кавалера впереди левая нога, у дамы - правая. Руки слегка отведены от корпуса. Левая рука кавалера держит правую руку дамы. В правой руке кавалера левая рука дамы. Затакт. Легкое pliй.

 

1-й такт. Кавалер делает скользящий шаг левой ногой во II позицию (первая четверть). Правая нога скользяще подтягивается к левой назад в III позицию (вторая четверть). Вторично скользящий шаг левой ногой во II позицию, кавалер отпускает правую руку дамы (третья четверть). На четвертом шаге кавалер, приподнимаясь па полупальцы левой ноги, проводит правую ногу вперед в IV позицию, приподняв ее от пола. Левая нога опускается (четвертая четверть). Дама делает те же движения с другой ноги. Корпус танцующих несколько наклонен друг к другу. Неполное dos а dos. У кавалера голова повернута вправо, у дамы - влево.

 

* Танец сочинен Н. Гавликовским.

 

2-й такт. Повторение движения первого такта: у кавалера с правой ноги, у дамы с левой ноги. Свободные руки отведены от корпуса. В конце второго такта танцующие снова обращены лицом друг к другу и принимают положение, типичное для вальсирующих. 3-4 такты. Вальс вправо.

 

Танец начинается сначала.

 

Во время исполнения третьего и четвертого тактов вальс танцуют не всегда вправо. По желанию танцующей пары вальсировать можно и влево, что придает танцу большее разнообразие.

 

ПА-ДЕ-ТРУА*

 

(музыкальный размер 3/4)

 

Парный бальный танец XX века, в котором мы находим сочетание различных движений: менуэта, мазурки и вальса.

 

При своем появлении он пользовался заслуженным успехом наряду с другими танцами, которые воспитывали хорошие манеры, изящество, грацию и музыкальность.

 

Исходное положение танцующих: ноги в III позиции. У кавалера впереди левая нога, у дамы - правая. Правой рукой кавалер держит левую руку дамы. Свободные руки слегка отведены от корпуса.

 

Вступление к танцу - четыре такта.

 

1-й такт. Начиная левой ногой, кавалер делает вперед три шага, на третьем шаге (первая, вторая четверти) правая нога одновременно подтягивается носком к левой в III позицию назад. Pliй на обе ноги, причем кавалер и дама поворачиваются лицом друг к другу (третья четверть). Дама делает те же движения, что и кавалер, начиная с правой ноги.

 

2-й такт. Кавалер отступает правой ногой назад в IV позицию (первая четверть). Пауза (вторая четверть). Левая нога скользяще подтягивается носком к правой в III позицию вперед (третья четверть). Дама делает те же движения с другой ноги, но на третью четверть правую ногу ставит в III позицию назад. Корпус слегка наклонен вперед.

 

3-й такт. Опустив руки, кавалер и дама делают с левой ноги шаг вперед, встречаясь правыми плечами, которые почти касаются друг друга (первая четверть). Правая нога носком проводится вперед в IV позицию. Голова повернута к правому плечу. Левая рука отведена от корпуса, правая согнута в локте, кисть повернута вверх (вторая, третья четверти).

 

4-й такт. Кавалер и дама, меняясь местами, делают правой ногой

 

* Танец сочинен А. Бычковым.

 

шаг вправо (первая четверть) и поворачиваются влево (вторая четверть).

 

Кавалер подтягивает левую ногу к правой вперед в III позицию, а дама - правую ногу к левой вперед в III позицию (третья четверть). Исполнители подают друг другу руки. 5-8 такты. Первые четыре такта повторяются в обратную сторону.

 

Примечание. Первые четыре такта были против часовой стрелки. Пятый-восьмой такты танцуются по часовой стрелке. В конце восьмого такта танцующие занимают исходное положение.

 

9-10 такты. Стоящие лицом друг к другу кавалер и дама берутся, "а руки - в правой руке кавалера левая рука дамы, в левой руке правая рука дамы - и исполняют pas de bourrйe *. Кавалер начинает с левой ноги, дама - с правой. Голова кавалера на девятом такте повернута влево, у дамы - вправо. На десятом такте - наоборот.

 

11-12 такты. Кавалер, начиная с левой ноги, делает два coup de talon (два <голубца>), дама - глиссирующие движения с правой ноги. У кавалера голова повернута влево, у дамы - вправо. Coup de talon, или <голубец>, надо делать глиссирующими шагами, мягко и элегантно.

 

13-16 такты. Кавалер и дама танцуют вальс: кавалер с левой ноги, дама с правой.

 

17-18 такты. Кавалер берет правой рукой левую руку дамы. Исполняется вперед два pas couru: кавалер с левой ноги, дама с правой ноги.

 

19-20 такты. Танцуя pas couru, кавалер делает полный круг влево, а дама - вправо. В конце двадцатого такта танцующие встают в позу вальса.

 

21-24 такты. Кавалер и дама танцуют вальс, и танец повторяется сначала.

 

* В классической и бальной хореографии есть несколько разновидностей pas de bourrйe. Ниже мы описываем характерные черты pas de bourrйe, исполняемого по ходу данного танца.

 

Затакт. Pliй на левой ноге, правая выносится вправо и слегка отделяется от пола. Голова повернута вправо. Корпус наклонен влево. На <раз> правая нога скользящим движением подбивает левую ногу. Pliй на правой ноге. Левая нога, скользя носком по полу, выносится влево.

 

На <два> шаг левой ногой влево, скользя носком по полу. На <три> правая нога скользящим движением подбивает левую ногу. Pliй на правой ноге, вытянутая левая нога выносится влево. Корпус наклонен вправо. Голова повернута влево.

 

Примечание. При исполнении этого движения наклон корпуса и повороты головы должны быть плавными.

 

миньон*

 

(музыкальный размер 3/4)

 

Бальный танец конца XIX века, исполняемый и в наше время. Состоит из шестнадцати тактов. Первые восемь тактов танцующие делают pas balance поворотами (полтура вальса).

 

Вторые восемь тактов состоят из скользящих шагов и вальса - то, что мы называем <вальс-миньон>. Танец исполняется мягко и спокойно.

 

Исходное положение: III позиция.

 

У кавалера впереди левая нога, у дамы - правая. В левой руке кавалера правая рука дамы. Правая рука кавалера лежит на талии дамы. Левой рукой дама держит платье. В продолжение восьми тактов положение головы, рук и корпуса, типичные для вальса.

 

1-й такт. Кавалер с левой ноги, а дама с правой ноги делают balance вперед. Руки поднимаются медленно вверх. Голова повернута вперед, слегка наклонена (у дамы влево, у кавалера вправо).

 

2-й такт. Кавалер снимает правую руку с талии дамы и с правой ноги делает полтура вальса вправо, дама делает это движение с левой ноги влево. Соединенные руки плавно опускаются вниз.

 

3-й такт. Balance кавалера с левой ноги, у дамы - с правой ноги. Положение dos а dos. Головы повернуты друг к другу. Руки плавно поднимаются вверх.

 

4-й такт. Кавалер влево, а дама вправо делают полтура вальса и принимают исходное положение.

 

5-8 такты. Повторение первых четырех тактов.

 

9-16 такты. Исполняется вальс-миньон (см. раздел <Элементы

 

историко-бытового танца>).

 

* Танец сочинен Н. Гавликовским. См.: Гавликовский. Н. Руководство для изучения танцев. Спб., 1907.

 

 

В жизни древних славян народные праздники играли немаловажную роль. Окончание полевых работ, возвращение с охоты и из военных походов, значительные события в семейном быту отмечались очень торжественно. На этих праздниках танцы занимали не последнее место.

 

Простейшим из них был хоровод. Хоровод - это круг. Водили его под музыку или песню. Часто хороводы сопровождались разыгрыванием каких-либо бытовых сценок, и тогда песня заменялась диалогом. Образную характеристику хоровода дает академик Б. В. Асафьев (И. Глебов): <Хоровод является драматическим действием, в котором разыгрываются под песню, соответственно ее тексту, сцены, выявляющие наиболее яркие черты из бытового уклада> *. В хороводах и хороводных песнях находят отражение различные стороны повседневной жизни русского человека.

 

<Зарождение жанра хороводных песен у славянских народов относится к глубокой древности. Анализ песенных текстов и памятников материальной культуры позволяет предполагать их существование в период разложения родового строя> **.

 

С течением времени хороводные пляски видоизменялись, в них появлялись новые темы, усложнялись мелодии, текст припевов и сама пластическая структура. Появилось много местных разновидностей хороводных песен и игр.

 

Самые распространенные формы хоровода - хороводы-игры и хороводы-пляски. В первых всесторонне отражена тема трудовой деятельности русского крестьянства. В песнях, сопровождающих хороводы, говорится о полевых работах, о подготовке земли к посевам и уборке урожая. Таковы песни: <Ах, как же мне, матушка, белый ленок сеять>, <Просо> и др. Ряд хороводов отражает устои

 

* Глебов И. Симфонические этюды. Пг., 1922, с. 59-60. **Бачинская Н. Русские хороводы и хороводные песни. М., 1951, с. 7.

 

семейного быта, тяжелое положение русской женщины в семье мужа и привольное житье под родительским кровом.

 

И если в западных странах бранль или фарандола были первыми общественными танцами, то в России эту роль выполняли хороводы и различные виды русской народной пляски. О повсеместном распространении народного танца и его самобытных чертах не раз упоминали путешественники и ученые. <Без пляски и пения в России не бывает ни одной народной пирушки. Ни у одного народа нет пляски более выразительной и прекрасной, нежели национальный русский танец, - пишет немецкий публицист и ученый И. Беллерман. - Русский национальный танец столь красноречив, что я не -знаю ему равного... Красота танца заключается не в искусном положении ног, но в том, что в пляске участвуют голова, глаза, плечи, туловище, руки, словом, все тело> *.

 

Композиция хоровода была различна, но чаще всего она имела форму круга. Круги варьировались, они могли удваиваться, переходить в парные колонны, восьмерки, зигзаги, которые превращались в змеевидные ходы, а те в свою очередь принимали форму линий-рядов. Ряды наступали один на другой. <Заводили> хоровод вожаки. Они должны были обладать выдумкой и фантазией. Народ дал им прозвище <хороводников>. Хороводниками могли быть и мужчины и женщины. Подражая движению солнца, хоровод начинал двигаться в левую сторону. В медленных хороводах движения были плавные, они подчеркивали величавость русской девушки, про которую говорили: плывет как пава. Это народное определение попало затем в художественную литературу. Его мы встречаем у Державина (<Как приятным тихим ходом важно павами плывут, как с веселым быстрым звоном голубками воздух вьют>), Некрасова (<Пройдет, словно солнце осветит, посмотрит - рублем подарит>) и многих других русских писателей и поэтов. Женская пляска была грациозна и проста, мужская - энергична, в ней имелись <коленца> и выверты, она требовала проворства, ловкости. Уже в хороводах отчетливо определялся характер русского народного танца. Русский народ создал многие танцы. Они различны по содержанию, композиции и ритмическому рисунку. Но все это разнообразие, как говорит Н. В. Гоголь, <родилось из характера народа, его жизни и образа занятий>. Так, игры, сопровождаемые танцами, с древних времен приурочивались к весне, лету, когда начинались или оканчивались полевые работы. Многие из них походили на красочное театральное представление. Со времен седой старины в деревнях существовал танец-игра <Семик>. Этот поэтический девичий праздник отмечали на седьмой неделе после пасхи. Девушки собирались на лугу, водили медленные хороводы, пели задушевные, немного







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 456. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия