АНАЛИЗ ПРИТЧИ
Круг проблем, затронутых в предложенной работе, ограничен несколькими темами, представляющимися мне важными именно на начальном этапе работы над спектаклем: «Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец» (Е.Шварц). «Неверно, будто любовь движет миром. Она лишь не позволяет ему обезлюдеть». (Чарльз Брауэр), В любви молчание дороже слов. Хорошо, когда смущение сковывает нам язык: в молчании есть свое красноречие, которое доходит до сердца лучше, чем любые слова. Как много может сказать влюбленный своей возлюбленной, когда он в смятении молчит, и сколько он при этом обнаруживает ума. 1.Выбор темы – материал для работы. Здесь и личная тема режиссера, и жизненные “предлагаемые обстоятельства” – с чем, по мнению коллектива, должен выйти театр к зрителям. Силы судьбы и обстоятельства из вне, не позволяющие перешагнуть ту черту горизонта, который лежит в неизмеримо близкой и неизмеримо далёкой плоскости, даётся нам для того, чтобы мы поняли, как говорил И.А.Бродский, «мы должны любить и беречь друг друга, хотя бы только по тому, что мы знаем, что все умрём». Вот о чём я хотела поговорить со зрителем, стараясь со сценической кафедры донести эту мысль и постараться сделать их добрее и терпимее друг к другу. «Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут, как будто они бессмертны, - смерть иной раз отступает от них» (Е.Шварц). И вдруг я увидел, что значу что-то для другого человека и что он счастлив только от того, что я рядом с ним. Такие слова сами по себе звучат очень просто, но когда вдумаешься в них, начинаешь понимать, как это все бесконечно важно. Это может поднять бурю в душе человека и совершенно преобразить его. Это любовь и все-таки нечто другое. Что-то такое, ради чего стоит жить. Мужчина не может жить ради любви. Но ради другого человека - может. Любовь - вечное чудо, она не только озаряет радугой мечты серое небо повседневности, она может окружить романтическим ореолом и кучку дерьма. Чудо и чудовищная насмешка (Э.М.Ремарк). Поднять хоть на миг значимость ЧЕЛОВЕКА-ЛИЧНОСТИ, дать почувствовать зрителю, что трагедией всё заканчивается для нас, что идущий рядом по улице – это тоже человек, такой же как ты и я, человек с проблемами и мечтами, с тревогами и надеждами, с вопросами, остающимися без ответа, с печалями и радостями… Оглянись! Посмотри в лицо бегущего рядом, постарайся не обидеть, ведь ты же не знаешь, что с ни произошло до того, как вы встретились взглядами! Разбудить в душах, сидящих в зале добро и заглушить чёрствость. «Все мы запутались в своей собственной паутине» (Е.Шварц «Дракон»). Трагедия на сценической площадке сегодня не должна стать трагедией в реальных обстоятельствах, если что зависит от тебя, зритель, то постарайся откликнуться на зов, протяни руку, подай просящему, не проходи мимо насилия и жестокости, ведь ты сам можешь оказаться на обочине жизни. «Не бойтесь! Жалейте друг друга. Жалейте - и вы будете счастливы! Честное слово, это правда, чистая правда, самая чистая правда, какая есть на земле», - говорит Ланселот в пьесе Е.Шварц «Дракон». Вот круг тем, волнующий меня, не дающий покоя и требующий высказаться, во чтобы, то ни стало. 2. Выбор идеи – творческая и жизненная платформа режиссёра – зависит от лица автора (термин Вл.И. Немировича-Данченко), стиля автора. Говоря театральными терминами, это момент, решающий дальнейшую деятельность режиссера, его место в обществе, решение сверхзадачи его как личности. В понятии идеи я вложила слова, понятые мной после прочтения Библии, откуда вынесла следующую мысль: «Мы созданы абсолютно разными для того, чтобы быть интересными друг для друга». «Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак, она обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».(Лев Толстой) 3.Рождение замысла спектакля – как в конкретной образной форме будет решаться сверхзадача. Тот, о котором я хочу сказать, очень часто обращал моё внимание на эстетику символизма: «…мы стоим лишь того, чего стоят наши заботы и печали…», повторял он и ещё «Это Великая Радость Любить… Но ты напрасно тянешься — ты еще слишком мал, чтобы видеть ее всю…», из произведения Мориса Метерлинка, из его любимой «Синей птицы»: Еще не родившейся Ребенок: Нам сказали, что матери ждут нас за дверями… Правда, что они добрые?.. Тильтиль: Еще какие добрые!.. Лучше мам никого нет на свете. Бабушки тоже добрые, только они очень скоро умирают… Ребенок: Умирают?.. Что это значит?.. Тильтиль: Однажды вечером они уходят и уже не возвращаются… Вспоминая беседы с Генкой, я решила взглянуть на силы судьбы, властвующие над нами с его точки зрения, но прошедшей этот путь через моё внутреннее существо и вибрирующие фибрами моей души. «Тильтиль: А что такое Время?.. Ребенок: Это старик, который вызывает тех, кому пора уходить… Тильтиль: Он сердитый?.. Ребенок: Нет, он только несговорчивый… Проси не проси — вне очереди никого не пустит…» «Синяя птица» М.Метерлинк. Так шекспировской цитатой, ибо лучше и не скажешь, «Истинная любовь не может говорить, потому что истинное чувство выражается скорее делом, чем словами», вот почему я задумала и поставила свою притчу. 4. Большая проблема, вызывающей споры между театральными деятелями всех рангов – когда режиссер готовится к овладению сценическим пространством. Моё пространство, казалось мне, безграничным и, чтобы заключить его хоть в какие-то рамки, я в репетиционном процессе прибегала к поискам тех форм, которыми пользовались уже многие поколения режиссёров до меня, пытаясь выбрать из них самые нужные, казавшиеся мне точными для формирования в единой жанровой стилистике спектакля-притчи, адресованной памяти близкого друга Геннадия Дмитриева, безвременно ушедшего из этого мира в мир иной.
|