ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Миграционные процессы в их новом масштабе, направленности, характере и содержании занимают весьма значимое место в процессах социальной трансформации
Миграционные процессы в их новом масштабе, направленности, характере и содержании занимают весьма значимое место в процессах социальной трансформации российского общества. В 90-е гг. ХХ в. – начале XXI в. во внутренние и внешние миграции была вовлечена огромная, более чем 50-миллионная масса людей. Межреспубликанские перемещения внутри бывшего СССР приобрели статус межгосударственных (международных) миграций на пространстве стран СНГ и Балтии. Россия превратилась в крупнейший международный иммиграционный и эмиграционный центр. Появились и развились новые или ранее нераспространенные виды миграций: вынужденная миграция и миграция беженцев, трудовая миграция, незаконная (нелегальная) миграция, транзитная миграция, трэффик мигрантов и др. Совершенно новым содержанием наполнились этнические миграции. Коренным образом изменились направленность и характер миграционного движения. Традиционное для России центробежное движение русского и других коренных этносов сменилось явно и очень масштабно выраженным центростремительным, в определенной степени, возвратным миграционным движением. Среди этнических мигрантов высока доля беженцев, положение, статус, социальные ожидания и настроения которых очень различны. Так, среди внутренних мигрантов велика доля русских, кто пострадал от этнической дискриминации, или бежал от геноцида и войны в Чечне. Переживание прошлых и настоящих, действительных и мнимых обид, ущемленность от потерь и не признания прав, неподтвержденность реальностью ожиданий и притязаний, столкновения с препятствиями и противодействием стремлениям утвердится в новой реальности, – все это вызывают у этнических мигрантов настроения нервозности, недоверия и, как следствие, обособленности. Для местного населения деловая и жизненная напористость этнических мигрантов, демонстрирование ими своего экономического превосходства, пренебрежение правами местных жителей и агрессивность в стремлениях утвердиться на новом месте, общинная замкнутость и этническая корпоративность становятся причинами настороженного, перерастающего во враждебность восприятия мигрантов. В целом, противоречивое влияние миграций связано с тем, что вместе с позитивными эффектами происходит и рост хаотичности, неуправляемости, что в условиях российского социума ведет к появлению эффектов дезорганизации, в частности, роста нелегальности и криминализации. При взаимодействии между этническими мигрантами и населением принимающего общества достаточно явными становятся возникновение и рост социальных напряженностей, которые в ряде случаев приобретают устойчивый характер, вызывают формирование этнической мигрантофобии, ведут к конфликтам, нередко, в агрессивной форме. В конечном итоге все это ведет к тому, что в реальной социальной действительности существуют и обостряются противоречия между общественной потребностью в миграциях населения и теми опасениями, страхами, которые они вызывают, а значит, теми регулятивными разрешениями и ограничениями, что применяются по отношению к миграциям. В этих условиях поддержание баланса интересов с использованием механизмов межэтнической толерантности становится неотложной практической задачей социальной политики и социального управления на федеральном и региональном уровнях. С позиций социологической теории, миграция населения – совокупность многоуровневых и многофакторных социальных процессов, объединенных представлением о пространственно-географических перемещениях людей, влияющих на изменения в этнодемографической и социально-стратификационной структурах отпускающих и принимающих обществ. Принятие решения о миграции, миграционное движение, адаптация на новом месте и процессы интеграции мигрантов в принимающем обществе, реакция принимающих обществ на мигрантов вообще и этнических мигрантов в частности находятся под влиянием разнообразных факторов, образующих сложную систему детерминант. Повышенный уровень эмиграции – своеобразное свидетельство социального неблагополучия, дискомфорта в положении населения в местах его проживания, в той или иной степени выталкиваемого и вынужденного покидать данную местность. Принимающее общество, испытывая давление спонтанной миграционной "интервенции", сталкивается с рядом проблем, обусловленных латентными функциями миграций, неизбежно испытывает разнообразные социальные напряжения, выражающиеся в тех или иных признаках социальной дезорганизации. Социальное взаимодействие мигрантов и населения принимающего общества, как правило, приобретает межэтнический характер, а его результаты и эффекты обнаруживаются в новых явлениях социальной связи, которые возникают и становятся существенными для социальной реальности принимающих обществ: в изменения содержания социальных (межэтнических) отношений; в трансформационных процессах в социальных институтах; в появлении новых социальных групп. Они воздействуют на изменения в социальных институтах и социальной структуре, социальное настроение и самочувствие населения. Развивающийся в исследованиях миграционных процессов социологический подход акцентирует внимание на таких предметно-объектных свойствах миграций населения, как процессуальность, системность и функциональность, на институциональных характеристиках, непосредственной отнесенности к системе социального действия. Методологические основания теории социального действия дают возможность рассматривать толерантность – интолерантность как социальный феномен и социологическую проблему. Исследование толерантности обнаруживает взаимосвязь ее с условиями ситуации (объективная реальность) и субъективными факторами (субъективная реальность), а также ее атрибутивную принадлежность всем компонентам системы социального действия. Понимание толерантности в контексте теории социального действия опирается на представление о его общей системе, которая включает: потребность, интерес, идею (как проект движения к удовлетворению потребности), мотив (потребность, содержательно обогащенная смыслом) и цель. Операциональная составляющая действия связана с оценкой возможностей и выбором средств для достижения целей. Как социальный феномен толерантность принадлежит всей структуре социального действия и характеризует его с точки зрения наличия, развитости, способов и форм проявления и других характеристик качественного состояния этого свойства. При этом толерантность – интолерантность оказываются диалектически взаимосвязанными полюсами проявления этого качества в каждой отдельно взятой ситуации, в каждом отдельно взятом социальном действии и в каждой отдельно взятой поведенческой реакции на это действие. Следует признать, что в межэтнических отношениях интолерантность также возможна и ожидаема, как и сама толерантность. Безусловно, при этом речь идет о цивилизованных, ненасильственных, неагрессивных формах и способах проявления и демонстрации интолерантности (несогласия, нетерпимости, неприятия), как, впрочем, и о сдержанности в проявлениях толерантности, не превращающейся в угодничество, лизоблюдство, рабское преклонение и подчинение. В социологии толерантность рассматривается как состояние и процесс приятия, принятия другого в качестве партнера по социальному взаимодействию на условиях доверия и согласия, и с которым это взаимодействие приобретает конструктивный и продуктивный характер. В случаях же неприятия и непринятия образуется состояние интолерантности. Оно сопряжено с чувствами недоверия и отсутствия согласия, порождающих, в свою очередь, напряженность и тревогу, а взаимодействие приобретает рассогласованный, непродуктивный и конфликтный характер. Мигрантофобия (боязнь мигрантов) – это явление, которое формируется и существует как оппозиция индентичностей. При этом особенностью сознания местных жителей является наличие негативных образов мигрантов, которые возникают вследствие системного социально-психологического кризиса этнических идентичностей местных жителей, сознание которых обладает конструктивными способностями преображать психические показатели фобии в социальные образы или конструкты семантического пространства с различной смысловой и аффективной нагрузкой. Мигрантофобии обусловлена системой социальных факторов, в условиях которых появляется тенденция дезинтеграции и дезадаптации групп местных жителей и мигрантов в среде социальных трансформаций: факторы социальной среды (конкурентность в стремлении обладать социальными ресурсами), фактор ментальности (противоположное восприятие действительности, различное проявление социальной активности), исторический фактор (исторически сложившихся традиций межэтнических взаимодействий), демографический фактор (статистическое соотношение местных и мигрантов, количество мигрантов), фактор расселения мигрантов (компактное - дисперсное), фактор региональной миграционной политики, фактор степени криминализации принимающего общества и др. С позиций повышения эффективности в согласовании неформальных институтов регулирующих взаимодействия иммигрантов и населения принимающего общества необходимо создавать более позитивную атмосферу в общественном мнении для обсуждения миграционных вопросов и осуществлять меры, направленные на взаимное просвещение и установление доверия. В этих целях необходима разработка и реализация в программах по культурной политике, на всех уровнях образования, через средства массовой коммуникации социальных технологий по распространению этнокультурных знаний и развитию этнокультурной компетентности этнических мигрантов и населения принимающего общества.
|