Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВНЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ ОПЫТА





 

Когда произносятся словосочетания «внерациональный опыт» или «внерациональное знание», то обыкновенному человеку чаще всего приходит на ум туманное и загадочное, но потому особо западающее в душу слово «мисти­ка», под которой он может понимать все что угодно: и традиционные религии с их развитым культом и священными текстами, и разного рода оккультные трактаты и секты, и визионерский опыт йогов, и формы непосредственного постижения пред­мета в форме разного рода интуитивных актов, и, наконец, все то, что противостоит научному знанию и здравому смыслу типа фантастических рассказов или невероят­ных событий личной биографии. В подавляющем же большинстве случаев в голове человека все вышеотмеченные аспекты просто сливаются в некий общий иррацио­нальный смысловой «бульон», вызывающий или инстинктивное отторжение от по­добных феноменов, или, наоборот, столь же инстинктивное к ним влечение.

Учитывая нынешнюю непростую мировоззренческую ситуацию и расцвет в общественном сознании разного рода форм иррационализма, о чем речь шла в предыдущей лекции, представляется необходимым обстоятельно остановиться на различных внерациональных способностях сознания и связанных с ними формах опыта. Это тем более важно, если учесть, что подобная проблематика долгое время квалифицировалась официальной наукой и многими философскими направления­ми как некий компендиум заблуждений или прямое шарлатанство, которые требу­ют интеллектуальных разоблачений, а в перспективе – полного искоренения1. Ни к каким позитивным результатам такой обскурантизм не привел, и стало ясным, что непредвзятый гносеологический анализ внерационального знания полезен не только для общественного сознания, но и для самой философии.

 

1. Интуитивное знание в обыденном опыте,

в науке и в философии

 

В строгом смысле слова интуитивное знание не противостоит знанию рацио­нальному. Рациональному знанию в самом широком смысле противостоят, с одной стороны, чувственное познание (перцепция и эмоция), а с другой – иррациона-листические, разрушительные для человеческого общения и деятельности уста­новки, о которых речь шла выше. Что же касается интуиции, то она вполне гармо­нично сочетается с рациональным познанием вплоть до выдвижения на первый

 

1 К сожалению, особенно преуспели в третировании внерациональных форм опыта (особенно мистическо­го и религиозного) диалектический материализм и атеистическая советская наука. Мы уже отмечали, что сама по себе подобная позиция может быть квалифицирована как сугубо иррациональная.


план понятия «рациональная интуиция» (или интеллектуальная интуиция), без ко­торого новоевропейский рационализм (от Р.Декарта до Э.Гуссерля) просто не мо­жет обойтись. Интуитивное познание в силу этого не иррационально, а скорее внерационально, т.е. восполняет рациональное познание наподобие того, как гуманитарная рациональность восполняет рациональность понятийную.

По самому своему существу интуиция (от лат. intuitio – «всматривание») есть способность сознания непосредственно постигать познаваемый предмет без опосредствующего влияния символического и доказательно-логического инстру­ментария. С этих позиций интуиция если и противостоит, то дискурсивному (или демонстративному) знанию, которое выводится из исходных посылок посредством ряда логически связанных шагов.

В рамках европейской философии наиболее последовательная попытка рас­смотреть интуицию в качестве основной способности сознания была предприня­та в интуитивизме А.Бергсона1. В истории отечественной мысли оригинальные и глубокие взгляды на сущность интуиции развивали С.Л.Франк и Н.О.Лосский.2 В большинстве философских и психологических концепций различия между опо­средствованным (дискурсивным) и непосредственным (интуитивным) путями по­лучения знания не абсолютизируются, хотя роль мгновенного озарения, инсайта в существовании человека признается исключительно важной. В результате та­ких прозрений, чаще всего неожиданных для него самого (а потому и произво­дящих впечатление чего-то иррационально-мистического), человек обретает ре­шение долго мучавшей его теоретической проблемы; находит верный выход из жизненной коллизии; создает художественные шедевры; проникает в сокровенные глубины психического мира чужого и собственного «Я»; а иногда вообще как бы рождается заново, обретая новый смысл и цель личного бытия. Многочисленные свидетельства подобного рода можно найти не только в религии, но и в истории науки и техники, в дневниках художников и поэтов, а при желании – и в фактах собственной биографии. О значении интуиции в их собственном творчестве писа­ли ученые – А.Пуанкаре и А.Эйнштейн, философы – Я.Бёме и П.А.Флорен­ский, психолог К.Г.Юнг, врач С.П.Боткин, музыкант Д.Тартини.

Разнообразие интуитивного опыта столь велико, что с трудом поддается ка­кой-либо типологизации. В философской и психологической традиции чаще всего выделяют следующие виды интуиции3, как они присутствуют в нашем обыденном, научном и философском опыте: чувственную, эмоциональную и рациональную (интеллектуальную).

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 706. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия