Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО





 

 

На фоне великих достижений и одновременно разрушитель­ных порождений человеческой мысли в XX столетии перед философией со всей остротой встал вопрос: каков онтологический статус явлений сознания во Вселен­ной? Не коренятся ли все беды человеческого существа как раз в совершенно пре­вратном понимании природы своего сознания и его творческих продуктов? После столетий антропоцентрического противопоставления мысли бытию и интенции на переделывание мира сообразно человеческим прихотям не следует ли вновь вер­нуться к древним и, казалось бы, давно отвергнутым взглядам, когда идеи вовсе не противостояли природе, слово не отделялось от именуемого предмета, а окружаю­щий мир представлялся живым существом, находящимся с нами в перманентном со-знании и со-общении?

Именно такой мотив отчетливо звучит в работе П.А.Флоренского «Общечеловеческие корни идеализма»1, однако анализ проблем, связанных с понима­нием природы сознания, мы начнем с обращения к противоположной позиции, а именно – к последовательно материалистически-реалистической, как она представлена в диалектическом материализме. Здесь мы поневоле воспроизведем ряд сюжетов, уже обсуждавшихся в рамках онтологического раздела наших лекций, но акцентируем внимание на гносеологических нюансах.

 

 

1. Идеальность сознания

 

В рамках диалектического материализма реальность созна­ния твердо квалифицируется (по крайней мере в большинстве работ) как иде­альная (субъективная) реальность, отражающая реальность материальную (объективную). Иногда эта позиция принимает крайне жесткий дуалистический характер. Например, в виде фразы В.И.Ленина о том, что «назвать мысль матери­альной – значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализ­мом»2. Какая аргументация лежит в основе подобной позиции?

Ее сторонники утверждают, что сознание обладает идеальным содержанием в виде идей и образов, в которых, во-первых, нет ничего от материальности3

 

1 См.: Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4 т. Т. 3. Ч. 2. М., 1999.

2 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 14. С. 231. Любопытно, что она противоречит его же высказыванию о том, что в самом фундаменте материи следует предположить существование свойства, схожего с человеческим ощу­щением. Об этих трудностях гносеологии диалектического материализма мы уже упоминали выше.

3 В смысле физической телесности.


отражаемых с их помощью объектов природного и социального окружения, и, во-вто­рых, в содержании сознания нет ничего от физиологической организации мозга и тех материальных процессов, которые в нем происходят при манипулировании с этим идеально-предметным содержанием. В моем идеальном образе стола, кото­рый я в данный момент созерцаю, нет ничего от материи реального стола, и мне никак не даны те, без сомнения, сложнейшие нейрофизиологические процессы в моем организме, которые этот акт созерцания обеспечивают. Еще более зримый пример: реальный огонь жжется, а вот идея огня в сознании человека не горит, но зато реальный огонь (к примеру, в виде костра или доменной печи) всегда конечен во времени, а, скажем, гераклитовская идея разумного огня, правящего во Вселен­ной, пережила своего прародителя на тысячелетия и вполне может быть признана бессмертной, по крайней мере до той поры, покуда существует человеческая ци­вилизация. Таким образом, мир человеческого сознания представляет собой мир идеально-сущей мысли или, говоря современным научным языком, сферу опери­рования информацией в «чистом виде».

Если диалектико-материалистический тезис о явлениях сознания как иде­альных копиях (образах) объективной материальной действительности не при­нимается многими философскими направлениями, то невозможность причинного объяснения явлений сознания из физиологических процессов мозга признается большинством из них. Еще Г.В.Лейбниц, о чем мы уже упоминали, в своем мыс­ленном эксперименте с мельницей показал, что как бы ни изучались мозговые «ме­ханизмы», «производящие» мысли и восприятия, мы никогда не обнаружим в них, самих по себе, ничего похожего на идеи сознания. С лейбницевскими выводами согласен не только последовательный диалектический материалист Ф.Энгельс с его знаменитым афоризмом о непознаваемости мышления из физико-химических процессов мозга1, но и представитель естественно-научного материализма Э.Дюбуа-Реймон2, и учитель B.C.Соловьева, последовательный теист П.Д.Юркевич, посвятивший критике редукционистско-физиологических подходов к сознанию ряд блестящих страниц3.

Таким образом, с трактовкой сознания как идеальной реальности нельзя не согласиться хотя бы потому, что идея вещи не есть сама физическая вещь, а из физиологии тела и мозга сущность духовных явлений объяснить никак не удается. Однако здесь возникают два вопроса.

1. Что такое идеальность сознания в положительном смысле, т.е. по самому своему существу, ведь выше везде давались ее чисто негативные характеристики типа «идеальное не есть материя отражаемого предмета», «идеальное не объясни­мо из физиологических процессов мозга»?

2. Насколько обоснованна квалификация явлений сознания как сугубо иде­альных, а вещей и процессов природного мира как явлений материальных? Не яв­ляется ли такое деление по меньшей мере слишком грубым?

Постараемся ответить на эти вопросы, подойдя к ним с несколько неожидан­ной стороны.

 

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. М., 1961. С. 563.

2 Дюбуа-Реймон Э. О границах познания природы. Семь мировых загадок. М., 1901. С. 21.

3 Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990. С. 114–116, 132.


2. Идеальность природных процессов

 

Зададимся, на первый взгляд, сугубо онтологическим вопро­сом, вроде бы не имеющим прямого отношения к гносеологии: «что лежит в осно­ве бытия двух берез, одна из которых растет в России сегодня, а вторая росла в Ка­наде два века назад?». Между этими двумя деревьями, принадлежащими к одному и тому же биологическому виду, нет никаких связей в пространстве и во времени, однако они обладают существенными общими свойствами. Какова природа этой общности?

Для сторонника платонических традиций философствования ответ на этот во­прос не представляет особых затруднений. Если всеобщие идеи ведут объективное и сверхвременное существование (в особом платоновском мире эйдосов или в Бо­жественном Уме), то они и выступают в роли причин возникновения множества материальных вещей одного и того же класса. Идея при таком подходе выполняет функцию идеального прототипа, неизменной порождающей основы (субстанции) физической множественности, наподобие идеального образа стола, который в уме столяра предшествует изготовлению реальных столов. Чем точнее в материи во­плотилась идея, тем ближе вещь к идеалу и, стало быть, к истинному бытию.

Первичный смысл категории «идеальное» – ideal – как раз и означает быть идеальным прототипом, эталоном, единым образцом для бытия множе­ства материальных предметов и процессов одного и того же класса.

Любопытно, что и в рамках марксистского материализма существовал (прав­да, в единичном проявлении) именно такой, сугубо платонический взгляд на сущ­ность идеального. Его придерживался М.М.Лившиц, заявлявший, что «идеальное является признаком истинного бытия материального» и что идеальное «есть норма всякого бытия»1.

Однако если мы являемся последовательными материалистами и категориче­ски отвергаем всякое не зависимое от человеческого сознания бытие идей, то ка­ковым тогда будет наше объяснение общности облика двух берез? Если опираться на данные современной науки (а любой материализм всегда очень любит к ней апеллировать), то можно заявить следующее: их общность обеспечена единством исторического происхождения, воплощенном в генетическом аппарате наслед­ственности, общим для всего биологического вида берез. Вполне материальный генотип выступает в роли всеобщей причины (субстанции) их бытия, и никакое привлечение платоновских идей здесь не требуется.

В этой, казалось бы, последовательной материалистической констатации на самом деле ярко проявляется еще одна и, быть может, важнейшая ипостась проб­лемы идеального. Дело в том, что у непредвзятого и наделенного философской жилкой человека может возникнуть законный вопрос: а как, собственно, общая история вида берез представлена в генотипе индивидуальной особи? В геноти­пе-то нет ничего, кроме той или иной вполне материальной комбинации четырех оснований (аденина, цитозина, тимина и гуанина), образующих триплетный код?! Значит, индивидуальный материальный генотип каким-то удивительным –

 

1 См.: Лившиц М.М. Об идеальном и реальном // Вопр. философии. 1984. № 10.


косвенным, превращенным, а еще точнее идеальным – образом представляет все­общую историю вида, ведь онтогенез и в самом деле повторяет филогенез, как утверждает биология со времен Э.Геккеля.

Мало того, реализация генотипа в фенотипе – это во многом предзаданный процесс. В генотипе изначально уже закодированы черты будущей взрослой осо­би. Материально организма еще нет, но с момента зачатия он идеально уже есть, ибо каким-то удивительным образом присутствует в комбинации сугубо матери­альных генов.

Таким образом, генотип предстает как идеальное образование по крайней мере в двух смыслах. Он идеально хранит в своей комбинации генов прошлую материальную историю вида и одновременно будущие материальные черты взрослой особи. Собственно материя генотипа и не имеет никакого другого назначения, кроме как идеально нести и манифестировать нечто, от его соб­ственной материи (четырех оснований и их разнообразных комбинаций) от­личное, а именно – всеобщую историю вида в уникальных чертах будущей взрослой особи.

Гегель был, пожалуй, первым, кто подметил этот аспект проблемы идеально­го и назвал его идеальностью – ideele,в отличие от ideal. Что же понимает под идеальностью Гегель?

Для него – это «самополагание» одного тела в другом теле или «видимость» одного тела через другое, где материя и телесность оказываются лишь внешними средствами обнаружения существенного – идеального – измерения бытия. Так, история биологического вида как бы идеально «видится» сквозь тело генотипа; полагает себя через него. Сквозь звуки устной речи и написанный текст просту­пают переданные с их помощью человеческие смыслы, некие идеальные содер­жания сообщений, которые никак иначе не были бы доступны чужому сознанию. Человеческое тело также представляет собой некую идеальность, ибо через телес­ные действия индивида обнаруживается, манифестируется его внутренний мир. В сущности, предназначение человеческого тела как раз и состоит в том, чтобы быть носителем и средством обнаружения сверхтелесного содержания – челове­ческого духовного «Я».

Гегель очень тонко подмечает удивительный факт: мы окружены материально-несущими телами и процессами, чьей единственной функцией оказывается нести некое идеально-сущее содержание, отличное от их чувственно-телесного бытия. Эти категории (сущее и несущее) мы уже использовали при анализе сущ­ности языка. Отметим в этой связи глубинную мудрость русского языка, ведь не­сущее – это то, что нечто на себе несет,но само по себе несущественно с точки зрения переносимого содержания.

По Гегелю, правда, вся природа, все ее формы и процессы оказываются несу­щими образованиями в том смысле, что их единственное назначение и цель – от­сылка познающего человеческого мышления к идеальной субстанции мироздания в виде абсолютной идеи. Иными словами, идеальность бытия (ideele), по Гегелю, оказывается полностью производной от идеального в смысле ideal – изначально предзаданной логической схемы мира, подлежащей рефлексивному осознанию в ходе человеческой истории. Отсюда познание природы, человеческой истории и


творений культуры заключается лишь в снятии разумом инобытия идеи или, как говорит сам Гегель, в их идеализации, т.е. в способности философского разума усматривать за внешними природными, историческими и культурными материаль­но-несущими формами их внутреннее идеально-логическое естество. «В качестве философского мышления, – формулирует суть своей позиции Гегель, – дух за­вершает... идеализацию вещей тем, что он познает тот определенный способ, ка­ким образующая их общий принцип вечная идея в них раскрывается. Посредством этого познания идеальная природа духа, уже в конечном духе проявляющая свою активность, достигает своей завершенной, наиболее конкретной формы, дух воз­вышается до полностью постигающей себя действительной идеи и тем самым до абсолютного духа».1

Однако если не обращать внимания на отчетливо проступающий у Гегеля дух панлогизма и идеалистического преформизма, то нельзя не согласиться с великим немецким мыслителем в том, что вся природа оказывается пронизанной иде­альными или, как бы мы сказали сегодня, информационными процессами и связями.

Так, даже на уровне сугубо физических процессов эта идеальная связность мира наличествует весьма отчетливо. Предположим, что в Космосе столкнулись две кометы. На обеих остались следы этого взаимодействия. О чем они говорят? С одной стороны, это вроде бы сугубо материальные отпечатки, а с другой – они идеально-информационно указывают на тот объект, который эти следы оставил. Через свои материальные следы одна комета идеально присутствует (видится) в другой комете, а та, в свою очередь, служит как бы символом ее бытия. В свете, идущем от далекой звезды, присутствует информация о ее физико-химическом со­ставе. Свет, таким образом, может рассматриваться как материально-несущее, протосимволическое образование, в чьей телесности идеально присутствует реальная звезда. Тучи на небе несут идеальную весть о приближающейся грозе; в наличии весенних проталин присутствует информация об увеличении длины светового дня и интенсивности солнечного излучения. Подобные примеры можно множить бес­конечно. Стало быть, и идеальность, и протосимволизм – атрибуты самой природы, условие ее целостного бытия. Они вполне могут рассматриваться в качестве онтологических предпосылок появления символических систем челове­ческой культуры2 и идеальности человеческого сознания.

Если с подобным выводом сторонник материалистических взглядов на со­знание еще способен согласиться, то предположение о том, что жить – значит находиться в универсальном информационном взаимодействии, со-знании с окру­жающими телами и процессами, скорее всего вызовет у него активное неприятие и упреки в витализме или панпсихизме. Однако именно этот вывод, восходящий еще к неоплатонической философии природы, заставляют сделать самые послед­ние научные результаты из самых разных областей знания.

Так, целый ряд авторов высказывает мысль о том, что главным атрибутом живого является отнюдь не его белково-нуклеиновое строение, обмен веществ или

 

1 Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1977. С. 20.

2 Просто в символическом мире культуры материальное «тело» символа создастся специально для того, чтобы хранить и передавать собственно человеческое идеально-информационное содержание.


размножение, а именно способность воспринимать, передавать и использовать ин­формацию в процессах самоорганизации1. Ряд же объектов типа вирусов способ­ны вести себя и как неживые, кристаллические, и как живые тела, в зависимости от информационной среды своего обитания. Что касается собственно живого, то жизнь на любом ее уровне подразумевает обязательную включенность в идеаль­но-информационные процессы в мире в виде: а) актуального информационного обмена (со-знания) организма с окружающими телами; б) информационной ре­ализации его филогенетической памяти (со-знание с прошлым); в) способности опережающим образом перестраивать свое поведение в свете возможных событий (со-знание с будущим).

Иными словами, жить и эволюционировать – значит находиться в уни­версальной стихии идеально-информационного со-знания с окружающим миром, даже если сам факт укорененности в этой вселенской стихии никак самим организмом и не осознается. Ясно при этом, что человек качественно от­личается от всех других существ. Он способен сознательно проявлять и конструк­тивно преумножать идеальный потенциал своего знания, т.е. быть творческой и ответственной силой в Космосе.

Здесь, совершив круг, мы вынуждены вернуться к пониманию идеального как реальности внутреннего мира человека, его «жизненного мира». Дело в том, что протосимволизм природы и ее, так сказать, латентная идеальность обнаружива­ются лишь благодаря существованию нашего индивидуального сознания, способ­ного, как мы говорили выше, оперировать информацией в чистом виде. Так, для иностранца в физических буквах и звуках русской речи самой по себе не будет со­держаться никаких идеальных значений и смыслов; наследственной генетической информации нельзя непосредственно обнаружить в сочетаниях четырех азотистых оснований ДНК; в самом по себе свете, идущем от далекой звезды, без современ­ных приборов и теоретических идей не проявить сведений о ее химическом со­ставе.

Чтобы идеальные отношения, свойства и смыслы, которые «несут» вышеназ­ванные материальные образования, обрели статус идеально-сущего в подлинном смысле слова,они должны быть обязательно проявлены нашей индивидуальной психикой. В противном случае они всегда остаются для сугубо материалистически ориентированного сознания какой-то парадоксальной «потенциальной идеальнос­тью»2 или «материальной информацией»3.

Из этой же парадоксальности вытекают и знаменитое определение инфор­мации Н.Винера: «Информация – это информация, а не материя и не энергия»4, и современные попытки интерпретировать информацию всего лишь как инстру­ментальную понятийную фикцию5. В собственно философских построениях эта парадоксальность бытия информации проявляется в двух полярных и равно

 

1 См.: Бороздин Э.К., Мартынова А.Е. О свойствах живого // Сознание и физическая реальность. 1997. Т. 2. № 4; Казначеев В.П. Проблема живого вещества и интеллекта: этюды к теории и практике медицины III тысяче­летия // Вестн. МИКА (Мсждунар. ин-т космич. антропоэкологии). 1995. № 2.

2 Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М, 1972. С. 75.

3 Жуков Н.И. Информация. Минск, 1971. С. 224.

4 Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М., 1968. С. 201.

5 См.: Соколов А.В. Информация: феномен? функция? фикция? // Филос. науки. 1990. № 9.


двусмысленных взглядах на сознание и процесс познания в целом: реалистическом, так или иначе основанном на теории отражения, и трансцендентально-конструк­тивистском. В первом случае признается, что законы природы и информационные процессы существуют как-то там объективно-материально и лишь отражаются нашим индивидуальным сознанием в собственно идеальной форме, т.е. в обра­зах, в понятиях и т.д. Во втором случае идеально-информационные структуры наделяются автономным и конструктивным существованием, но связываются ис­ключительно с бытием индивидуального сознания, как в феноменологии. Никакое природное существование идеального здесь вообще не признается.

Обе позиции частично справедливы, но в первой совершенно непонятным остается онтологический статус и происхождение идеально-информационных структур и процессов, находящихся в самой природе и вне «пространства» инди­видуальной головы, а во второй – генезис и природа конструктивных идеально-смысловых структур индивидуального сознания. По-видимому, мы все же отража­ем нечто большее, чем сугубо материальные вещи и процессы, и конструктивно оперируем в идеально-информационном плане чем-то большим, нежели смысло­выми продуктами нашей сугубо человеческой субъективности!

В этом плане все же необходимо, по-видимому, признать какое-то объектив­ное существование идеально-информационных структур в самом бытии (идеаль­ное в смысле платоновского мира идей, т.е. как ideal), равно как и отношения объ­ективной идеальной представленности одних материальных вещей и процессов через другие вещи и процессы (гегелевское ideele). Но признать... с обязательным учетом не только идеальности, а и материальности сознания,которую также оставляют без внимания и материалистический реализм, и трансцендентализм, но которая составляет атрибутивную характеристику его бытия. Иными словами, мы теперь ставим под сомнение сугубую идеальность сознания, как раньше постави­ли под сомнение сугубую материальность природы.

 

 

3. Материальность сознания

 

При всей обоснованности нередукционистских взглядов на явления сознания совершенно ясно, что его идеально-сущее содержание каким-то неуловимо-тончайшим и фундаментальным образом связано с материально-не­сущими процессами,обеспечивающими его жизнедеятельность: нейродинамическими структурами мозга; физическими действиями человека; не зависимыми от его воли условиями и влияниями социокультурного окружения. В последнее время также резко активизировался поиск физических переносчиков явлений сознания, предпринимаемый не философами и физиологами, а физиками-профессионалами. В настоящее время уже предложен целый спектр физических моделей, пытающих­ся найти такие переносчики1.

 

1 См. общий обзор таких попыток в статьях: Лесков Л.В. На пути к новой картине мира // Сознание и фи­зическая реальность. 1996. Т. 1. № 1–2; Лесков Л.В. Семантическая вселенная: МБК-концепция // Всстн. МГУ. Сер. 7. Философия. 1994. № 4.


Весьма интересными в этой связи видятся попытки объяснить их существова­ние, основываясь на моделях физического вакуума. Так, из работ доктора физико-математических наук Г.И.Шипова следует несколько возможных теоретических состояний вакуума: абсолютный вакуум; первично возбужденный вакуум в виде полей инерции (или кручения), обусловленных торсионной поляризацией; и, нако­нец, третье состояние, которое соответствует виртуальному состоянию материаль­ных объектов1. По модели Г.И.Шипова, вакуумные поля инерции лежат в основе всех других видов физических полей и частиц. Одновременно эти вакуумные поля кручения, похоже, могут рассматриваться на сегодняшний день в качестве одного из кандидатов на роль несущего основания идеально-информационных взаимо­действий в мире.

В работах доктора физико-математических наук А.Е.Акимова, концепту­ально близких к идеям Г.И.Шипова2, постулируется наличие торсионных полей, порождаемых любым вращающимся объектом. Эти поля обладают рядом приме­чательных свойств: скорость их распространения во много раз выше скорости све­та; интенсивность торсионного поля не зависит от среды; одноименные заряды в нем имеют свойства притягиваться и т.д.3 А.Е.Акимовым и членами его группы были экспериментально исследованы некоторые парапсихологические феномены. Выяснилось, что показания физических приборов, регистрирующих торсионные поля человеческого организма, совпадают по ряду объективных параметров (час­тота, интенсивность, правое или левое вращение) с динамикой цветовизуальных образов в психическом мире реципиента.4 Таким образом, одна и та же полевая реальность сознания может объективно-энергетически (материально) фиксиро­ваться приборами и одновременно субъективно-идеально (информационно) пере­живаться! Все эти факты, несмотря на то что торсионная теория находится еще на стадии формирования и вызывает критические возражения со стороны многих физиков5, дают некоторое основание рассматривать вакуумные поля кручения в качестве одного из возможных физических обнаружений материально-несущих оснований мысли.

Правда, мы не склонны переоценивать эмпирические факты и теоретические гипотезы с переднего края науки. Они в любой момент могут быть опровергнуты. Мы приводим данные по торсионным полям лишь в плане иллюстрации весьма показательной тенденции, к которой не может остаться равнодушной современ­ная метафизика ни в ее онтологических, ни в гносеологических направлениях ис­следований: современная наука выходит на имманентные метафизические проб­лемы и философский уровень обобщений, игнорировать которые философы не вправе, не рискуя потерять профессиональный авторитет и статус рациональной области знаний. Рациональность философии ведь заключается не в том, чтобы везде видеть «идеализм» и «ненаучность», пряча, как страус, голову в песок, а в

 

1 См.: Шипов Г.И. Теория физического вакуума. М., 1993.

2 Многие из работ последнего времени опубликованы ими совместно.

3 См.: Акимов А.Е. Что нас ждет в торсионном поле? // Человек. 1995. № 5.

4 Правда, самим физикам редко удается избежать редукционистских соблазнов в понимании природы со­знания, как это свойственно тем же Шилову и Акимову – см. анализ физикалистской программы в теме 2 раз­дела – в лекции 19.

5 Вплоть до упреков в антинаучности, с чем категорически нельзя согласиться. Об этой опасности научного иррационализма мы еще поговорим ниже.


том, чтобы давать рациональные интерпретации необычного и нового и делать смелые прогнозы там, где трепещет официальная наука. В конечном счете мета­физика есть искусство «рационального дерзания», сколь бы шокирующе ни звуча­ло данное словосочетание.

Не исключено, что сегодня начинают сбываться предсказания некоторых уче­ний (в частности, учения Агни-Йоги), предполагавших, что именно в научных лабо­раториях будет экспериментально обнаружена и исследована всеначальная психи­ческая энергия мироздания. Дело в том, что в целом ряде религиозно-философских учений обосновывалось представление, будто идеальная деятельность сознания об­ладает своей особой, как бы «тонкой первоматерией», «светоносной» телесностью, невидимой простому человеческому взору. Здесь достаточно вспомнить знаменитые трактаты Плотина «О материи» и «Об умной красоте», учение о высшей материи в «Ареопагитиках»1. В западной философии мысль о том, что сознание обладает сво­ей особой первоматерией, высказывал П.Тейяр де Шарден в работе «Феномен чело­века»2; в русской же философии с разной степенью обстоятельности и под разными углами зрения учение о «духовной материи» развивали B.C.Соловьев, П.А.Фло­ренский, С.Н.Булгаков. Характеризуя эту первоматерию, B.C.Соловьев именует ее не только «невесомой» и «всепроникающей», играющей роль как бы универсально­го строительного материала в мировом бытии (т.е. имеющей сугубо космофизические функции), но также и «психофизической», «субъективной»3, способной как к переносу человеческой мысли, так и к трансформации под ее воздействием.

Словом, это «живая и чувствующая» первоматерия, которую можно было бы назвать переносчиком информационных процессов в мире (или носительни­цей со-знания). Здесь просматриваются явные аналогии между этой софийной первоматерией4 и тем, что в китайской философской традиции именуется энергией «ци», а в буддийской традиции – пустотой-энергией под названием «шуньята». Исключительно глубокие интуиции об этой первоматерии содержатся в юноше­ской, недавно опубликованной работе С.Н.Трубецкого «О Софии»5. Возможно, это тот самый случай, когда философское предсказание опережает строгую научную мысль, учитывая многообразные эмпирические подтверждения фактов телепатии и телекинеза, способности человеческого глаза видеть внутренние органы и т.д., о чем мы скажем чуть ниже.

Можно сделать и более сильное философское предположение: существует, по-видимому, прямая связь между идеально-информационным «качеством» мысли (конструктивностью, четкостью, возвышенностью) и ее материаль­но-несущим, энергетическим (т.е. способным совершать какую-то физиче­скую работу) потенциалом. В свое время B.C.Соловьев проницательно отметил: «В общем возвышению идеального содержания прямо пропорционально возрас­тание реальной силы»6. Сегодня, в согласии с гипотезой B.C.Соловьева, накапливается

 

1 См.: Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 55.

2 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 59.

3 Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 239, 542.

4 Ибо в русской философии она рассматривается как естество Софии-Премудрости Божией, устрояющей мировое целое.

5 См.: Трубецкой С.Н. О Софии // Вопр. философии. 1995. № 9.

6 Соловьев B.C. Указ. соч. Т. 1. М., 1988. С. 276.


все больше научно-экспериментальных фактов, подтверждающих непо­средственное влияние идеально-сущей мысли на окружающие тела посредством материально-несущих энергий, пока еще недоступных для строгой теоретической концептуализации. Несмотря на массу шарлатанства и паранаучных спекуляций вокруг этих проблем, сегодня с известной уверенностью можно констатировать следующее.

Во-первых, существуют многократно проверенные в разных странах данные по телекинезу, т.е. способности мысли производить непосредственную физиче­скую работу1. Во-вторых, еще основоположник парапсихологических исследо­ваний в нашей стране Л.Л.Васильев отмечал, что чем яснее и отчетливее пред­ставляет себе гипнотизер идеальное содержание приказа, тем эффективнее суггес­тивное воздействие его внушения на пациента2. В-третьих, необходимо отметить опыты по непосредственному влиянию мыслей человека на комнатные растения, осуществленные К.Бакстером и потом неоднократно верифицировавшиеся дру­гими исследователями в разных странах. Многочисленные примеры подобного влияния приведены в работе А.П.Дуброва и В.Н.Пушкина3. В-четвертых, фактом являются способности индийских йогов мысленно управлять физиологическими процессами собственного тела вплоть до облегчения его физического веса, изме­нения температуры и даже химического состава клеток. Эти факты физической действенности идеальной мысли вынужден был признать даже такой авторитет в области физиологии мозга, как Р.У.Сперри. По его мнению, с экспериментальным подтверждением и изучением такого влияния субъективной и идеальной мысли на телесно-физические процессы можно связывать надежды на революционный переворот в психологической науке4. Наконец, в-пятых, накапливается все больше данных о непосредственной реакции, казалось бы, «мертво-вещественного» мира техники (в частности, компьютера) на сугубо ментальные состояния пользователя. Известно, что боязнь поломки технического устройства резко увеличивает вероят­ность его реальной поломки и т.д.

Все это дает известные основания предположить: наше сознание представ­ляет собой не только опосредованную физическим действием, но и непосред­ственную материальную силу в Космосе, которую мы только-только начина­ем научно изучать и которой пока не научились сознательно владеть.

По крайней мере это метафизическое предположение на сегодняшний мо­мент выглядит более теоретически цельным (что мы попытались выше показать), а также, что немаловажно, эмпирически фундированным, нежели вера в то, что наши мысли и идеи обретаются лишь под черепной коробкой и объективируются вовне исключительно в символической форме. В это нам свойственно верить, по­скольку физическая реальность мысли непосредственно не дана. Но ведь мы непо­средственно не видим (и никогда не увидим!) невооруженным физическим глазом

 

1 Многочисленные эксперименты по телепатии и телекинезу проводились в Новосибирске научной группой под руководством В.П. Казначева. См.: Казначеев В.П. Проблема живого вещества и интеллекта: этюды к теории и практике медицины III тысячелетия // Всстн. МИКА (Междунар. ин-т космич. антропоэкологии). 1995. № 2.

2 Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики. М, 1963. С. 112–113.

3 См.: Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. М., 1989.

4 Сперри Р.У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения // Мозг и разум. М., 1994. С. 27.


ни протонов, ни электронов, ни электромагнитных полей, ни тем более кварков. Однако в их существование большинство из нас верит безусловно! Так почему в одно, чувственно не данное, мы твердо верим, а другое нам свойственно отрицать? И не является ли такое отрицание своеобразной материальности мысли типичным некритическим научным верованием, коренящемся во вчерашнем дне науки напо­добие того, как отрицали реальность электронов и полевых физических процессов большинство физиков конца XIX – начала XX века?

 

4. Перспективы исследования сознания

 

Подытоживая все сказанное выше по проблеме идеального, можно сказать следующее: разорвать и противопоставить друг другу идеальные и материальные процессы невозможно, неважно – рассматриваем ли мы бытие природных объектов, или же реальность человеческого сознания.

Природа, будучи вроде бы сугубо материальной, оказывается идеально-номологически(от греч. nomos – «закон») структурированной(ideal) и про­низанной идеально-информационными связями(ideele). Без этого не был бы возможен сам феномен жизни, ибо жить – значит находиться в со-знании с окружающими телами и процессами, даже если сам факт этого со-знания са­мим организмом никак и не осознается. Подобное осознание – удел человека, наделенного разумом и самосознанием.

Однако и сознание человека, будучи идеальным по своему содержанию1, нуж­дается, во-первых, в материально-несущих основаниях своего бытия, и, во-вторых, благодаря этим тонким несущим физическим структурам способно выступать в роли не только опосредствованной телесным действием или орудием труда, но и непосредственной силы мирового бытия, сколь бы, повторим это еще раз, подоб­ный вывод ни противоречил нашим сегодняшним верованиям.

Отсюда можно сделать общеметафизический вывод, что и наше сознание, и мировое бытие, органической и творческой частью которого является чело­веческое сознание, имеют монодуалистическую (по терминологии С.Л.Фран­ка и С.Н.Булгакова) – идеально-материальную (или энерго-информационную) – природу. Данный тезис, если помнит читатель, мы старались последова­тельно провести и в рамках онтологической части нашего лекционного курса.

В этом, на первый взгляд неудобоваримом термине «монодуализм» присут­ствуют два принципиальных момента: в основе бытия лежат два противополож­ных (материя и сознание, энергия и информация) и относительно независимых начала (дуализм),но которые друг от друга неотделимы и нуждаются во взаимном опосредствовании (монизм). Любопытно, что монодуализм, наиболее зримо про­являющийся при анализе онтологического статуса явлений сознания, имплицитно (неявно) присутствует в исходных смыслах понятия «информация», столь широко используемом в современной науке. Информация (от лат. informatio) означает ор­ганизованность, внутренний порядок, но в этом латинском слове присутствует еще

 

1 Или являясь оперированием информацией в чистом виде.


и другой базовый смысл, а именно – истолкование, разъяснение. Информация, стало быть, есть нечто, что обеспечивает структурность и оформленность всего существующего, но что должно быть обязательно понято и истолковано живым сознанием,ибо только в нем и через него выявляется в чистом виде.

Признание сознания не только информирующей нас о мире, но мощнейшей информирующей силой мироздания – по-видимому, закономерный шаг, который должна будет сделать физика в XXI веке. Не исключено, что мы стоим на поро­ге новой эпохи, связанной с научным открытием тончайших материально-несу­щих энергий Космоса, неотделимых от психической жизни человека. Вся наша во многом разрушительная техногенная цивилизация – это телесная проекция вовне грубо физикалистских картин мира (механичес







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 667. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия