Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АТРИБУТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ





 

Категории субъекта и объекта являются важнейшими усло­виями последовательного и рационального осмысления любого вида познава­тельной деятельности. Аналоги этих категорий можно найти и в китайской, и в индийской философской мысли. При этом жесткое противопоставление того, кто осуществляет познавательный акт (субъект), тому, на что этот познавательный акт направлен (объект или предмет)1, характерно для европейской рационалистиче­ской мысли Нового времени, когда под объектом чаще всего понимается природа, противостоящая человеку как мыслящему субъекту. Законы природы здесь или же «высвечиваются» извне естественным светом человеческого разума (позиция реа­лизма), или же привносятся внутрь природного хаоса, как он нам дан в многообра­зии чувственного опыта конструктивной теоретической мыслью самого человека (позиция трансцендентализма). Для философии XX века характерно остро кри­тическое отношение к обеим этим познавательным установкам и, как следствие, общее неприятие классической категориальной пары «субъект – объект», как ле­жащей в основании неадекватного понимания бытия и познания.

 

1. Критика субъект-объектной дихотомии

И ее ограниченность

 

Критика классической субъект-объектной познавательной установки (вплоть до попытки выбросить ее за борт философии как ненужный «метафизический хлам») обусловлена в XX веке целым рядом вполне объектив­ных причин, которых мы уже отчасти касались на предыдущих страницах.

Во-первых, за гипертрофированным вниманием новоевропейской философ­ской мысли к категориям субъекта и объекта лежит, по мысли М.Хайдеггера, пре­вращение человека в демиурга мира (субъект – букв. «подлежащее», «то, что в качестве основания собирает все на себя»2), где мир, в свою очередь, превращается в картину мира,в объект-образ, в значительной мере порождаемый интеллектом

 

1 В литературе принято различать объект и предмет той или иной науки, ссылаясь на то, что один и тот же объект (скажем, человек) может быть предметом рассмотрения разных наук (медицины, этнографии, психоло­гии). С методологической и пропедевтической точек зрения такое разведение имеет смысл. Однако в гносеологи­ческом плане человек во всех этих науках является объектом (или предметом) познавательной деятельности, т.е. тем, что должно быть познано субъектом.

2 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 48.


самого человека. «Определяющее для существа Нового времени скрещивание обоих процессов, превращения мира в картину и человека в субъект, – пишет немецкий мыслитель, – заодно бросает свет и на, казалось бы, чуть ли не абсурд­ный, но коренной процесс новоевропейской истории; чем шире и радикальнее человек распоряжается покоренным миром, чем объективнее становится объект, чем субъективнее, наступательнее выдвигает себя субъект, тем неудержимее на­блюдение мира и наука о мире превращается в науку о человеке, в антропологию. Неудивительно, что только там, где мир становится картиной, впервые восходит гуманизм»1. Относительно же сущности новоевропейского гуманизма, основан­ного на обожествлении человеком самого себя и, как следствие, на агрессивно-по­требительском отношении к природе, раньше и, пожалуй, точнее, чем М.Хайдег­гер, высказался П.А.Флоренский: «Парадокс: человек хотел образовать натура­листическое миропонимание – и разрушил природу; хотел дать гуманистическое миропонимание – и уничтожил себя как человека»2. Жесткий диагноз европей­ской культуре, поставленный этими выдающимися мыслителями, сохраняет свою правоту и по сию пору.

На рубеже тысячелетий стало окончательно ясно, что природа вовсе не есть пассивный объект познания и практического воздействия. Она не должна рассмат­риваться в качестве безликой окружающей среды, в жизнь которой человек может вмешиваться по своему произволу. Это ведет к неотвратимой гибели и природы, и самого человека. Биосферу необходимо рассматривать иначе. Она представляет собой иерархически упорядоченную целостную систему, своеобразный и исклю­чительно сложно организованный субъект жизнедеятельности, законы существо­вания которого есть одновременно и законы существования человеческого сооб­щества.

Эти глубинные закономерности гармоничного развития и оптимального функционирования природного организма отнюдь не прозрачны для холод­ного и самоуверенного научного рассудка, привыкшего понимать под ними свои собственные теоретические конструкции, извне, актом субъективного произвола приписываемые природе. Об этой парадоксальной способности че­ловеческого интеллекта наделять объективным существованием свои собственные идеальные порождения мы еще поговорим ниже, анализируя проблемы сознания. Подобная слепота не может остаться безнаказанной. Еще Ф.Бэкон, в сущности основоположник технократической установки сознания, предупреждал последую­щие поколения своих не в меру ретивых учеников, что успешно преобразовывать природу можно лишь считаясь с ее собственными глубинными закономерностями.

Во-вторых, человек не является абстрактным и безликим субъектом познава­тельной деятельности. Он есть конкретный – живой, чувствующий и творческий – деятель, руководствующийся в познании вовсе не только и не столько всякими кате­гориальными схемами и всеобщими идеями, сколько личностными целями и инте­ресами, эмоциональными предпочтениями и мечтами. Его отношение к миру не от­чужденно-объектное, а вовлеченно-соучастливое; он не противостоит познаваемой предметности, а буквально живет ею в творческом акте, как бы растворен в ней.

1 Там же. М, 1993. С. 51.

2 Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4 т. Т. 3 (2). М., 1999. С. 453.


В-третьих, субъект-объектное понимание познавательного процесса игно­рирует межличностные (как иногда говорят, субъект-субъектные) связи между людьми. Отношение человека к миру, в том числе и познавательное, всегда опо­средствовано отношением к другим людям, и в конечном счете именно межлич­ностные связи (отношения «я – ты» и «я – мы») являются самыми значимыми в человеческом существовании. Человек есть прежде всего эмоционально пережи­вающее и сопереживающее, оценивающее и социально утверждающееся, а только потом уже – разумно познающее существо.

В-четвертых, в классическом рационализме совершенно не учитывались до-рациональные структуры опыта, обеспечивающие первичное – бытийственное, т.е. неотчужденное от бытия – понимание себя и мира. «Когда я говорю, что первичным является бытие, – пишет в этой связи Н.А.Бердяев, один из самых последовательных критиков субъект-объектной дихотомии, – то я говорю не о том бытии, которое уже рационализировано и выработано категориями разума... а о первожизни, предшествующей всякой рационализации, о бытии еще темном... Противостоит познанию как объект лишь то бытие, которое познанием до этого препарировано и рационализировано. Но сама первожизнь не противостоит по­знающему, ибо он в нее изначально погружен. Выбрасывание познания из бытия есть роковой плод рационалистического просвещения...»1.

Возникает естественный вопрос: может, следует и вправду, отталкиваясь от этих вполне здравых аргументов, избавиться от «замшелых» категорий субъекта и объекта как от наследия так называемого классического просвещенческого рацио­нализма, развенчанного в современной философии? Такую позицию можно до­вольно часто встретить на страницах современных философских трудов. Однако при внимательном анализе она предстает как плод явного недоразумения.

Конечно, волевым актом можно избавиться от терминов «субъект» и «объект», но избавиться от предельных категориальных смыслов, в «пространстве» которых рационально осмысляется познавательный процесс невозможно в принципе. Буду­чи отвергнутыми, они неизбежно воспроизведутся, скажем, в виде следующих ка­тегориальных пар: «познающий – познаваемое» или «акт сознания – предмет со­знания». Даже сами негативные суждения типа «субъект и объект тождественны» или «разделение на субъект и объект неверно» утверждают бытие этих категорий, ибо подразумевают некую объектность, относительно которой некто (субъект) вы­носит подобное суждение.

Главными источниками недоразумений, восходящими, кстати, к классической установке просвещенческого рационализма, являются или онтологизация катего­рий субъекта и объекта (отождествление их с оппозицией «человек – мир»), или наделение их ценностным (аксиологическим) и психологическим содержанием (отождествление с противоположностью «я – не-я»). Отсюда – совершенно не­оправданные возмущения типа: «как же можно человека превращать в безликий субъект познания?» или «как же можно другое живое «Я» рассматривать в виде объекта?». Отсюда же и лишенное смысла утверждение о необходимости учета субъект-субъектных отношений. Здесь везде не учитывается то, что есть

1 Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 21.


различные философские категории, имеющие свои области метафизического примене­ния. Их никогда не следует валить в одну кучу. Категориальная пара «субъ­ект – объект» представляет собой средство метафизического осмысления именно познавательного процесса. Это язык метафизической рефлексии над знанием, а не истолкования бытия или человеческого ценностного отноше­ния к миру. Даже если гносеологические категории в таком контексте неправо­мерно использовались (и используются), то это еще не повод, чтобы избавляться от категорий как таковых.

Наконец, необходимо учитывать, что в реальных познавательных актах (не только художественных, философских и религиозных, но даже и в научных) по­знающий и познаваемое чаще всего совпадают: художник живет задачей вопло­щения эстетического идеала, аскет-подвижник растворен в созерцании божества, физик полностью поглощен решаемой научной задачей. Творческий познава­тельный акт всегда имеет бытийственное и ценностное измерения. Однако как бы сознание ни совпадало в нем со своим предметом, субъект-объектная дихотомия восстанавливается с железной необходимостью всякий раз, как только мы ставим своей задачей подвергнуть этот творческий акт теоретико-познавательной рефлексии.

Более того, субъект-объектная метафизическая исследовательская установка появляется и в том случае, если творец просто желает записать или вспомнить свой творческий опыт. Даже в мистическом опыте йоги, видящей свою цель в из­бавлении от ложной дуальной установки сознания, категориальная пара «субъ­ект – объект» (от которой как раз и хотят избавиться!) оказывается все равно не­обходимой для более или менее удовлетворительной передачи своего опыта чужо­му сознанию или для его текстовой объективации1.

Таким образом, задача заключается не в устранении неустранимой пары гно­сеологических категорий «субъект» и «объект» из ткани теоретико-познаватель­ных исследований, а в уточнении их возможного смыслового содержания и, самое главное, характера связи между ними.

 

2. Объект познания

 

Под объектом познавательной деятельности в самом широ­ком смысле слова следует понимать все то, на что направлен взор познающе­го субъекта. Соответственно, не все, что объективно существует в мире, может быть объектом познавательной деятельности. Объект и объективная реальность – вещи совершенно разные. Например, человек что-то не может сделать объектом познания в силу чисто исторических причин: неразвитости технических средств наблюдения, не сформировавшегося методологического аппарата анализа и т.д. Так, элементарные частицы и атомные ядра, несомненно, существовали во вре­мена древних греков, но не были предметом их анализа; точно так же и сегодня

1 См. знаменитый анализ практики йоги в кн.: Эванс-Вентц К. Tibetan Yoga and Secret Doctrines. L., 1958. P. 85.


существуют такие вещи и процессы, которые мы не можем познавать в силу сво­ей исторической ограниченности1. С другой стороны, какие-то вещи и процессы могут не являться объектом моей познавательной деятельности по причине от­сутствия познавательной направленности на них. Я могу бесконечное число раз щелкать электрическим выключателем, но не иметь ни малейшего представления о том, что такое электричество. Человек, искренне и непосредственно переживаю­щий чувство любви, может оказаться абсолютно неспособным сказать что-либо вразумительное о том, чем является любовь по самому своему существу.

Одновременно полноправными объектами познания являются состояния и факты сознания (восприятия, эмоции и т.д.)2, а также его различные порождения, включая те, которые не существуют в самой действительности: кентавры, черти с хвостиками, роботы из научно-фантастических фильмов и даже логически не­возможные образования (типа «круглого квадрата»). В принципе все, что только может помыслить или представить себе человек, способно стать предметом его познавательной деятельности, любые фантазии и гипотетические ситуации. Более того, способность творчески конструировать гипотетические объекты познания, даже могущие не встретиться ни в какой объективной действительности, как раз и является существеннейшей характеристикой именно человеческого бытия, спо­собного в отличие от животных планировать возможные сценарии будущего. Не будет, по-видимому, большой ошибкой определить человека как животное, спо­собное строить и познавать гипотетические объекты.

Однако какой бы объект познания мы ни рассмотрели – реальный (живого человека), идеальный (понятие «человек») или идеально-гипотетический (пред­ставление о человеке, способном жить 300 лет) – везде обнаруживается нечто принципиально общее, а именно: любой объект познания представляет собой нечто трансцендентное, некую тайну, загадочное «х»,относительно которого мы хотим получить знание3. Даже в объектах, произвольно сконструированных и придуманных нами, эта неизвестность присутствует. Мы ведь можем задать себе (и очень часто задаем) весьма интересные и важные вопросы: а как будет смотреть на мир человек, который живет 300 лет, какова его возможная психология? Или же: а какой могла бы быть физиология и психология кентавра? Или: проявлением каких болезненных черт американского характера и американской культуры явля­ются их навязчивые фильмы ужасов о восстании роботов в грядущей мертвенно-технотронной цивилизации?

Можно сделать следующий вывод: если нечто существующее в мире, в нашем сознании или в культуре не является для нас таинственным, не несет в себе тайны, этого самого «х», то оно никогда и не будет выступать перед нами в роли объекта познавательной деятельности.

В то же время объект не может быть абсолютно трансцендентным. В таком случае он рисковал бы остаться попросту неизвестным, как бы пребывающим в состоянии гносеологического небытия наподобие кантовской вещи в себе.

 

1 Так, в галактике, по-видимому, существуют такие отдаленные планетные системы, которые мы просто не можем наблюдать в силу того, что свет от них не успел еще достичь Земли за время ее существования.

2 На сознании как особо сложном предмете познания мы еще остановимся ниже.

3 См. об этой особенности объекта познания в уже упоминавшейся работе С.Л.Франка «Предмет знания».


Поэтому правы те мыслители, которые утверждают момент имманентной бытийной связности познающего сознания со своим объектом, отсутствие непроходимой границы между ними. Это особенно относится к объектам нашего внешнего опы­та. Весь процесс познания, по мысли B.C.Соловьева, как раз и покоится на том, что «познающий известным образом внутренно связан с познаваемым, находится с ним в существенном единстве».1 Эта интуиция первичного единства человека с миром, нашей имманентной укорененности в нем присутствует у разных мыслите­лей XX века – С.Л.Франка, М.Хайдеггера, М.Шелера.

Любопытно, что в этом пункте западная мысль сходится с восточной. Так, в буддийской психотехнике целью устранения дуальной, жестко рационалисти­ческой установки сознания как раз и является возвращение на новом уровне к онтогенетически исходной познавательной способности, которая носит название праджня-интуиция (ср. рус. «пра-знание»).2 Она подобна детскому, наивно-от­крытому и незамутненному предрассудками, непосредственному переживанию сродства с миром и вместе с тем ощущению его огромности и таинственности. Это как бы первичное истинное видение объектности как таковой (и, соответ­ственно, бытия как такового) в виде органического диалектического единства ее трансцендентности и одновременно имманентности сознанию познающего. Оно потом утрачивается взрослым человеком, задавленным ворохом рационалистиче­ских предрассудков и социальных установок. Не случайно, по-видимому, Христос призывает своих учеников учиться глядеть на мир, как глядят на него маленькие дети. Впрочем, существование подобного опыта переживания объектности как таковой, генетически предваряющего любое рациональное отношению к объек­ту, остается в настоящий момент объектом дискуссий, ибо не очень понятно, как можно рационально обсуждать то, что по определению предшествует любым ра-ционализациям.

Объект познания имеет еще одно очень важное свойство – он не остается неизменным. Любое добытое знание об объекте раскрывает в нем новые тайны. Так, объект под названием «атом» со времен древних греков претерпел существен­ное гносеологическое развитие:мы теперь знаем о его внутреннем строении, весе, изотопах и т.д. То же самое можно сказать о таких объектах, как натураль­ный ряд чисел, электромагнитные явления, закономерности организации генома и т.д. Любой объект как бы временится, что отражается в истории науки, кото­рая его изучает. С особо сложными случаями мы сталкиваемся тогда, когда объ­ект претерпевает не только гносеологическое, но и собственное развитие. Вплоть до середины XX века считалось, что собственную историю имеют человеческое общество, культурные образования (например язык), живые объекты (разного рода биологические виды), а также биогеоценозы. Однако теперь – в контексте совре­менных синергетических исследований – становится понятным, что и неживая природа (если только такая на самом деле есть) эволюционирует, претерпевая про­цесс качественных необратимых изменений. И если еще в начале века выдающий­ся французский физик и математик Ж.-А.Пуанкаре усматривал преимущества фи­зики по сравнению с другими науками в исторической неизменности ее предмета,

 

1 Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М, 1988. С. 722.

2 См. об этом подробнее в монографии автора: Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул, 2000. С. 97-105.


то сегодня вполне серьезно обсуждаются проблемы эволюции фундаментальных физических законов.

Все это заново ставит принципиальный теоретико-познавательный и мето­дологический вопрос о соотношении собственного и гносеологического развития объекта – вопрос, который поставил и по-своему блестяще решил еще К. Маркс в «Капитале». Использованный им познавательный принцип носит название един­ства логического и исторического и гласит, что в теоретической системе знания собственная история объекта должна быть вскрыта в его существенных и необ­ходимых моментах – логически, но при этом необходимо опираться на историю его познания, ибо развитие идей в той или иной степени запечатлело собственную историю объекта. Одновременно именно с высоты теоретически познанного пред­мета становятся ясными закономерности истории его познания и каждый мысли­тель прошлого получает по заслугам.

Мысль о необходимости глубокой проработки истории своей науки для лю­бого крупного теоретика очень точно сформулировал итальянский ученый С.Кан­ниццаро, с именем которого связывают завершение формирования атомно-молекулярной теории в химии: «Часто бывает, что ум, усваивающий новую науку, должен пройти все фазы, которые прошла наука в своем историческом развитии»1. Сло­вом, теоретическая реконструкция собственной истории объекта опирается на историю его познания (на его гносеологическое развитие), а его гносео­логическое развитие проясняется только на основании логики собственного развития, вскрытой теоретической мыслью.

Таким образом, объект глубоко диалектичен по своему существу: он транс­цендентен и вместе с тем имманентен сознанию познающего; он в существенной мере зависит от позиции субъекта познавательной деятельности и одновременно не зависит от него, имея собственную логику развития. Однако и субъект познаватель­ной деятельности имеет не менее сложные и противоречивые характеристики.

3. Субъект познания

 

На первый взгляд может показаться, что с пониманием субъ­екта познания дело обстоит намного проще и его можно напрямую отождествить с человеческим индивидом, осуществляющим познавательный акт. Такая позиция близка нашему повседневному наивно-реалистическому опыту и наиболее рас­пространена. Она трактует субъект в качестве так называемого психологического субъекта познания. Здесь познающий чаще всего рассматривается как пассивный регистратор внешних воздействий, с той или иной степенью адекватности отра­жающий объект.

При всей интуитивной очевидности подобного подхода в нем есть один суще­ственнейший недостаток – он не учитывает активный и конструктивный характер поведения субъекта, то, что последний способен не только отражать, но и форми­ровать объект познания. Более того, знание всеобщего и необходимого характера,

 

1 Цит. по: Джуа М. История химии. М., 1978. С. 212.


что особенно зримо наличествует в логике и математике, нельзя вывести, исходя из теории отражения объекта и представлений о субъекте как психологическом инди­виде. Поскольку не совсем понятно, что отражают в мире математические понятия и теории (скажем, мнимые числа), и еще более непонятно, как математики-инди­виды, обладающие принципиально разными индивидуально-психологическими, национально-культурными и историческими особенностями, способны одинаково осуществлять всеобщие и необходимые математические доказательства, то гораз­до логичнее предположить следующее: субъект познания вопреки очевидности сверхпсихологичен и сверхиндивидуален. Во многих индивидуальных психологи­ческих субъектах, независимо от их эмпирических особенностей, есть нечто оди­наковое и доопытное (априорное), благодаря чему они единообразно формируют объект познания и познают его.

Иными словами, существует некое инвариантное и устойчивое «познаватель­ное ядро» в каждом человеке, которое обеспечивает единство познания в контекс­те различных эпох и культур и выявление которого составляет подлинную цель теоретико-познавательной деятельности. Такая трактовка субъекта восходит к И.Канту и получила название трансцендентального субъекта познания. Разви­тие опытных наук, особенно психологии, подтвердило правоту многих кантовских философских интуиции. Действительно, у индивида существует целый комплекс первичных доопытных идей и установок, формирующих его картину мира, более или менее одинаковую с картинами мира у других людей: эталоны восприятия цвета, звука и формы, категориальные структуры мышления, языковая компетен­ция и т.д.1

Сам основоположник трансценденталистского взгляда на субъект познания уклонялся от вопроса «каково происхождение этого доопытного познавательного ядра в каждом человеке?». По И.Канту, он попросту лишен смысла: структуры трансцендентальной субъективности априорны2; а потому все попытки ответить на этот вопрос неизбежно приводят к логическому кругу, когда сама постановка проблемы подразумевает наличие того, о происхождении чего спрашивают. Од­нако последующая философская и психологическая традиция предложила целый спектр решений проблемы происхождения трансцендентальной субъективности.

Так, Н.Хомский и К.Лоренц считали их биологически врожденными форма­ми адаптации к миру, Ж.Пиаже – следствием инвариантных структур деятель­ности, которыми ребенок овладевает на ранних стадиях развития, марксистская психологическая парадигма рассматривала их как продукт влияния инвариантов культурной среды. В рамках восточной гносеологической традиции также призна­ется существование устойчивого познавательного ядра личности, но оно связы­вается с механизмами духовной врожденности, с универсальными когнитивны­ми характеристиками монад, остающимися неизменными в череде их духовных перерождений. Любопытно, что и в христианских религиозных гносеологических моделях признается некое духовно врожденное ядро субъективности,

 

1 См. классические психологические исследования этих вопросов в кн.: Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.

2 Кантовскую априорность (доопытность) не следует путать с декартовскими врожденными идеями. Такая позиция неприемлема для кенигсбергского мыслителя в силу ее натурализма.


обеспечивающее общность базовых принципов познания и практической деятельности1. Во всех вышеприведенных объяснениях природы и происхождения трансценденталь­ной субъективности есть, по-видимому, рациональный смысл, однако и такое по­нимание природы субъекта не является исчерпывающим.

Гегель был, по-видимому, первым, кто достаточно убедительно показал: ин­дивид, какими бы общими с другими индивидами структурами субъективности он ни обладал, тем не менее познает по-разному в каждую конкретную историческую эпоху в зависимости от господствующих в обществе общекультурных предпосы­лок, идеалов и норм познавательной деятельности. Один и тот же объект носители разных познавательных традиций могут даже видеть (а не то, что познавать) со­вершенно по-разному. К примеру, дикарь с острова Борнео и современный уче­ный-биолог увидят в компьютере разные вещи: один – магически мерцающий и загадочно звучащий объект, от которого желательно держаться подальше, вто­рой – вершину достижений человеческого научного гения, существенно облег­чающую его научную деятельность.

Стало быть, индивидуальная познавательная активность двух субъектов определяется какими-то надперсональными структурами, имеющими как бы свою собственную жизнь и логику развития. Более того, объем знаний, который суще­ствует в социуме на данный момент исторического времени, всегда превосходит объем знаний и навыков, которыми владеет каждый отдельный познающий инди­вид. Отсюда вытекает идея существования коллективного (или соборного) субъ­екта познания,практически реализующегося посредством усилий многих инди­видуальных психологических субъектов, но к ним несводимого и относительно от них автономного. Примером бытия подобного субъекта может служить научный коллектив, группа научно-исследовательских коллективов, профессиональное со­общество (например сообщество философов-профессионалов) или даже человече­ское общество в целом.

Однако философская интерпретация феномена надперсональной детермина­ции познавательного процесса может быть и радикально иной, персоналистической. Коллективный субъект познания здесь наделяется автономным и разумным существованием, приобретая черты абсолютного субъекта познания,как это было свойственно некоторым вариантам русской религиозной гносеологии Сереб­ряного века, хотя подобную идею можно найти у неоплатоников в учении о Миро­вой Душе и даже у самого Платона.

Здесь индивидуальная познавательная деятельность человека рассматривает­ся как часть деятельности Божественной Премудрости, в которой она укоренена и к слиянию с которой она, в идеале, стремится. Только в Абсолютном Субъек­те познавательной деятельности (или в Абсолютном Сознании)2 объект и субъект оказываются тождественными, а не противостоят друг другу ни в онтологическом,

 

1 См. о подобной позиции, например, в кн.: Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995. С. 202–204, 304–305.

2 Трактовка этого Абсолютного Субъекта познания различна у разных русских философов. У одних (С.Н.Булгаков) таковым признается София-Премудрость Божия; у других (Е.Н.Трубецкой) – сам Христос-Ло­гос. «Есть некоторое сверхпсихологическое сознание, – пишет, например, Е.Н.Трубецкой, – безусловное и всеобщее как по форме, так и по содержанию. И я – психологический субъект – могу сознать истину, лишь по­скольку я так или иначе приобщаюсь к этому сознанию» (Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994. С. 14).


ни в гносеологическом, ни в аксиологическом планах. Это как бы абсолютное и совершенное смыслобытие, где совпадают знание и существование, нравственный поступок и нравственная мысль. Одновременно наличием такого неявного «сверх­субъекта познания» объясняются и происхождение трансцендентальных структур субъективности, и тайна имманентной связности субъекта с объектом в многообраз­ных познавательных усилиях человека, и взаимопонимание между самими людьми, и, наконец, идеальная цель когнитивных человеческих стремлений в целом.

Любопытно, что предположение о существовании в Космосе иерархии созна­ний, в том числе и намного превосходящих человеческий уровень, сегодня уже не кажется достоянием различных форм религиозно-мистического мировоззрения, а воспринимается как вполне правдоподобная гипотеза, учитывая вступление че­ловечества в эпоху антропокосмического поворота, связанного с поиском братьев по разуму во Вселенной и признанием космического измерения в деятельности самого человека.

Подытоживая различные трактовки субъекта познания, можно попытаться дать его общее определение, учитывающее вышеотмеченные аспекты: под субъ­ектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включен­ного в систему социокультурных связей и укорененного в рамках космиче­ского целого, чья активность направлена на постижение тайн противостоя­щего ему объекта.

 

4. Сущность, общая динамика

и основные характеристики знания

 

Разорвать субъект и объект можно лишь в абстракции, ибо реальный процесс познания всегда представляет собой взаимодействие между субъектом и объектом. Это взаимодействие проявляется в том, что:

– деятельность познающего субъекта всегда предметна (объектна), т.е. на­правлена на познаваемый объект, который этой направленностью сознания субъек­та (интенциональностью – в терминологии феноменологического направления) в значительной степени и вызывается к существованию;

– объект всегда относительно автономен и как бы сопротивляется произволу субъекта, оказывая на него обратное влияние и заставляя согласовывать человече­ские действия с его вполне объективными закономерностями.

Взаимоотношения между субъектом и объектом познавательной деятельно­сти – неважно, рассматриваем ли мы их в историческом или в индивидуальном познавательных планах – всегда носят характер вечно возникающего и вечно раз­решающегося противоречия. Это противоречие разрешается в знании.

Знание – это зафиксированные в познавательном образе1субъекта су­щественные черты и закономерности познаваемого объекта. Можно сказать даже короче: знание есть результат совпадения субъекта и объекта.

 

1 Словосочетание «познавательный образ» используется здесь в предельно широком смысле, т.е. к по­знавательным образам могут быть отнесены не только образы восприятия и конкретные представления, но также научные гипотезы, теории и т.д.


Совпадение между субъектом и объектом никогда не является полным, абсо­лютным. Когда добывается знание об объекте и, казалось бы, его тайна исчезает, открываясь нам в форме того или иного типа знания, на самом-то деле происходит следующее: любое вновь получаемое знание обнаруживает в объекте новые не­познанные свойства и грани, новые тайны, требующие разгадки. Таким образом, происходит гносеологическое развитие объекта, не говоря уже о возможности его собственного развития во времени.

С другой стороны, не остается неизменным и субъект познания, формируя новые методы исследований, совершенствуя свой логический и терминологиче­ский аппарат анализа, процедуры гносеологической рефлексии, свои человеческие качества и т.д. Следовательно, противоречие между субъектом и объектом вос­производится на новом качественном уровне, требуя нового разрешения в новом знании.

Существует следующая важная закономерность: по мере исторического раз­вития человечества и экспоненциального роста знания последнее само во все воз­растающей степени становится объектом познания. Доля рефлексивного знания в общем объеме циркулирующей в обществе информации непрерывно растет. Зна­ние действительно все более превращается в некую автономную и самоценную реальность, подпитывая платонические теории познания и разного рода теории «коллективного субъекта», «глобального интеллекта» и т.д. Особенно зримо по­добные тенденции проявились в конце XX века в связи с процессами информати­зации общества.

Здесь возникают два серьезных вопроса: а) какова общая логика развития че­ловеческих знаний? и б) возможно ли в будущем полное совпадение субъекта с объектом?

Начнем с ответа на второй вопрос. Большинство гносеологических доктрин (даже религиозного характера) подчеркивает невозможность полного совпадения субъекта с объектом ни в смысле достижения абсолютной истины мирового бы­тия, ни в смысле исчерпания существа той или иной предметности. Любой объект всегда богаче знания, которое имеет о нем человек, даже если объектом человече­ского познания становятся продукты его собственной деятельности. Часто самые, казалось бы, тривиальные вещи открываются с совершенно неожиданной сторо­ны. А сколько нас окружает плодов человеческого «творчества», увы, не только не познанных, но уже и вышедших из-под нашего контроля! Здесь достаточно ука­зать на феномен радиационного и химического загрязнения окружающей среды с совершенно неизученными долгосрочными последствиями его влияния на генети­ческий аппарат наследственности.

К тому же получение абсолютной истины о мире и о самом себе означало бы смерть человека как творческого существа, ибо какой же интерес и стимул жить в мире, где все исчерпывающим образом познано?

Если в каком сознании и имеет место абсолютно полное совпадение между субъектом и объектом, так это только в Божественном (Абсолютном) Сознании, если таковое существует. Правда, и в ряде религиозно-философских учений (на­пример, у Эриугены, Шеллинга, Бердяева) можно встретить еретическую мысль о том, что и само Божество себя не знает, а нуждается в познавательных усилиях человека для своего самопознания.


Что же касается первого вопроса, то можно выделить три основных варианта его решения.

Первый из них, восходя еще к позиции просвещенческого «гносеологиче­ского оптимизма», постулирует необратимый линейный прогресс наших знаний о мире и о самих себе, уходящий в «светлую бесконечность». Самым зримым про­явлением такого прогресса является рост общего массива наших научных знаний, который удваивается теперь каждые 2–3 года, а также несомненный прогресс тех­ники, особенно электронно-вычислительной.

Вторая позиция менее популярна. Она носит скорее пессимистический харак­тер и связана с идеей «вечного возвращения» (даже упадка знания). В свое время ее высказали еще стоики, в XIX веке она была вновь реанимирована Ф.Ницше1, а в XX столетии ее можно обнаружить у французского мыслителя традиционалист­ского направления Р.Генона. Последний утверждает упадочность современной науки и философии и настаивает на необходимости возвращения к сакральным традиционным знаниям, лежащим в истоках всех мировых религий2.

Гносеологическим основанием подобной позиции служит, во-первых, явле­ние забвения многих научных гипотез, которые не оцениваются по достоинству современниками и забы







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1273. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия