Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экзистенциалистские концепции





Они достаточно разнородны, но сближаются в плане цен­ностного истолкования истины.

Во-первых, может быть выдвинут тезис, что истиной следует считать такое знание, которое способствует творческой самореализации личности и стимулиру­ет ее духовный рост. В роли такового способно выступить и объективно ложное знание, лишь бы оно глубоко переживалось и творчески отстаивалось человеком. Соответственно знание вроде бы объективно истинное (типа 2 х 2 = 4), но из­вне, принудительно навязываемое человеку, должно быть квалифицировано как ложное, ибо подавляет его творческий дух. Острие экзистенциального понимания

 

1 Прагматический и утилитарно ориентированный характер научного знания, особенно технического, блес­тяще раскрыт двумя совершенно разными мыслителями – С.Н.Булгаковым и М.Хайдегтсром. См.: Булгаков С.Н. Сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 174–192; Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 41–62,221–237.


истины направлено против догматизма и тоталитаризма как в жизни, так и сфере Духа. Так, Н.А.Бердяев заявит, что в философии истина – вовсе не копирование действительности и не теоретическое доказательство, а прежде всего – манифес­тация творческого Духа, созидание чего-то нового в бытии1. При таком подходе подчеркивается значение именно творческого человеческого измерения знания, претендующего на истинный статус.

Во-вторых, экзистенциальный аспект истины может быть рассмотрен и в не­сколько ином ключе. Обыкновенно, в спокойной и бесконфликтной жизненной об­становке, человек не задумывается о последних истинах бытия и о смысле своего собственного жизненного предназначения. Лишь в ситуациях пограничных, зачас­тую на грани жизни и смерти, перед ним внезапно открываются какие-то важ­нейшие мировые и экзистенциальные истины. «Свет истины» как бы вливается в «трещины» его личной судьбы, порой заставляя переосмысливать многие пред­рассудки и житейские стереотипы. Этот аспект был особенно рельефно прописан в работах С.Кьеркегора, а позднее – в трудах мыслителей экзистенциального на­правления (у К.Ясперса, раннего М.Хайдеггера). Но в сущности подобный мотив обретения истины через душевные испытания и потрясения был глубоко проду­ман и блестяще художественно воплощен уже в романах Ф.М.Достоевского. Весь экзистенциализм есть в каком-то смысле лишь философский комментарий к твор­честву великого русского писателя.

Нетрудно заметить, что обе экзистенциальные трактовки истины сближаются с тем, что мы говорили выше о важнейшей ценностной категории «правда».

Наконец, третий ракурс экзистенциального видения истины смыкается с он­тологическим ее аспектом. Наиболее систематически он был продуман на Западе М.Хайдеггером в его поздних работах, а у нас – С.Н.Булгаковым и П.А.Фло­ренским. Истина в ее аутентичном греческом значении (aleteia), по М.Хайдеггеру, означает несокрытость бытия, т.е. некое подлинное его измерение, которое всегда пребывает в нас и с нами, но которое надо просто научиться видеть и слышать. Человек техногенно-потребительского общества, ориентированный на покорение природы и удовлетворение своих безмерных телесных потребностей, отгородился от истины системой своих научных абстракций, миром технических устройств и расхожих, стершихся от бессмысленного употребления словес.

Вследствие этого «свет истины», как считает М.Хайдеггер, доступен лишь поэ­там, которые возвращают словам их первоначальный смысл и благодаря этому по­зволяют бытию сказываться, открываться человеческому сознанию; философам, еще способным удивляться неизреченной тайне мира и, стало быть, хранить творче­скую и живую вопрошающую мысль; крестьянину, бросающему в почву зерно и тем самым творчески участвующему в чуде зачатия и рождения новых форм жизни.

Непосредственно же свет истины, выводящий вещи из мрака небытия и со­ставляющий подлинное естество мира, доступен только святым праведникам и подвижникам, созерцающим его «нетелесными очами сердца». Этот последний момент, сближающий проблематику истины с теистически понятыми вершинами жизнеустроительного знания, будет с особой силой подчеркнут русскими мысли­телями С.Н.Булгаковым и П.А.Флоренским.

 

1 См.: Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 281–282.


Здесь идет последовательное возвращение к классической концепции истины в платоническом понимании и ее отождествление с откровением как атрибутом религиозного опыта.

Возникает вопрос: как оценить все это многообразие так называемых неклас­сических концепций истины? Во всех них подмечены тонкие и верные моменты, характеризующие познавательный процесс и подчеркивающие личностное изме­рение истины. Однако всем им1 присущи два недостатка:

– субъективизм и угроза произвола в трактовке не только истины, но и зна­ния как такового;

– релятивизм в виде абсолютизации относительности и изменчивости на­ших знаний.

Подобная ситуация порождает закономерный вопрос: если и классическая и неклассическая концепции истины неудовлетворительны, то не проще ли будет по­просту избавиться от категории «истина» как от вредной и репрессивной фикции, загоняющей наш свободный разум в прокрустово ложе метафизических догм и схем? Именно такой иррационалистический ход мысли свойственен постмодер­нистскому сознанию2, хотя его наметки есть уже у Ф.Ницше3, а еще раньше – скептикам с их тезисом о невозможности существования истины как таковой.

Попытки избавиться от категории «истина» не прекращаются и по сию пору. Но это, во-первых, невозможно с чисто логической точки зрения в силу свойства саморефлексивности, присущей всем философским категориям (логическим и гно­сеологическим), где отрицание категории утверждает ее же; во-вторых, это всег­да двусмысленно с метафизической точки зрения, ибо борьба с истиной означает борьбу с доказательным со-знанием и апологию иррационального со-мнения.

Дело, стало быть, заключается не в том, чтобы, натолкнувшись на исключи­тельную сложность и многоаспектность категории «истина», вообще отказаться от попыток ее систематической смысловой интерпретации, а в том, чтобы, ясно осо­знавая трудность подобной задачи, постараться посильно синтезировать рацио­нальные моменты, схваченные при различных ракурсах ее анализа.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 989. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия