Студопедия — Истина и формы ее инобытия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Истина и формы ее инобытия






 

При гносеологическом подходе к феномену истины необхо­димо избежать двух крайностей: наивного объективизма и догматизма, с одной стороны, субъективизма и релятивизма – с другой. Надо, следовательно, поста­раться дать такое определение истине, которое учитывает роль субъекта и не субъ­ективирует истину; понимает момент относительности и исторической ограниченности

 

1 За исключением, пожалуй, экзистенциальной трактовки истины в последнем онтологическом аспекте.

2 Например, М.Фуко заявляет, что «познание скорее укоренено в ошибках жизни, нежели открыто навстре­чу истине мира» и что «ошибка есть корень всего того, что, собственно, и конституирует человеческую мысль и ее историю» (Фуко М. Жизнь: опыт и наука // Вопр. философии. 1993. № 5. С. 52). В такой направленности на замену истины понятием ошибки М.Фуко сходится с К.Поппером, для которого процесс познания – перманент­ное избавление от заблуждений посредством процедуры фальсификации. О ней речь ниже.

3 По мысли которого истина – не более чем полезная фикция в борьбе за жизненное господство. «Исти­на, – пишет Ф. Ницше, – есть тот род заблуждения, без которого определенный род живых существ не мог бы жить. Ценность для жизни является последним основанием» (Ницше Ф. Воля к власти. М, 1994. С. 229).


любых наших знаний (как в индивидуальном, так и в социальном планах), но при этом не доводит эту относительность до релятивистских и в конечном счете до скептических утверждений.

С этих позиций нам представляется вполне разумным определение истины как такого объективного содержания наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Подобное понимание восходит к марксисту В.И. Ленину, но оно может разделяться мыслителями и совершенно иных фило­софских взглядов – например Н.О. Лосским. По Н.О. Лосскому, истина – это имманентное обладание идеей трансцендентной предметности.

В обоих определениях подчеркнуты два важных момента.

Во-первых, знание, претендующее на истинность, необходимо субъективно (имманентно) по форме своего существования, т.е. имеет человеческое измере­ние. Без живого человека говорить об истине в гносеологическом плане бессмыс­ленно.

Во-вторых, истинное знание объективно (трансцендентно) в смысле отсут­ствия в его содержании субъективно-психологических примесей (субъективист­ских домыслов или, в просторечье, отсебятины).

Совершенно ясно, что подобное гносеологическое понимание истины,с одной стороны, носит регулятивно-целевой характер, а с другой – имеет отно­шение прежде всего к знанию понятийно-рационального типа и отчасти к фило­софии. Гуманитарное же рациональное знание (за исключением гуманитарных наук), а также внерациональные формы опыта регулируются иными аспектами ис­тины, о которых речь шла выше (правда, откровение, правота). Уточним подобное понимание истины через ее противопоставление мнению, заблуждению и лжи как формам инобытия истины.

Истина и мнение

В греческой философии истина устойчиво противополага­ется мнению (doxa). Наиболее последовательно его проводит в своих диалогах Платон (см. его знаменитый «Теэтет»). Мнение есть знание субъективное, полное психологических и разного рода иных предрассудков. В мире мнений причудливо перемешаны истина и ложь. Но даже если мнение и истинно, то это всегда истина в себе,т.е. необоснованное и крайне проблематическое знание. Мнение же, пере­шедшее из ранга истины в себе в ранг истины для нас,представляет собой знание доказанное, т.е. удостоверенное в качестве независимого от наших субъективно-психологических особенностей и домыслов.

Мир мнений – это мир толпы, мир общественных химер, где благодаря современным средствам массовой информации доказательство подменено пси­хологическим убеждением и даже целенаправленным внушением. Мир скачу­щих политических рейтингов, искусственно вздутых кумиров, мгновенного из­менения общественных вкусов и пристрастий – все это даже не «удовлетворе­ние щекочущего влечения высказать свое мнение», как высказался о прессе еще Гегель в своей «Философии права»1, а форма культивирования перманентного

 

1 Гегель. Сочинения. Т. VII. М. – Л., 1934. С. 339.


ного со-мнения со всеми угрозами возникновения индивидуальных душевных расстройств и массовых психозов, которыми так богата история ушедшего XX века.

Миру мнений противостоят доказательные истины науки и философского знания. Сфера научной мысли и функционирования научных сообществ – по крайней мере в своем идеальном предназначении – есть сфера непредвзятой ар­гументации, разумного смирения своего суетного тщеславия и бескорыстного по­иска истины вопреки безумствам общественного мнения.

«Чем хуже мнение, – проницательно замечал Гегель, – тем оно своеобраз­нее, ибо дурное есть совершенно особенное и своеобразное в своем содержании, разумное, напротив, есть само по себе всеобщее»1. Ученый тем самым воплощает критическое и рациональное начало в культуре – ту самую ориентацию на со­знание,без которой невозможно существование человека как мыслящего суще­ства. Конечно, такого рода понимание науки, как показывают современные иссле­дования, остается в значительной степени идеальным пониманием. Даже в логике и математике личностное начало (факты биографии ученого, его национальная принадлежность и т.д.), а также всякого рода культурно-исторические установки и предрассудки2 полностью неустранимы из ткани научной деятельности. Однако в любом случае наука – это область существования доказательного знания и ло­гически аргументированного мышления.

Истина и ложь, истина и заблуждение

Поиск истины неотделим от заблуждений и появления раз­ного рода ложных представлений. О крайних позициях (К.Поппер, М.Фуко), аб­солютизирующих значимость заблуждений и избавления от лжи в познании, мы говорили выше. Афористичное выражение подобной позиции можно найти у рус­ского писателя Леонида Андреева, обронившего фразу, что «истина – это ложь, которую еще не успели доказать». Однако между ложью и заблуждением суще­ствует фундаментальная разница.

Ложь представляет собой преднамеренное возведение неверных представ­лений в ранг истинных или преднамеренное сокрытие истины от других людей. В основе лжи всегда лежит субъективный и корыстный расчет, связанный с праг­матичным использованием (сокрытием) знания в собственных целях. Социально-политической формой существования лжи является целенаправленная дезинфор­мация, когда для обмана отдельного человека, какой-то социальной группы (на­пример, конкурирующей фирмы) или даже правительства враждебного государ­ства используется специальный набор знаний и технических средств.

Крайней и, пожалуй, наиболее опасной для общества формой дезинформа­ции являются попытки манипулировать общественным сознанием за счет специ­альных визуальных и речевых методик в СМИ. Психологические и социальные последствия такого рода манипуляций (по причине их новизны) стали объектом повышенного научного внимания лишь в последние 30–40 лет. Возникновение

 

1 Там же. С. 337.

2 Типа веры И.Ньютона в то, что книга природы написана на языке математики.


феномена виртуальной компьютерной реальности еще более обостряет эту проб­лему.1

От лжи и дезинформации следует отличать заблуждение. Под заблуждением можно понимать непреднамеренную трактовку истинного знания как ложного, а ложного – как истинного, что вытекает как из сложности и неисчерпаемости объекта, так и из исторической ограниченности субъекта познавательной деятель­ности. Ложь следует непримиримо дезавуировать, а от заблуждений терпеливо и методично избавляться, зная, что они воспроизведутся вновь.

Без заблуждений невозможно нахождение истины и ее кристаллизация. Не­даром крупнейший поэт Индии Рабиндранат Тагор написал: Перед ошибками мы закрываем дверь. В смятенье Истина: «Как мне войти теперь?»

В науке может даже сложиться ситуация, когда ученый всю жизнь разраба­тывает и защищает ошибочную гипотезу. Это может привести к тяжелому душев­ному кризису и даже самоубийству (такие трагические страницы хранит история науки), однако если ученый заблуждался искренне, был предан своему призванию и не использовал подлых антинаучных средств в борьбе с оппонентами, то польза, принесенная им науке и обществу, несомненна. Он не только «закрыл» тупиковые ходы мысли в своей отрасли знаний, тем самым оградив от ошибок последующие поколения ученых, но и внес прямой вклад в их воспитание, ибо нет лучшей аги­тации за науку, чем личный пример верного ей служения.

Важно отметить, что одним из самых распространенных источников заблуж­дений в науке и философии является выход истинного знания за границы его при­менимости. Так называемый принцип конкретности истины утверждает, что ис­тина чаще всего имеет предметные границы, выходя за которые, она трансформи­руется в свою противоположность – в заблуждение.

Типичный пример заблуждений такого рода – это попытка 3.Фрейда объ­яснить культурные и социальные процессы на основе открытых им закономерно­стей бессознательной психической жизни индивида. Другой причиной заблужде­ний служит не экстраполяция полученных знаний на иные предметные области, а огульное отрицание существования последних как якобы несовместимых с от­крытой истиной. К примеру, ученый-физик заявляет, что явлений телепатии не существует потому, что науке не известны физические взаимодействия, которые могли бы их переносить. Точно так же долгое время ученые не могли поверить в делимость атома, поскольку это-де вело к «уничтожению материи».

После этих замечаний мы можем уточнить данное выше определение истины. Истина – это такое объективное содержание наших знаний, которое удосто­верено (доказано) в качестве независимого от субъективно-психологических компонентов, не выходит за границы своей применимости и не претендует на окончательный и завершенный характер.

 

1 См. о механизмах манипуляции сознанием и методах дезинформации в до сих пор не устаревшей кн.: Техника дезинформации и обмана. М., 1978. О гносеологических последствиях глобальной компьютеризации см.: Философия техники: история и современность. М., 1997.


Такую дефиницию легко провозгласить, однако жизнь всегда сопротивляется слишком жестким схемам и тезисам. Как показывает исторический опыт, знание всегда стремится выйти за границы своей применимости и только благодаря этому обнаруживает как элемент своей абсолютной истинности в рамках данной кон­кретной предметной области, так и свою относительность за пределами оной. В ко­нечном счете лишь история оказывается способной рассудить: сумели мы или нет докопаться до истины, избавившись как от субъективных ошибок, так и от предрас­судков, навязываемых историческим временем, в котором нам довелось жить.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1379. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия