Студопедия — Специфика ценностного отношения к миру
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Специфика ценностного отношения к миру






 

Для установления своеобразия ценностного отношения к миру по сравнению с онтологической и гносеологической установками сознания

 

1 В данном разделе мы не будем подробно касаться атрибутов ценностного познания, а сосредоточимся преимущественно на онтологических и социологических аспектах аксиологической проблематики, т.е. на при­роде, функциях и свойствах ценностей, а также формах их социального воплощения. При этом ясно, что неиз­бежны концептуальные «переклички» между тем, что будет излагаться далее, и тем, что писалось выше о природе гуманитарного и экзистенциального видов знания.


полезно обратиться к конкретному примеру. Предположим, мы созерцаем в летний полдень березу, растущую на берегу Волги. Если мы задаемся вопросами о причи­нах возникновения березы, о соотношении случайного и необходимого в ее бытии, о ее конструктивных функциях в рамках окружающего ландшафта, то в данном случае наше видение березы будет онтологическим. Мы оказываемся здесь цент­рированными на закономерностях существования березы как таковой. Если же мы интересуемся проблемами типа: «А каково соотношение чувственного и рацио­нального в нашем постижении березы?» или «А доступна ли нам в актах восприя­тия сущность березы самой по себе?», то в этом случае наш ракурс исследования предмета будет теоретико-познавательным.

Но глядя на березу, я могу отнестись к ней совсем по-другому. Береза на бе­регу Волги может выступить для меня символом России – воплощением ее воли, необъятной шири и нравственной чистоты. Впрочем, я могу отнестись к той же бе­резе и сугубо эстетически, просто наслаждаясь сочной зеленью ее кроны на фоне синевы волжских вод и полдневных, залитых солнцем небес. Однако при виде бе­резы я могу занять и куда как более прозаическую, сугубо утилитарную позицию, подсчитывая, например, сколько дров на зиму можно заготовить, если эту березу спилить и поколоть. Наконец, береза может быть оценена мной и с той точки зре­ния, что из ее веток могут получиться отличные веники для бани и даже испытать при соответствующей яркости воображения целую гамму приятных телесно-эмо­циональных переживаний.

Все эти четыре типа отношений к березе будут носить именно ценностный характер, где проблемы ее собственного бытия и нашего ее познания не будут иметь принципиального значения. Береза здесь важна не сама по себе, а в ее со-от-несенности с нашими внутренними потребностями, интересами и чаяниями; она встраивается здесь в наш человеческий мир, занимая в нем определенное место.

Специфика ценностного отношения по сравнению с онтологическим и гносео­логическим ракурсами в том и состоит, что в отличие от онтологического вопроса «что по самому своему существу представляют собой данный предмет или явле­ние?» и гносеологического вопроса «как мы их познаем?» оно подразумевает отве­ты на вопросы «в чем смысл существования данных вещей и явлений и насколько они важны (или не важны) для нашего человеческого существования в мире?».

Ценностное отношение к миру можно уподобить свету, высвечивающему пе­ред человеком жизненную дорогу и во многом определяющему характер его дви­жения по ней. Можно сказать и несколько иначе: ценностное отношение опреде­ляет базовую конфигурацию жизненного мира человека – динамический порядок его тяготений и отталкиваний, симпатий и антипатий, любви и ненависти.

Именно ценностное измерение отличает человеческое бытие от животного. Животное всегда приспосабливается к миру и живет в соответствии с прошлой целесообразностью. В его генотипе закодированы органы и черты поведения, не­обходимые для выживания в соответствующих условиях природной среды. Если эта прошлая биологическая целесообразность перестает соответствовать внеш­ней среде, то наступает гибель отдельной особи, а в предельном случае – гибель всего вида. Даже у человекообразных обезьян – высших представителей отряда приматов – наступает кризис адаптивного поведения, если задачи, поставленные


внешней средой, серьезно расходятся с исторически отобранными стереотипами и схемами поведения.

Конечно, животное стремится к вкусной пище, к телесному комфорту и к по­зитивным эмоциям (удовольствиям от игры, охотничьего азарта и т.д.), проявляя зачатки ценностного отношения к миру. Живя с человеком, оно способно даже на демонстрацию некоторых социальных чувств типа верности, жертвенности и т.д. Но говорить о ценностном отношении к миру в собственном смысле слова нельзя. Здесь еще нет никакой свободы и никакого сознательного ценностного выбора, сколь бы поразительно сложным и гибким ни было поведение животных. Они не могут целенаправленно изменить ни ценностных оснований собственного бытия, ни усло­вий внешней среды. Животное не властно ни над своим прошлым, ни над своим будущим. Оно живет в основном настоящими инстинктами и потребностями.

Сущностью же свободного ценностного бытия как раз является отрицание прошлой целесообразности1, ибо человек имеет облик homo sapiens до той поры, покуда способен активно изменять как собственную жизнь, так и внешние условия существования. С этих позиций не только неверен, но и глубоко порочен тезис, что задача воспитания – научить человека гибко адаптироваться к изменяющим­ся условиям социальной среды и что он должен-де научиться быстро менять со­циальные роли. Таким путем можно воспитать лишь социального конформиста и приспособленца, не имеющих твердой системы ценностей. В качестве предельно­го случая возможна духовная смерть свободной человеческой личности даже и при продолжающейся биологической жизни. Этот печальный финал наступает в тот момент, когда личность полностью утрачивает способность к духовному творче­ству, к критической оценке и переоценке своих взглядов, привычек и ценностей.

Таким образом, можно в самом общем виде выделить следующие черты цен­ностного отношения к миру:

– оно отличается исключительно многообразием;

– отличается от онтологического и гносеологического ракурсов понимания мира своей ярко выраженной практической направленностью;

– это всегда свободное человеческое отношение к бытию, отличное от био­логически и исторически фундированной системы предпочтений и отторжений у животного.

 

2. Ценность и бытие. Ценность и истина

 

Совершенно ясно, что жестко оторвать аксиологическое изме­рение бытия от онтологического и гносеологического можно лишь в философской рефлексии, ибо в повседневном существовании человека они спаяны воедино.

Так, ценности и ценностные акты всегда обладают некоторым бытием и имеют вполне конкретное материальное воплощение (на этих моментах мы еще остано­вимся ниже), а любое, даже самое незаинтересованное постижение бытия (скажем, в математике и в физике) является, как выясняется, ценностно нагруженным.

 

1 Здесь мы возвращаемся к некоторым идеям, высказанным нами в онтологическом разделе книги при обсуждении проблемы свободы.


Однако есть одна существенная разница: при онтологическом ракурсе по­стижения предмета это особенно зримо проявляется в естественных науках, мы традиционно заключаем в скобки (или, по крайней мере, стремимся заключить) свои собственные человеческие предпочтения, оценки и пристрастия. В вышепри­веденном примере с березой при попытках познания ее происхождения и суще­ственных свойств мы должны постараться абстрагироваться от своих этических установок, эстетических симпатий или чувственно-телесных ассоциаций. Это справедливо также при познании любых разновидностей социального и психиче­ского, а не только природного бытия.

При аксиологической же установке сознания именно человеческие цели, пред­почтения и антипатии играют ключевую роль. Здесь даже свойства самой реальной березы, как мы выясним ниже1, не являются определяющими для ценностного от­ношения. Важно именно человеческое, субъективное измерение бытия. Впрочем, существует целый спектр аксиологических доктрин, тяготеющих к платонической линии философствования и утверждающих, что бытие Космоса само по себе имеет ценностное измерение и иерархию, а человеческие представления и ценностные акты объективно укоренены в структуре мирового целого2. Анализ разнообразных подходов к проблеме природы ценностей мы дадим в рамках следующей темы.

Что касается взаимоотношений ценностного и познавательного аспектов ис­следования, то разорвать их еще труднее, чем онтологические и аксиологические аспекты.

Во-первых – и мы об этом уже писали в предыдущем разделе книги, – гу­манитарное рациональное познание не может быть жестко отделено от ценностно­го измерения бытия в принципе. Познание любого историка или литературоведа, а тем более художника, всегда осуществляется сквозь призму тех или иных цен­ностей, начиная с отбора фактов и их теоретической интерпретации и заканчивая стилистическими особенностями письма. Весь вопрос состоит только в том, что­бы исследователь, равно как и художник, по возможности критически осознавали свои ценностные предрассудки и не выдавали их за абсолютные.

Во-вторых, в рамках современной науки ценностные проблемы вышли на первый план. Это касается и проблем манипулирования сознанием человека че­рез электронные СМИ, и экспериментов над его геномом, и границ допустимого практического изменения жизненных форм в биосфере (проблема так называемых генетически модифицированных объектов – ГМО).

Еще 30–40 лет назад казавшаяся в основном теоретической проблема допус­тимости или, наоборот, недопустимости практического использования последних научных достижений в политических или коммерческих целях трансформирова­лась ныне в витально значимый вопрос о моральной и юридической ответствен­ности самого ученого за характер своей научной деятельности и возможные прак­тические следствия, получаемые из его открытий3. Еще более серьезные

 

1 И вопреки точке зрения обыденного сознания, что какой-то объект для нас ценен в силу объективно при­сущих ему свойств.

2 В рамках русской религиозной философии такой позиции последовательно придерживался Н.О. Лосский. См. его работу «Ценность и бытие» в кн.: Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М, 1994.

3 См., например, ставшую уже классической теоретическую монографию: Фролов И.Т., Юдин Б.Г.Этика науки: Проблемы и дискуссии. М., 1986, а также популярное введение в биоэтическую проблематику: Введение в биоэтику: Учеб. пособие. М., 1998.


аксиологические дилеммы встают сегодня перед техническим знанием и инженерной деятельностью1.

В-третьих, сама научная истина и ее поиск обладают безусловной ценностью для ученых и общества в целом, воплощая дух интеллектуальной открытости и бесстрашного дерзания человеческого разума2.

Однако при внимательном рассмотрении в оппозиции истины и ценности есть глубокий смысл, о чем мы говорили в рамках теории познания, рассматривая взаимоотношения логико-понятийной и ценностной сфер сознания. В самом деле, если истинное знание в науке подразумевает посильное устранение субъективной составляющей, то ценность без ее субъективного переживания и акта субъектив­ной оценки существовать не может в принципе. Если наука ориентирована на рациональное интерсубъективное доказательство, то из ценностного отношения к миру невозможно устранить факт личного приятия или неприятия чего-либо. И, наконец, самое главное: если истина3 есть по преимуществу форма согласова­ния мысли с предметом, то ценность, напротив, есть форма согласования предмет­ности любой природы с идеальным содержанием нашей мысли.

Благодаря истинному знанию мы знаем о существенных свойствах и законо­мерностях бытия, разумное согласование с которыми обеспечивает успех в нашей практической деятельности. С этих позиций совершенно справедливо понимание «свободы как познанной необходимости», ибо здесь схвачена гносеологическая сторона свободы. Но посредством ценностей реализуется ее другая, и столь же необходимая, сторона – возможность свободного изменения человеком мира и самого себя в соответствии с эталонными представлениями о полезном, справед­ливом, добром или прекрасном.

Как верно замечает Э. Агацци, «мы имеем основания назвать ценностью неко­торое совершенство, идеальную модель, некое «как должно быть», то, что направ­ляет любое человеческое действие...»4. В самом деле, благодаря представлениям о ценности пищи и тепла мы растим хлеб, шьем одежду и создаем строительные материалы. Исходя из этических ценностей, мы оцениваем поведение окружаю­щих и влияем на них, а также оцениваем и изменяем самих себя. Руководствуясь эстетическими представлениями о прекрасном, возвышенном и гармоничном, мы создаем и воспринимаем произведения искусства, украшаем быт и меняем свою внешность. Наконец, на основании правовых и политических ценностей мы стро­им правовое государство, требуем соблюдения его законов, награждаем заслужен­ных людей, преследуем и караем нарушителей.

Во всех приведенных выше примерах ценность является необходимым усло­вием активного преобразования себя и мира. Она несет в себе осознаваемый или неосознаваемый, явный или неявный, проективный и оценочный потенциал. Ис­ходя из этого, можно дать следующее определение ценности.

 

1 См. также ставший классическим учебник: Митчем К. Что такое философия техники? М., 1995.

2 Одни из наиболее ярких воплощений темы ценности научного творчества – это труды Э.Кассирера и Г.Башляра. См.: Башляр Г. Научное призвание и душа человека // Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987; Кассирер Э. Глава XI «Наука» из работы «Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры» // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

3 При всех оговорках, которые были сделаны выше применительно к категории «истина» в соответствую­щем разделе книги.

4Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопр. философии. 1989. № 2. С. 27.


Ценности есть идеально-эталонные побуждения, цели и нормы деятельности человека, в соответствии с которыми он оценивает (выражает субъективное отно­шение), а также практически преобразует себя и мир.

Ясно, что над многими ценностями, определяющими его бытие, человек час­то не задумывается в своем повседневном существовании. Так, витальные потреб­ности своего организма он воспринимает как нечто само собой разумеющееся и, скажем, ценность воды или воздуха для нормальной жизнедеятельности организ­ма часто осознает лишь в условиях их острой нехватки. Какие-то этические или политические ценности становятся для него предметом размышлений только в си­туации столкновения с ценностями иных социальных групп или культурно-нацио­нальных общностей и т.д. Зачастую же ложную ценностную мотивацию своего поведения человек осознает лишь тогда, когда общество уже применило к нему соответствующие юридические санкции. Это особенно часто случается с моло­дыми людьми, еще не обладающими жизненным опытом и навыками ценностной рефлексии.

Поэтому – возвращаясь к проблеме соотношения истины и ценности – всегда желательно, чтобы наши ценности, которыми мы руководствуемся в своей жизнедеятельности, были ясно осознаны и по возможности четко обоснованы раз­умом, а поиск истины, в свою очередь, имел твердые ценностные основания.

В идеале же должны совпадать истинное знание, подлинное бытие и ценность, где гармоничное, нравственное и творческое существование отдельной личности может быть наглядным и зримым подтверждением единства всех аспектов.

Именно к такому истинно знающему и воплощающему высшие ценности личному бытию всегда в сущности призывали и призывают все наиболее глубо­кие философские и религиозные учения – будь то платоновский образ Сократа, образы Иисуса Христа или Будды. Показательно, что связь между совершенным личным бытием и достижением высот в познании и творчестве подтверждается жизнями по-настоящему выдающихся деятелей мировой культуры. В рамках ев­ропейской культурной традиции это фигуры Николая Кузанского и Леонардо да Винчи, Лейбница и Гете. В России – это жизненные пути и открытия М.В.Ломо­носова и Ф.М.Достоевского, Д.И.Менделеева и Н.К.Рериха, В.И.Вернадского и П.А.Флоренского.

Глубоко прав был А.С.Пушкин: «Гений и злодейство – две вещи несовмест­ные!». Частные истины, грозящие разрушением и хаосом, типа водородной бом­бы или PR-овских информационных технологий, гениями не создаются. Это – в лучшем случае удел талантливых людей. Гений же – всегда талант плюс нрав­ственная ответственность. Отсюда становится понятным воспитательное значение святыни и ценностного идеала в культуре, о чем мы еще поговорим ниже.

Однако в окружающей нас жизни гармоничное совпадение истины и ценно­сти, а тем более их слияние в жизненном пути и облике отдельного человека проис­ходит, увы, довольно редко. Гораздо чаще мы сталкиваемся с ситуациями даже не рассогласования, а прямой оппозиции истинного и ценностного измерений бытия.

Так, какое-то истинное знание лишь после своего разрушительного практи­ческого приложения может получать адекватное ценностное осмысление и соот­ветствующую моральную оценку. Типичные примеры – негативное ценностное


отношение к ядерному оружию после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки; се­годня – осторожное отношение к перспективам развития ядерной энергетики, раз­рушительные экологические и антропологические последствия которой стали по­лучать правильную критическую оценку лишь после чернобыльской катастрофы.

Может быть и обратная ситуация: человек (и общество в целом) выносят цен­ностное суждение относительно какого-то явления или процесса еще до того, как последние подверглись всестороннему научному осмыслению. Здесь всегда есть как опасность бездумной ценностной эйфории («Ах! Как это прекрасно, полезно и прогрессивно!»)1, так и инерционного ценностного отторжения («Зачем нам нуж­ны сомнительные новации – жили и проживем без них»).2

Наконец, разительным примером повседневного расхождения истинного и ценностного знания служит ситуация, когда человек держится своих ценностных предпочтений и предрассудков вопреки, казалось бы, самым неопровержимым ло­гическим аргументам и очевидным эмпирическим фактам. «У каждого своя прав­да» – этот релятивистский ценностный принцип, который мы еще проанализируем в дальнейшем, касается именно таких случаев. Весьма распространенная ошибка здесь – пытаться и дальше убеждать упрямца, а тем более – насиловать его сво­бодную волю. В лучшем случае это вызовет в человеке озлобление – «Да пропа­дите вы все пропадом вместе с вашими прописными истинами»; в худшем – спро­воцирует его на неверный жизненный шаг из чистого чувства самоутверждения. В подобных случаях следует твердо, но мудро – по сознанию – сказать человеку правду, пробуждая в нем желание самому критически и творчески осмыслить свои жизненные ценности, а дальше пусть уже сама жизнь продолжает преподносить ему ценностные уроки.

Мир истинных ценностей и гармоничное ценностное бытие в мире, с одной стороны, исключают подавление свободной воли человека; а с другой – подразу­мевают опору не только на разум, но также на жизненный опыт и ценностную интуицию, позволяющие принимать единственно правильное – мудрое – решение в каждой конкретной жизненной ситуации.

 

3. Функции ценностей

 

Ценности – и это вытекает из их определения, данного выше, – выполняют четыре важнейших функции в человеческом существовании. 1. Без ценностей невозможны акты целеполагания, составляющие самую сущ­ность человеческого бытия в мире. Без целей же и анализа средств их достижения не может быть человека как свободно определяющегося творческого существа.

 

1 Что-то подобное происходило в середине 1990-х годов в связи со стремительно развивавшейся глобаль­ной информационной сетью Internet.

2 Здесь в качестве примера можно привести сопротивление объективному процессу компьютеризации со стороны многих представителей гуманитарной науки старшего поколения, до сих пор предпочитающих писать научные статьи от руки и потом печатать их на старомодной пишущей машинке. При этом не осознается тот факт, что культура становится иной, что в использовании компьютеров, наряду с негативными моментами, таится огромный, в том числе гуманитарный, потенциал. Людей, которые сознательно отказываются от использования современной коммуникативной техники, можно уподобить людям, которые отказываются изучать грамоту, до­вольствуясь уровнем разговорной речи.


Личность всегда стремится к будущему, желая достичь того, что считает полез­ным, добрым, прекрасным и соответственно избавиться от того, что рассматрива­ет как вредное, порочное или безобразное. Конечно, в целеполагании всегда есть опасность постановки утопических и недостижимых целей, но не менее опасным является отказ от активного целеполагания и безвольное смирение с существую­щим положением вещей. Утопизм и конформизм – две противоположных, но равно тупиковых ипостаси ценностного отношения к будущему.

Многие ценностно-целевые установки человек усваивает в ходе социализа­ции, но наиболее значимые для формирования личности цели – всегда плод ее соб­ственных раздумий и усилий. Главная же цель жизненных стремлений, составляю­щая смысл ее неповторимого индивидуального бытия1, всегда обретается личнос­тью свободно и самостоятельно при косвенном влиянии социума, а иногда – даже и вопреки ему2. Это отнюдь не противоречит тому факту, что огромную помощь в обретении смысла личной жизни (или цели целей индивидуального бытия) чело­веку оказывают окружающие люди. Напротив, дельный и своевременный совет, а тем более присутствие мудрого духовного наставника – это всегда существенная помощь личности в обретении ею надежных ценностных маяков.

2. Благодаря системе ценностей человек способен не только планировать свою будущую деятельность и активно изменять мир, но также объективно оценивать себя и окружающих. Акты оценки и самооценки есть всегда акты интерпретации событий, вещей и собственных переживаний сквозь призму оппозиций приятного и неприятного, плохого и хорошего, значимого и незначимого, достойного и не­достойного и т.д. Вся жизнь человека, начиная с сознательного возраста, пред­ставляет собой в сущности бесконечную череду актов оценки событий прошлого и настоящего3 на предмет их соответствия или рассогласования с имеющейся у него системой ценностных координат. Параллельно – это всегда «шлифовка» старых или выработка новых ценностных эталонов.

Если же у личности такой системы ценностей нет или если последняя аморф­на, то такая личность будет подвержена сильным влияниям со стороны социально­го окружения вплоть до возможности ее подчинения более сильной воле с тверды­ми ценностными представлениями. Если же, наоборот, система ценностей носит предельно жесткий характер, лишена динамики и не берет поправок на конкрет­ный контекст оценивания, то подобная личность не будет склонна к компромиссам и попытается насильно навязать свои ценностные представления окружающим.

Отсутствие ценностного стержня («бесхребетность» в обыденном языке), равно как и его излишняя жесткость4, – две других опасных крайности в цен­ностном существовании человека.

 

1 Если, конечно, она вообще обретается человеком. В случае отсутствия оной о гармоничном и психологиче­ски устойчивом существовании личности говорить проблематично. Помощь в обретении личного смысла – глав­ная задача такого влиятельного направления психологии, как логотерапия. См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

2 Отсюда знаменитая оппозиция предназначения и судьбы у М.Шелера. «...Индивидуальное предназначе­ние, – пишет он, – может находиться отчасти в отношении соответствия, а отчасти – в отношении противо­речия (причем в какой угодно степени) и со структурой его окружающего мира, и с его судьбой...» (Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 347).

3 В случае с будущим акт оценки переходит в акт целеполагания с соответствующей процедурой анализа его возможных средств и результатов.

4 Еще в «Дао дэ цзине» отмечается, что «если дерево не гнется – живет до первой бури».


3. Ценностное бытие, включающее в себя механизмы целеполагания, оценки и самооценки, есть всегда творческое волящее бытие. Недаром еще древние греки го­ворили об Эросе – исконном стремлении человека или к высокому творчеству, или к низменному потаканию своим телесным вожделениям. Никакое творчество (или антитворчество) ни в искусстве, ни в сфере межличностных отношений, ни в поли­тике, ни в науке, ни в других областях человеческой культуры невозможно без систе­мы ценностей (или антиценностей). Творят всегда ради каких-то истинных ценно­стей против ценностей ложных (или антиценностей). В творческих актах всегда что-то отрицают и что-то утверждают. Чужие творения также или принимают и наслаж­даются ими, если они соответствуют ценностным предпочтениям личности, или же их отвергают, если они симпатиям и установкам этой личности противоречат.

Крайне желательно, чтобы творческий процесс осуществлялся всегда во имя подлинных и гуманных ценностей, не осквернял ценностей других людей и уж тем более не угрожал самим основам человеческой жизни. Словом, не был бы связан с творческим произволом. Произвол есть превращенная ипостась бытия человека как свободного и творческого существа. Это как бы абсолютная инаковость живот­ной адаптации к миру в виде безграничного волевого самоутверждения вплоть до абсолютного отрицания прошлой целесообразности. Крайними формами такого произвола, грозящими разрушением устоев бытия, являются самоубийство, ядер­ная или экологическая катастрофы.

4. Наконец, система эффективно функционирующих в обществе ценностей, где особую роль играет ценностная традиция, имеет самое прямое отношение к процессам социализации индивида, т.е. гармоничному вписыванию его в контекст социального существования. Процесс социализации – это усвоение правовых и социальных ценностей через эффективно функционирующий институт семьи, а также государственную систему образования и воспитания. Круг этих вопросов входит в компетенцию уже прикладной аксиологии, неотделимой от педагогики, социологии и философии образования.

Подытоживая, можно констатировать, что ценности выполняют исключитель­но важные функции в существовании как отдельного человека, так и общества в целом. Направляя, они никогда не определяют полностью поведения человека, а подразумевают его свободный ценностный выбор, имеют самое непосредственное отношение к жизнеустроению личности, но совсем не гарантируют ее от ошибок и даже антиценностного поведения. Соответственно под антиценностями следует понимать такие мотивы и «идеалы» деятельности человека, которые разрушают телесные, социальные и духовные основания человеческого бытия, провоцируют иллюзорное целеполагание, ложную оценку и самооценку, а также творческий произвол, не говоря уж о том, что антиценности ложатся в основу антисоциально­го, преступного поведения.

Исходя из основных функций ценностей в культуре и наличия ценностных со­блазнов в бытии личности, можно попытаться сформулировать следующие общие рекомендации, позволяющие ей вести гармоничное существование: ставь перед собой продуманные и исторически1 оправданные цели; строго оценивай

 

1 Под исторически оправданными целями здесь имеется в виду история не только общества, но и личная история индивида, его биографическое время. Всегда прискорбно видеть, когда человек ставит перед собой цели, к которым его дух по тем или иным причинам просто не подготовлен.


прежде всего свои собственные мысли и поступки и старайся руководствоваться в творче­ских актах истинными ценностями, не оскорбляющими ценности других людей. Если ты руководствуешься такими принципами, то тебе обеспечена полноценная социализация и социальный успех.

 

4. Ценностная рефлексия

и истоки рождения аксиологии

 

Внимание к ценностным аспектам бытия может стимулиро­ваться у личности самыми разными обстоятельствами – общением с носителями иных ценностных ориентаций и культурных традиций, когда возникают пробле­мы взаимопонимания; возрастными факторами; сменой привычной обстановки; встречей с неординарным человеком и т.д. Однако острая потребность в аксио­логической рефлексии над ценностными основаниями существования чаще всего возникает в обществе (равно как и в бытии личности) тогда, когда оно оказывается в ситуации ценностного кризиса.

Для личности непосредственными причинами такого кризиса могут стать болезнь, какие-то потрясения и утраты, круто изменяющие ее судьбу. Для обще­ства в целом – крушение традиционного уклада жизни в результате стихийных бедствий, войн, революций. Кризисы могут внешне проявляться совершенно по-разному, но они всегда связаны с тем, что базовые ценности, которыми люди почти автоматически руководствовались в своей повседневной жизни, теперь перестают выполнять свои прямые функции, а именно:

– на их основе невозможно рациональное целеполагание, адекватное новым общественным, бытовым или экзистенциальным обстоятельствам;

– они не позволяют проводить верную оценку происходящего и осуществ­лять истинный личный выбор;

– не стимулируют творческий процесс;

– не способствуют успешной социализации.

Одна из самых трагических и тяжелых для экзистенциального мироощуще­ния человека граней ценностного кризиса – это расхождение официально декла­рируемых и реально исповедуемых в обществе ценностей, а также общественное осуждение идеалов (а тем более – публичное глумление над ними), которые об­разуют ценностный стержень его личности.

В этих, говоря языком К.Ясперса, пограничных ситуациях и возникает со­вершенно естественное желание подвергнуть критическому осмыслению свои базовые ценности: провести их систематическую инвентаризацию, дать им объ­ективную оценку и строгое обоснование, а возможно, и осуществить радикальную переоценку. Именно в такие кризисные эпохи пробуждается жгучий обществен­ный интерес к аксиологической проблематике, особенно этического и обществен­но-политического характера, а значит, прямо или косвенно кристаллизуется проб­лематика ценностей как самостоятельная отрасль философствования.

Чем острее и продолжительнее общественный кризис и чем большую потреб­ность испытывает общество в обстоятельной ценностной рефлексии, тем


настойчивее аксиология заявляет о своих теоретических правах и тем больший удельный вес занимает ее тематика (этическая, эстетическая, правовая, политическая и т.д.) в общем массиве философских текстов.

Таков кризис космоцентристских установок античного мира и центрация на проблеме этических ценностей у христиан, стоиков и скептиков. Таков кри­зис средневековых теистических ценностей в эпоху Возрождения и Реформации и начало формирования системы антропоцентристских аксиологических систем, берущих начало с бэконовского лозунга о человеке как господине природы. Таков, наконец, общесистемный кризис европейских просветительских идеалов Свобо­ды, Разума и Прогресса, начавшийся в конце XIX века. Точно такой же кризис испытывает сегодня современная культура, с трудом адаптирующаяся к системе глобальной коммуникации и созданию единого коммуникационного пространства, размывающего особенности локальных культур.

Если теперь обратиться к жизненному пути личности, то ценностная реф­лексия в условиях экзистенциального кризиса может осуществляться ею с разной степенью обстоятельности и глубины, начиная с совершенно поверхностных том­лений или унылой депрессии и кончая глубочайшими духовными переворотами в жизни человека, имеющими не только индивидуальное, но выдающееся обще­ственное и даже общечеловеческое значение. История хранит имена этих великих страдальцев и великих революционеров духа, к счастью, оставивших потомкам письменные свидетельства о причинах и скрытых мотивах пережитых ими духов­ных переворотов. Таковы исповеди Августина Блаженного и Пьера Абеляра, Рус­со и Толстого. Личные жизненные испытания и потрясения – исток гениальных прозрений Б.Паскаля и Ф.М.Достоевского, источник ценностной рефлексии у С.Кьеркегора и Ф.Ницше, С.Н.Булгакова и Д.Бонхеффера.

Знаменательно, что усилиями таких великих умов и сердец осуществляется не только наиболее тонкое проникновение в ценностные глубины индивидуально­го человеческого духа, но и наиболее обстоятельная аксиологическая рефлексия над ценностным фундаментом эпохи или духом национальной культуры. Устами великих выносится приговор старым и дается импульс рождения новым системам ценностей. Одновременно именно они являются самыми действенными и после­довательными проводниками вечных ценностей человеческого существования в бушующих волнах исторического времени.

К краткому экскурсу в историю аксиологии и анализу взглядов ее выдающих­ся теоретиков на природу ценностей мы теперь и переходим.

 

 


ЛЕКЦИЯ 29.







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 646. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия