ГЛАВА V. ПРОБЛЕМА ЭМПИРИЧЕСКОГО БАЗИСА
В предшествующем изложении мы свели вопрос о фальсифицируемос-ш теорий к вопросу о фальсифици- руемости тех сингулярных высказываний, которые я на- звал базисными. К какому же виду сингулярных выска- зываний относятся базисные высказывания? Как можно их фальсифицировать? Возможно, для исследователя- практика такого рода вопросы не представляют интере- са. Однако связанные с этой проблемой неясности и недоразумения заставляют нас обсудить ее более по- дробно. 25. Чувственный опыт как эмпирический базис: психологизм Учение о сводимости эмпирических наук к восприя- тиям наших органов чувств, и, следовательно, к нашему чувственному опыту, является таковым, что многими оно принимается просто на веру, как очевидное. Однако это учение непосредственно связано с индуктивной ло- гикой и поэтому отвергается нами вместе с нею. При этом я вовсе не хочу сказать, что во взгляде, со- гласно которому математика и логика основываются на мышлении, а фактуальные науки —на чувственных вос- приятиях, не имеется зерна истины. Однако то, что в нем есть истинного, почти не оказывает влияния на рассмотрение интересующей нас эпистемологической проблемы. И действительно, вряд ли какая-нибудь дру- гая эпистемологическая проблема так сильно пострада- ла от смешения психологии и логики, как проблема ба- зиса высказываний об опыте. Немногих мыслителей проблема базиса опыта волновала столь глубоко, как Фриза [28]. По его уче- нию, если мы хотим избежать догматического принятия научных высказываний, то должны уметь их оправды- вать. Если к тому же мы требуем оправдания основа- тельными в логическом смысле аргументами, то нам придется принять воззрение, согласно которому выска- зывания могут быть оправданы только при помощи вы- сказываний. В результате требование логического оправ- дания всех высказываний (характеризуемое Фризом как «пристрастие к доказательствам») необходимо ведет к бесконечному регрессу. Если же мы желаем избежать и опасности догматизма, и угрозы бесконечного регрес- са, то единственно возможным выходом для нас ока- зывается обращение к психологизму, то есть к учению о том, что высказывания могут быть оправданы не толь- ко при помощи высказываний, но также и посредством чувственного опыта. Столкнувшись с такой трилеммой: или догматизм, или бесконечный регресс, или психоло- гизм ·— Фриз, а вместе с ним почти все эпистемологи, стремящиеся объяснить наше эмпирическое знание, вы- брали психологизм. По мысли Фриза, в процессе чув- ственного опыта мы получаем «непосредственное зна- ние» (ср., например, [47, с. 102]), которое позволяет нам оправдывать наше «опосредованное знание», то есть знание, выраженное при помощи символов неко- торого языка. Это же опосредованное знание включает, конечно, и высказывания науки. Обычно при исследовании этой проблемы не захо- дят так далеко. В эпистемологических учениях сенсуа- лизма и позитивизма положение о том, что эмпириче- ские научные высказывания «говорят о нашем чувствен- ном опыте»1, считается само собой разумеющимся. Дей- ствительно, как же мы можем приобрести знание о фактах, если не через чувственное восприятие? Само по себе человеческое мышление не может прибавить ни йоты к нашему знанию мира фактов. Таким образом, чувственный опыт должен быть единственным «источни- ком знания» для всех эмпирических наук. Все, что мы знаем о мире фактов, должно, следовательно, быть вы- разимо в форме высказываний о нашем чувственном опыте. Какого цвета этот стол — голубого или зелено- го,— можно установить, только обратившись к нашему 1 Я здесь почти дословно следую изложению Франка и Гана (см. Далее разд. 27). чувственному опыту. Выражаемое в таком опыте не- посредственное чувство убежденности позволяет нам отличить истинное высказывание, термины которого соответствуют опыту, от ложного высказывания, терми- ны которого не соответствуют ему. Наука в таком слу- чае есть просто попытка классифицировать и описывать такое перцептивное знание, те непосредственные вос- приятия, в истинности которых мы не можем сомне- ваться; иначе говоря, наука — это систематическое пред- ставление наших, непосредственных убеждений. Это учение, по моему мнению, терпит крах при рас- смотрении проблем индукции и универсалий. Мы про- сто не можем сформулировать научное высказывание, которое не выходило бы далеко за пределы того, что с достоверностью может быть познано «на основе непо- средственного чувственного опыта». (Этот факт может быть назван «трансцендентностью, внутренне при- сущей любому описанию».) В каждом описании исполь- зуются универсальные имена (символы, понятия); каж- дое высказывание по своему характеру является тео- рией, гипотезой. Высказывание «Здесь имеется стакан воды» нельзя опытным путем верифицировать при по- мощи наблюдения. Причина этого состоит в том, что входящие в это высказывание универсалии не могут быть соотнесены с каким-либо специфическим чувствен- ным опытом. («Непосредственное восприятие» только однажды дано «непосредственно», оно уникально.) При помощи слова «стакан» мы, к примеру, обозначаем физические тела, демонстрирующие определенное зако- носообразное поведение; то же самое справедливо и для слова «вода». Универсалии не могут быть сведены к классам восприятий, они не могут быть «составлены»2. 26. О так называемых «протокольных предложениях» Обсуждавшееся в предыдущем разделе воззрение, которое я назвал «психологизмом», до сих пор, как мне представляется, служит опорой современной теории эмпирического базиса, даже если ее защитники и не говорят о восприятиях и чувственном опыте, а вместо этого — о «предложениях», которые представляют чув- 2 Ср. прим. 4 в гл. IV и относящийся к нему текст. * Термин «составленный» («constituted») принадлежит Карнапу. ственный опыт. Такие предложения названы Нейратом и Карнапом [54; 11; 12] протокольными предложе- ниями3. До них подобной теории ранее придерживался Рай- нингер. В качестве отправной точки ему послужил во- прос: в чем заключается соответствие или.согласие между высказыванием, с одной стороны, и фактом или положением дел, которое оно описывает, — с другой? Он пришел к заключению, что высказывания могут сравниваться только с высказываниями. Согласно это- му взгляду, соответствие некоторого высказывания фак- ту есть не что иное, как логическое соответствие между высказываниями, принадлежащими разным уровням универсальности. Иначе говоря, это «соответствие вы- сказываний более высокого уровня другим высказыва- ниям со сходным содержанием и в конечном итоге вы- сказываниям, регистрирующим восприятия» [80, с. 134]. (Их Райнингер иногда называет «элементарными вы- сказываниями» [80, с. 132].) Карнап начинает с несколько иного вопроса. Выдви- гаемый им тезис заключается в том, что все философ- ские исследования имеют дело с «формами речи» [11, с. 435]. Логика науки должна исследовать «формы языка науки» [13, с. 228]. Она говорит не о (физиче- ских) «объектах», а о словах, не о фактах, а о пред- ложениях. Этому правильному, «формальному способу речи» Карнап противопоставляет обычный или, как он его называет, «материальный способ речи». Во избежа- ние путаницы материальный способ речи следует ис- пользовать только в тех случаях, когда имеется воз- можность перевести его в правильный, формальный спо- соб речи. Это воззрение, с которым я могу согласиться, ведет далее Карнапа (как и Райнингера) к утверждению о том, что в логике науки нам не следует говорить о про- верке предложений при помощи сравнения их с поло- жениями дел или чувственным опытом; в логике науки можно говорить только о проверке предложений путем их сравнения с другими предложениями. И тем не ме- нее Карнап в действительности остается верным основ- ным идеям психологического подхода к рассматриваемой проблеме. Все, что он делает, состоит в переводе этих Этот термин предложен Нейратом (см., например, [54, с. 393]). идей в «формальный способ речи». Оп говорит, что предложения науки проверяются «при помощи прото- кольных предложений» [11, с. 437], но, поскольку эти последние понимаются как высказывания или предло- жения, «которые не нуждаются в подтверждении, а служат базисом для всех других предложений науки», все это сводится — в терминах обычного, «материаль- ного» способа речи — к утверждению о том, что про- токольные предложения относятся к «данному» — к «чувственным данным». Протокольные предложения (как указывает сам Карнап) описывают «содержание непосредственного опыта или феномены и, следователь- но, простейшие познаваемые факты» [11, с. 438]. Ска- занное достаточно четко показывает, что теория прото- кольных предложений есть не что иное, как психоло- гизм, переведенный в формальный способ речи. Почти то же самое можно сказать и о воззрениях Нейрата [55]4. Он требует, чтобы такие слова, как «восприни- мать», «видеть» и т. п., входили в протокольные пред- ложения вместе с полным именем его автора. Прото- кольные предложения, как указывает сам термин, долж- ны быть записями или протоколами непосредственных наблюдений или восприятий. Подобно Райнингеру [80, с. 133], Нейрат утверж- дает, что перцептивные высказывания, регистрирующие чувственный опыт, то есть протокольные предложения, не являются непреложными, а напротив, иногда могут отбрасываться. Он выступает [55, с. 209] против воз- зрения Карнапа (впоследствии пересмотренного послед- ним [13]5), согласно которому протокольные предложе- ния являются окончательными и не нуждаются в под- тверждении. Однако, в то время как Райнингер описы- вает метод проверки «элементарных» высказываний, ес- ли относительно них возникают сомнения, при помощи других высказываний, а именно — метод выведения и проверки следствий, Нейрат не предлагает такого мето- да. Он только замечает, что мы имеем право или «вы- черкнуть» противоречащее некоторой системе протоколь- ное предложение, или «принять его и модифицировать 4 Нейрат привадит следующий пример: «Полное протокольное предложение имеет следующий вид: {Протокол Отто в 3 ч. 17 мин. [Акт мышления-речи Отто имел место в 3 ч. 16 мин.: (в комнате в 3 ч. 15 мин. стоял стол, который наблюдался Отто)]}». 5 Ср. прим. 12 к этой главе. систему таким образом, чтобы при добавлении этого предложения она осталась бы непротиворечивой». Воззрение Нейрата, согласно которому протоколь- ные предложения не являются непреложными, пред- ставляет, по моему мнению, значительный шаг вперед. Однако, кроме замены восприятий высказываниями о восприятиях (что само по себе есть только перевод в формальный способ речи), тезис о возможности пере- сматривать протокольные предложения является един- ственным предложенным Нейратом продвижением впе- ред по сравнению с (восходящей к Фризу) теорией не- посредственности перцептивного знания. Конечно, это шаг в правильном направлении, однако он никуда не ведет, если за ним не следует другой шаг: нам необхо- димо некоторое множество правил, ограничивающих произвольность «вычеркивания» (а также и «принятия») протокольных предложений. Нейрат не формулирует никаких правил такого типа и тем самым невольно вы- брасывает за борт эмпиризм, поскольку без таких пра- вил эмпирические высказывания становятся неотличи- мыми от высказываний любого другого рода. Любая система может быть оправданной, если кому-либо до- зволяется (а по Нейрату, это право предоставляется всем) просто «вычеркнуть» мешающее ему протоколь- ное предложение. Действуя таким образом, можно не только в соответствии с принципами конвенционализма спасти любую систему, но можно при наличии достаточ- ного запаса протокольных предложений даже подтвер- дить ее, -используя показания свидетелей, которые за- свидетельствовали или запротоколировали то, что они видели и слышали. Нейрат избегает одной из форм догматизма, но в то же время позволяет любой про- извольной системе утвердить себя в качестве «эмпири- ческой науки». Таким образом, не так легко установить, какая роль в нейратовской схеме отводится протокольным предло- жениям. В первоначальных воззрениях Карнапа систе- ма протокольных предложений была тем пробным кам- нем, при помощи которого следовало решать судьбу любого утверждения эмпирической науки. Именно по- этому протокольные предложения и должны были быть «неопровержимыми». Только протокольные предложения могут опровергать другие предложения (конечно, пред- ложения, отличные от них самих). Если же они ли- 9-913 129 шаются этой функции и сами могут быть опровергнуты теориями, то для чего же они вообще нужны? Посколь- ку Нейрат не пытается решать проблему демаркации, представляется, что его идея протокольных предложе- ний является только реликтом, пережившим свой век памятником традиционному воззрению, согласно кото- рому эмпирическая наука начинается с восприятий. 27. Объективность эмпирического базиса Я предлагаю рассматривать науку с несколько иной точки зрения, чем та, которая характерна для различ- ных психологистических школ. Я хочу провести четкую разграничительную линию между объективной наукой, с одной стороны, и «нашим знанием» — с другой. Я готов допустить, что только наблюдение может дать нам «знание о фактах» и что (по словам Гана) мы можем «узнавать о фактах только при помощи на- блюдения» [32, с. 19, 24]. Однако такое осознание, такое наше знание не оправдывает и не устанав- ливает истинности ни одного высказывания. Я не ду- маю, следовательно, что вопрос «на чем основывается наше знание или, точнее говоря, как я, получив вос- приятие S, могу оправдать мое описание его и оградить это описание от сомнений?»6 является тем вопросом, который должна задавать эпистемология. Эпистемология не занимается этим вопросом и в том случае, если мы заменим термин «восприятие» на «протокольное предло- жение». С моей точки зрения, вопрос, который должна задавать эпистемология, звучит скорее так: как мы про- веряем высказывания по их дедуктивным следствиям?*7 И какого рода следствия мы можем отобрать для этой цели, учитывая, что они в свою очередь, должны быть интерсубъективно проверяемы? К настоящему времени такого рода объективный и непсихологический подход завоевал достаточно широкое признание по отношению к логическим, или тавтологи- ческим, высказываниям. А ведь еще не так давно логи- ка считалась наукой о мыслительных процессах и их законах —законах нашего мышления. С этой точки зре- 6 Ср., например, работу Карнапа [9, с. 15]. —Курсив мой. *7 В настоящее время я сформулировал бы этот вопрос следую- щим образом: каковы наилучшие способы критики наших теорий (ги- потез, догадок), а не защиты их против сомнений? Конечно, провер- ка, с моей точки зрения, всегда была частью критики. ния для логики не находилось другого оправдания, кро- ме принятия предположения о том, что мы просто неспособны мыслить иначе. Логический вывод считал- ся оправданным, потому что он воспринимался как не- обходимость мышления, как чувство вынужденности мыслить определенным образом. Теперь в области ло- гики такой психологизм, пожалуй, является дел'ом про- шлого. Сегодня никому не придет в голову оправдывать правильность логического вывода или ограждать его от сомнений, написав рядом с ним на полях следующее протокольное предложение: «Протокол: Сегодня, про- веряя данную цепочку выводов, я испытал острое чув- ство убежденности». Однако, как только мы переходим к эмпирическим высказываниям науки, положение резко меняется. В этой сфере все убеждены, что эмпирические высказы- вания основываются на отдельных актах нашего чув- ственного опыта, таких, как восприятия, или, исполь- зуя формальный способ речи, на протокольных предло- жениях. Большинство людей, конечно, понимает, что любая попытка обосновывать логические высказывания, исходя из протокольных предложений, есть проявление психологизма. Но тем не менее при переходе к эмпири- ческим высказываниям такой способ рассуждения вы- ступает в наше время под именем «физикализма». Од- нако я думаю, что и высказывания логики, и высказыва- ния эмпирической науки находятся в одинаковом поло- жении. Наше знание, которое может быть несколько неопределенно описано в виде системы диспозиций и поэтому представлять интерес для психологии, и в том и в другом случае может сопровождаться чувством уверенности или убежденности. Это может быть в од- ном случае чувство вынужденности мыслить определен- ным образом, в другом — чувство «перцептивной уве- ренности». Однако подобные соображения представ- ляют интерес только для психолога. Они даже не за- трагивают проблем логических связей между научны- ми высказываниями — единственное, что интересует эпистемолога. (Существует широко распространенное убеждение в том, что высказывание «Я вижу, что стоящий здесь стол бел» с точки зрения эпистемологии обладает неко- торыми важными преимуществами по сравнению с вы- сказыванием «Стоящий здесь стол бел». Однако с точ- 9* 131 ки зрения оценки применимых к нему возможных объ- ективных проверок первое высказывание, в котором речь идет обо мне, представляется не более надежным, чем второе, говорящее о стоящем здесь столе.) Существует только один способ убедиться в правиль- ности цепочки логических рассуждений. Состоят он в преобразовании этой цепочки в форму, в которой она наиболее легко проверяема. Мы разбиваем эту цепоч- ку на множество мелких шагов, каждый из которых легко проверить любому человеку, который владеет ма- тематическим или логическим методом преобразования предложений. Если же и после этого у кого-нибудь еще остаются сомнения, то мы можем попросить его указать ошибку в каком-либо из шагов доказательства или по- размыслить надо всем этим еще раз. В отношении эмпи- рической науки положение во многом сходно. Любое эмпирическое научное высказывание можно представить (описывая ход эксперимента и т. п.) таким образом, чтобы каждый, кто знает соответствующую методику, мог проверить его. И если в результате он отвергнет данное высказывание, то мы не будем удовлетворены, если он при этом сошлется только на испытываемое им чувство сомнения или чувство убежденности, основы- вающееся на его восприятиях. Напротив, он должен сформулировать утверждение, противоречащее нашему высказыванию, и указать, как его можно проверить. Если же он не сумеет этого сделать, то нам не остает- ся ничего иного, как попросить его еще раз, и возмож- но более тщательно, понаблюдать за нашим экспери- ментом и вновь поразмыслить обо всем этом. Утверждение, которое по своей логической форме не является проверяемым, в лучшем случае может функ- ционировать внутри науки как стимул — оно способно выдвигать ту или иную проблему. Из области логики и математики в качестве иллюстрации такой ситуации можно назвать проблему Ферма, а из области истории природы — сообщения о морских змеях. Наука не ут- верждает, что указанные сообщения безоснователь- ны: что Ферма ошибался, а все сообщения о наблю- давшихся морских змеях являются ложью. Она просто откладывает свое суждение по поводу этих утвержде- ний8. Ср. наши замечания об «оккультных эффектах» в разд. 8. Науку можно рассматривать с самых различных то- чек зрения, а не только с точки зрения эпистемологии. Так, мы можем рассматривать ее как биологический или социологический феномен. Как таковая она могла бы быть описана в качестве орудия или инструмента, сравнимого, пожалуй, с некоторыми механизмами, ис- пользуемыми в промышленности. Наука может рас- сматриваться и как средство производства — как но- вейшее достижение в «побочном производстве»9. Даже с этой точки зрения наука не более тесно связана с «на- шим опытом», чем другие орудия или средства произ- водства. И даже если мы будем рассматривать науку как средство удовлетворения наших интеллектуальных потребностей, то ее связь с нашим чувственным опытом не будет в принципе отличаться от аналогичной связи с ним любой другой объективной структуры. Не будет неправильным, конечно, утверждение о том, что наука является «инструментом», предназначенным «на осно- вании непосредственного или данного чувственного опыта предсказывать последующий опыт и даже, на- сколько это возможно, контролировать его» [26, с. I]*10, Однако я не думаю, что такие утверждения об опыте проясняют нашу проблему. Вряд ли они достигают цели в большей степени, чем, скажем, неошибочное описание буровой вышки посредством утверждения о том, что она предназначена давать нам определенные восприя- тия — не нефть, а скорее вид и запах нефти, не деньги, а скорее чувство обладания деньгами. 28. Базисные высказывания Я уже кратко упоминал о той роли, которую базис- ные высказывания играют в рамках защищаемой мною эпистемологической теории. Мы нуждаемся в них для того, чтобы решить, следует ли некоторую теорию назы- вать фальсифицируемой, то есть эмпирической (см. разд. 21). Нуждаемся мы в них и для подкрепления фальсифицирующих гипотез, а значит, и для фальсифи- кации теорий (см. разд. 22). Базисные высказывания, как было сказано ранее, должны удовлетворять следующим условиям: (а) из 9 Этот термин («Produktionsumweg») принадлежит Бём-Баверку. *10 Об инструментализме см. прим. *1 к гл. III. универсального высказывания без начальных условий нельзя вывести ни одного базисного высказывания*1 1, (Ь) универсальное высказывание и базисное высказы- вание могут противоречить друг другу. Условие (Ь) может быть выполнено, только если имеется возмож- ность вывести отрицание базисного высказывания из той теории, которой это высказывание противоречит. Отсюда и из условия (а) следует, что базисное высказы- вание должно иметь такую логическую форму, чтобы его отрицание в свою очередь не могло бы быть базис- ным высказыванием. *" Когда я писал это, я считал достаточно очевидным, что из одной теории Ньютона без начальных условий нельзя вывести ни од- ного высказывания, имеющего свойства высказывания наблюдения (и, следовательно, конечно, ни одного базисного высказывания). К. несчастью, оказалось, что этот факт и его следствия, относящиеся к проблеме высказываний наблюдения, или «базисных высказываний», не были в достаточной мере оценены некоторыми из критиков моей книги. Поэтому я считаю необходимым дополнительно высказать здесь несколько замечаний. Прежде всего, чистое всеобщее высказывание, скажем «Все ле- беди белые», не имеет никаких наблюдаемых следствий. Это легко заметить, если поразмыслить над фактом, что высказывания «Все лебеди белые» и «Все лебеди черные», конечно, не противоречат друг другу, но из них, взятых вместе, просто следует, что лебедей не существует. Последнее, очевидно, не является высказыванием наблю- дения и даже не может быть «верифицировано». (Односторонне фальсифицируемое высказывание типа «Все лебеди белые», кстати, имеет ту же логическую форму, что и высказывание «Не существу- ет лебедей», поскольку оно эквивалентно высказыванию «Не сущест вует небелых лебедей».) Согласившись со сказанным, мы сразу же увидим, что сингу- лярные высказывания, которые могут быть выведены из чисто уни- версальных высказываний, не могут быть базисными. Я имею в виду высказывания типа: «Если существует лебедь в месте k, то сущест- вует белый лебедь в месте /г» (или, иначе говоря, «В месте k либо не существует лебедей, либо существует белый лебедь»). Вместе с тем мы сразу же замечаем, почему эти «подстановочные высказывания» (как их можно назвать) не являются базисными высказываниями Причина заключается в том, что эти подстановочные высказывания не могут играть роли проверочных, высказываний (или потенциальных фальсификаторов), а именно эту роль, как мы предполагаем, долж- ны играть базисные высказывания. Если бы мы рассматривали под- становочные высказывания в качестве проверочных высказываний, то мы бы получили для каждой теории (и, следовательно, для высказы- ваний «Все лебеди белые» и «Все лебеди черные») огромное (в дейст- вительности бесконечное) число верификаций, поскольку в качестве факта мы приняли бы, что в большей части мира вообще не существует лебедей. Поскольку «подстановочные высказывания» выводимы из уни- Мы уже встречались с высказываниями, логическая форма которых отличается от логической формы их от- рицаний. Это — универсальные и экзистенциальные вы- сказывания; они являются отрицаниями друг друга и различаются по своей логической форме. Сингулярные высказывания могут быть образованы аналогичным об- разом. Так, высказывание «Существует ворон в про- странственно-временной области k» отлично не только по лингвистической, но и по своей логической форме от высказывания «Не существует воронов в пространствен- но-временной области k». Высказывания вида «Суще- ствует то-то и то-то в области k» или «Такое-то и та- кое-то событие имеет место в области k» (см. разд. 23) могут быть названы «сингулярными экзистенциальными высказываниями», или «сингулярными высказываниями о существовании». А высказывания, которые получаются при отрицании последних, например «Не существует то- го-то и того-то в области k» или «Событие такого-то и такого-то рода не имеет места в области k», можно на- звать «сингулярными неэкзистенциальными высказыва- ниями» или «сингулярными высказываниями о несущест- вовании». Теперь мы можем сформулировать еще одно правило для базисных высказываний: базисные высказывания имеют форму сингулярных экзистенциальных высказы- ваний. Это правило означает, что базисные высказы- вания выполняют условие (а), поскольку сингулярное экзистенциальное высказывание никогда не может быть выведено из строго универсального высказывания, то есть из строгого высказывания о несуществовании. Они также выполняют условие (Ь) — это совершенно ясно из того факта, что из каждого сингулярного экзистен- версальных, их отрицания должны быть потенциальными фальсифи- каторами, и такие отрицания, следовательно, могут быть базисными высказываниями (конечно, в том случае, если выполняются условия, которые будут сформулированы нами далее). Подстановочные же высказывания vice versa имеют форму отрицания базисных высказы- ваний (см. также прим. *9 в гл. X). Интересно отметить, что базис- ные высказывания (которые слишком определенны для того, чтобы быть выводимыми из одних только универсальных законов) имеют большее информативное содержание, чем их подстановочные отри- цания; это означает, что содержание базисных высказываний пре- восходит их логическую вероятность (поскольку оно должно превы- Таковы некоторые соображения, лежащие в основе моей теории логической формы базисных высказываний (см. также [71, с. 386]). циального высказывания можно вывести чисто экзи- стенциальное высказывание, просто опустив все указа- ния на какую-либо конкретную пространственно-времен- ную область. Чисто же экзистенциальное высказывание действительно может противоречить той или иной теории. Следует заметить, что конъюнкция двух базисных высказываний p и г, не противоречащих друг другу, в свою очередь является базисным высказыванием. Иног- да мы даже можем получить базисное высказывание, присоединяя одно базисное высказывание к другому высказыванию, не являющемуся базисным. Например, можно построить конъюнкцию базисного высказыва- ния г— «Существует стрелка прибора в месте и» с син- гулярным высказыванием о несуществовании с — «Не существует движущейся стрелки прибора в месте k», поскольку очевидно, что конъюнкция г-р («г и не-р») двух этих высказываний эквивалентна сингулярному экзистенциальному высказыванию «Существует по- коящаяся стрелка прибора в месте и». Отсюда следует, что если нам дана теория t и начальные условия г, из которых мы выводим предсказание р, то высказывание г-р будет представлять собой фальсификатор теории и, следовательно, являться базисным высказыванием. (С другой стороны, условное высказывание г — >р, то есть «Если г, то р», уже не является базисным, по- скольку оно эквивалентно отрицанию базисного выска- зывания, а именно отрицанию г-р.} Таковы формальные требования к базисным выска- зываниям, которые выполняются всеми сингулярными экзистенциальными высказываниями. В дополнение к перечисленным требованиям базисное высказывание должно также выполнять одно материальное требова- ние, относящееся к событию, которое, как утверждает- ся в базисном высказывании, совершается в месте k. Это событие должно быть «наблюдаемым», то есть ба- зисное высказывание должно быть интерсубъективно проверяемым посредством «наблюдения». Поскольку базисные высказывания являются сингулярными вы- сказываниями, это требование может, очевидно, отно- ситься только к наблюдателям, которые соответствую- щим образом размещены в пространстве и времени (этот тезис я не буду обсуждать более подробно). , После сказанного, несомненно, может возникнуть впечатление, что, требуя наблюдаемости, я в конце кон- цов позволил психологизму незаметно проскользнуть в мою теорию. Однако это не так. Конечно, можно ин- терпретировать понятие наблюдаемое событие в психо- логическом смысле. Однако я использую это понятие в таком смысле, который позволяет заменить его ira поня- тие «событие, характеризующееся положением и дви- жением макроскопических физических тел». Говоря бо- лее точно, мы можем требовать, чтобы каждое базис- ное высказывание являлось или высказыванием об от- носительном положении физических тел, или было бы эквивалентно некоторому базисному высказыванию та- кого «механистического», или «материалистического», рода. (То, что это допущение практически реализуемо, обусловлено тем фактом, что интерсубъективно прове- ряемая теория является также и интерсенсуально проверяемой [11, с. 445]. Иначе говоря, проверки, осно- ванные на восприятии одного из наших органов чувств, можно в принципе заменить проверками, основанными на других органах чувств.) Таким образом, обвинение в том, что, обращаясь к наблюдаемости, я украдкой вновь допустил психологизм, имеет не больше силы, чем обвинение в том, что я впал в механицизм, или мате- риализм. Это показывает, что моя теория в действи- тельности совершенно нейтральна и что на нее не стоит наклеивать ни один из этих ярлыков. Все это я говорю только для того, чтобы спасти термин «наблюдаемый» — в том смысле, как я использую его, — от позорного пятна психологизма. (Наблюдения и восприятия могут иметь психологический характер, но наблюдаемость не имеет такого характера.) Я не собираюсь определять терми- ны «наблюдаемый» или «наблюдаемое событие», хотя вполне готов разъяснить их при помощи как психологи- ческих, так и механистических примеров. Я считаю, что эти термины следует вводить как неопределяемые тер- мины, которые становятся достаточно точными в ходе их использования, то есть как некоторые исходные по- нятия, использованию которых эпистемолог должен на- учиться во многом так же, как он должен научиться использованию термина «символ», или как физик — ис- пользованию термина «точечная масса». Таким образом, используя материальный способ речи, мы можем сказать, что базисные высказывания являют- ся высказываниями, утверждающими, что наблюдаемое событие происходит в некоторой конкретной области пространства и времени. Различные термины, исполь- зуемые в этом определении, за исключением исходного термина «наблюдаемое», достаточно точно были разъяс- нены в разд. 23; термин «наблюдаемое» является неоп- ределяемым, но, как мы.только что убедились, он также может быть разъяснен довольно точно. 29. Относительность базисных высказываний. Решение трилеммы Фриза Каждая проверка теории, заканчивающаяся ее под- креплением или ее фальсификацией, должна остановить- ся на том или ином базисном высказывании, которое мы решаем принять. Если мы не придем к какому-либо решению по этому вопросу и не примем то или иное базисное высказывание, то такая проверка не даст ни- какого результата. Однако с логической точки зрения ситуация в ходе проверки никогда не складывается так, чтобы вынудить нас остановиться на данном конкрет- ном базисном высказывании, а не на другом, или за- ставить нас вообще прекратить проверку. Дело в том, что любое базисное высказывание в свою очередь снова может быть подвергнуто проверкам с использованием в качестве пробного камня любого базисного высказы- вания, выводимого из первого с помощью некоторой теории (либо той, которая проверяется, либо другой). Эта процедура не имеет естественного конца12. Таким образом, для того чтобы проверка привела к опреде- ленному результату, нам ничего не остается, как оста- 12 Ср. [13, с. 224]. Я могу принять содержащееся в этой работе Карнапа сообщение о моей теории, за исключением нескольких не слишком важных деталей. К ним относятся, во-первых, карнаповское предположение о том, что базисные высказывания (называемые Кар- напом «протокольными высказываниями») являются исходными эле- ментами, из которых строится наука; во-вторых, его замечание (с. 225), что протокольные высказывания могут быть подтверждены «с такой-то и такой-то степенью достоверности», и, в-третьих, мнение Карнапа о том, что «высказывания о восприятиях» составляют «рав- ноценные связи в цепи» и что именно к этим высказываниям о вос-
|