Джнана (Знание).
Комментарии второго периода (1960-1961)
13. — Они сказали мне: «Все это галлюцинации». Я спросил, что же такое галлюцинация, и узнал, что этим словом обозначают субъективное или психическое переживание, которому не соответствует никакая объективная или физическая реальность. Тогда я сел и подивился чудесам человеческого разума.
Что же имел ввиду Шри Ауробиндо под словами «чудеса человеческого разума»? В этом афоризме под словом «Они» имеются ввиду материалисты, ученые и вообще все те, что верят только в физическую реальность (реальность в физическом понимании), и считают человеческий разум единственным непогрешимым судьей. Далее он говорит о восприятии в мирах, отличных от материального мира, о восприятии того, что мы видим не органами чувств, об опыте, который мы постигаем в сфере таинственного путем чувственного восприятия витального мира в блаженстве присутствия Всевышнего. Именно при обсуждении таких вопросов Шри Ауробиндо употребил выражения «галлюцинации». Если вы поищете в словаре понятие «галлюцинация», вы найдете такое определение «болезненное ощущение, создаваемое нереальным объектом; безобъектное восприятие». Шри Ауробиндо интерпретирует это определение и дает более точное: «Субъективный или физический опыт, который не соответствует ни объекту, ни физической реальности». Не может быть лучшего определения для этих явлений из области внутреннего сознания, являющихся наиболее ценными для человеческой личности и превращающих его в нечто большее, чем просто мыслящее существо. Человеческий разум столь ограничен, столь приземлен, столь высокомерно невежественен, что стремится дискредитировать уничижительными эпитетами даже те способности, которые открывают путь к более высокой и более прекрасной жизни для человека. И видя это упорное непонимание, неприятие, Шри Ауробиндо иронизирует над такими «чудесами человеческого разума». Потому что энергия, затрачиваемая на превращение правды в подобную ложь, это «чудо». 5 января 1960 г.
Примечание: следует заметить, что в этом разделе даты большей частью соответствуют записанным вопросам. Иногда Мать давала ответы значительное время спустя, и не датировала ответ. В конце раздела помещены некоторые вопросы (с ответами), заданные в устной форме.
Галлюцинация — это научный термин, который обозначает редкие проблески истин, обычно скрытых от нас ввиду нашей чрезмерной поглощенности материей; случайная комбинация искусных мазков художника — высочайшего и универсального Разума, который в своем сознательном бытии задумал и, как на холсте, воплотил этот мир.
— Что означает здесь слово «художник»? Здесь Шри Ауробиндо сравнивает работу Верховного Владыки, созидателя Вселенной, с работой художника, пребывающего в своем сознательном бытии и смелыми мазками создающего картину мира на полотне. А когда он наносит один «любопытный штрих» на другой, возникает «совпадение». Обычно под этим словом мы имеем ввиду бессознательный, не содержащий смысла случай. Шри Ауробиндо стремится заставить нас понять, что термины «случай» и «бессознательный» ничего общего с этим явлением не имеют; наоборот, совпадение — результат утонченности вкуса и сознания такого вида, которым обладает артист, и оно может раскрывать глубокое намерение. 12 января 1960 г.
То, что люди называют галлюцинацией, есть отражение в уме и чувствах того, что лежит за пределами нашего обычного рассудочного и чувственного восприятия; суеверие же возникает в силу неверного истолкования умом этих отражений. Других галлюцинаций не существует.
— Можно ли сравнить видения и галлюцинации? — Видение — это восприятие (с помощью органов зрения) явлений, реально существующих в том мире, который соответствует органу, воспринимающему видение. Например, витальной плоскости индивида соответствует космический мир витального. Когда человек имеет достаточное общее развитие, он имеет и индивидуализированное витальное существо (со своим слухом, зрением, обонянием и т.д.) Поэтому человек с хорошо развитым витальным существом может сознательно видеть что-то в пределах витального мира с помощью своего витального зрения и запоминать то, что он увидел. Это и называется видением. То же самое можно сказать и обо всех скрытых мирах — витальном, ментальном, сверхразумном, супраментальном — и обо всех промежуточных мирах и сферах бытия. И в этим сферах человек может иметь видения витальные, ментальные, сверхразумные, супраментальные и т. д. С другой стороны, Шри Ауробиндо говорит, что то, что называется галлюцинацией, это отражение в уме или в физических ощущениях того, что лежит за пределами нашего ума или наших обычных чувств, поэтому это не непосредственное видение, а опосредованное изображение того, что обычно не понято или не объяснено нами. Характер неопределенности создает впечатление нереальности, а за ним и всевозможные предрассудки. Вот почему «серьезные» или считающие себя таковыми люди не придают никакого значения этим явлениям и называют их галлюцинациями. И все же у тех, кто интересуется оккультными явлениями, такой тип восприятия часто предшествует возникновению способности видения, которое может находиться пока еще в стадии становления. Но вы должны быть осторожны и не спутать это с истинным видением. Потому что, я повторяю, эти явления чаще всего происходят в состоянии полного неведения, часто сопровождаются сильным страхом и неверно интерпретируются, не говорю уже о случаях с непорядочными людьми, которые в свои рассказы о видениях привносят такие детали и подробности, которых и быть не могло, тем самым дискредитирую эти явления в мнении разумных и вдумчивых людей. Вот поэтому мы оставляем слово «видение» для обозначения опыта, получаемого осознанно и искренне. Тем не менее, в обоих случаях, и при «галлюцинации», и при «видении» то, что мы видим, действительно соответствует реальности, но иногда искаженно толкуется. 20 января 1960 г.
Не уподобляйся множеству нынешних спорщиков, погребающих мысль под мудреными словами или усыпляющих ищущего чарами формул и ученого языка. Ищи непрестанно; найди причину того, что кажется поверхностному взгляду простой случайностью или иллюзией.
— Каким путем можно найти причину явления? Если мы попытаемся сделать это с помощью разума, то не будет ли при этом построена другая иллюзия, являющая собой завесу, скрывающую Истину?
— Существует много плоскостей или уровней ума, начиная с зоны физического ума, нижней зоны ординарного мышления, полного ошибок, невежества, фальши, — до зоны высшего ума, воспринимающего в форме интуиции лучи супраментальной Истины. Между этими двумя крайними зонами размещено бесчисленное количество промежуточных зон, которые налагаются и влияют друг на друга. В одной из нижних зон размещен практический разум, здравый смысл, которым так гордится человек и который с точки зрения ординарной личности представляется средоточием мудрости, хотя он и действует целиком в области невежества. К этой области практического разума принадлежат «многосложные», пространные выражения, о которых рассказывает Шри Ауробиндо, все эти общие места и клише, все эти штампованные фразы, имеющие хождение среди людей и используемые для того, чтобы изобразить себя знающим или возомнить мудрецом. Шри Ауробиндо предостерегает нас против такого банального и примитивного образа мышления, когда перед нами встает новое или неожиданное для нас явление, и мы делаем попытку объяснить его. Он учит нас постоянному поиску, неустанному поиску с помощью нашего интеллекта в наивысшем смысле слова, интеллекта, стремящегося к познанию истинной причины вещей; он учит нас продолжать свой поиск, не удовлетворяться легкими и расхожими объяснениями до тех пор, пока мы не откроем скрытую и верную правду. И вот тогда мы и обнаружим, что за всем, даже за тем, что представляется нам случаем и иллюзией, стоит сознательная воля, призванная выражать Божественное Видение. 27 января 1960 г.
17. — Кто-то постановил, что Бог должен быть таким-то и таким-то, или это не Бог. По-моему же, мне дано лишь познать, что есть Бог, и я не понимаю, как можно указывать Ему, каким Ему быть. Ибо где тот образец, по которому мы можем судить о Нем? Подобные суждения порождены безумием нашего эгоизма.
— Даже когда мы испытали отождествление с Богом, разве возможно познать его, тем более нашим физическим умом?
— После того, как мы сознательно отождествим себя с Божественным, все бытие, даже в его внешних проявлениях — ментальном, витальном, физическом — претерпевает последствия этого отождествления, и имеют место изменения, воспринимаемые иногда даже в физическом облике. Оно влияет и на мысли, и на чувства, и на ощущения и даже не действия. Иногда на существе лежит печать конкретного и постоянного Божественного присутствия, во всех отношениях. Но нельзя сказать, что мы познаем Бога физическим умом, потому что сам путь познания, характерный для нашего ума, чужд всему Божественному; и даже можно сказать, противоположен ему. Физический ум сам может воспринять божественное влияние и быть с его помощью преобразован; но до тех пор, пока он остается физическим умом, он не в состоянии ни понять, ни объяснить Бога, и еще менее познать Его, потому что для того, чтобы познать Бога, следует отождествить себя с Ним. А для этого физический ум должен перестать быть тем, чем он в настоящее время является, и следовательно перестать быть самим собой. В нижнем триединстве — ум, витальное и физическое — способность познать Бога может быть достигнута только путем супраментальной трансформации, а это приходит только непосредственно перед конечной реализацией, состоящей в становлении вас божеством. 3 февраля 1960 г.
В этой вселенной нет ничего случайного; понятие иллюзии само по себе есть иллюзия. Человеческий разум до сих пор не породил ни одной иллюзии, которая не содержала бы в себе искаженную истину.
— Что означают слова «понятие иллюзии само по себе есть иллюзия»?
— Мы живем среди иллюзий; ни один мыслящий человек не будет этого отрицать. Но по мнению некоторых, за иллюзией, которой мы видим и которой живем, ничего нет; за ней — ничто, пустота. А по мнению других людей, все то, что мы видим и чувствуем, и вся наша жизнь — это обманчивая и иллюзорная видимость, за пределами которой и внутри которой находится Реальность, вечная Истина, а мы в нашей повседневности ее не видим, но когда попадем в беду и применим определенные методы, то может не только увидеть, но и испытать. В этом афоризме под выражением «идея иллюзии» Шри Ауробиндо имеет ввиду философскую теорию, утверждающую, что материальный мир не имеет реального существования что он всего лишь видимость, создаваемая заблуждением личности и чувств, а когда исчезает заблуждение, одновременно исчезает и мир. Наоборот, Шри Ауробиндо утверждает, что за всей видимостью, даже самой иллюзорной, стоит истина, сознательная воля, которая «руководит» раскрытием вселенной. В процессе этого раскрытия каждое существо, каждое событие, являются одновременно и результатом того, что было раньше, и причиной того, что будет позже. Случай и совпадение — лишь обманчивая видимость, предстающая перед человеческим сознанием, которое и слишком фрагментарно, и слишком ограничено, чтобы увидеть истину. Но эта осязаемая и реальная истина существует за пределами видимости и ее иллюзорного следствия. Шри Ауробиндо говорит нам: «Мир реален; это наше восприятие ложно». 10 февраля 1960 г.
Пока у меня был всеразделяющий ум, я отвращался от многих вещей; после того, как я забыл о нем, я искал по всему миру уродливое и отвратительное, но уже не мог найти ни того, ни другого.
— Действительно ли в мире нет ничего отвратительного и отталкивающего? Только ли наш разум видит все в таком свете?
— Чтобы по-настоящему понять, что имеет ввиду Шри Ауробиндо, вы сами должны обладать тем опытом, когда разум переступает границы; и утвердить ваше сознание в мире более высоком, чем мир ментальных способностей. Потому что именно с высот этого более высокого мира вы сможете увидеть, что, во-первых, все существующее во вселенной — это выражение сути СатЧитАнанды (Бытие-Сознание-Блаженство) и поэтому за любой видимостью, если заглянуть глубоко внутрь, вы воспринимаете СатЧитАнанду, которая являет собой принцип Верховной Красоты. Во-вторых, вы видите, что все в проявленной вселенной относительно, и таким образом, нет красоты, которая показалась бы безобразием по сравнению с красотой более высокой; нет безобразия, которое, возможно, не показалось бы прекрасным по сравнению с еще более ужасным безобразием. Когда вы сможете видеть и чувствовать вышеописанным образом, вы сразу же осознаете исключительную относительность своих впечатлений и их нереальность с абсолютной точки зрения. Однако, пока вы пребываете в рациональном сознании, то естественно, что все, что оскорбляет нашу надежду на совершенство, нашу волю к прогрессу, все, что мы стремимся переступить и превзойти, должно казаться нам безобразным и отталкивающим, и мы стремимся превзойти их в поисках более высокого идеала. И все же это лишь полу-мудрость, весьма далекая от истинной мудрости и кажущаяся мудростью только среди невежества и несознательности. В Истине все разнородно, а Божественное сияет во всех вещах. 17 февраля 1960 г.
|