Я видел дитя, играющее в грязи, и то же самое дитя, умытое матерью и разодетое в пух и прах, и каждый раз поражался его абсолютной чистоте.
— Сможет ли ребенок сохранить свою чистоту, когда вырастет? — Теоретически, есть такая возможность, и люди, выросшие вдали от городов, культуры и цивилизации могут сохранить на протяжении всей своей жизни спонтанную чистоту, чистоту души, незамутненную работой ума. Чистота, о которой говорит здесь Шри Ауробиндо, это чистота инстинктов, которая спонтанно подчиняется импульсам природы, никогда не рассчитывая чего-либо, никогда не сомневаясь, никогда не выясняя, хорошо это или плохо, прав ли человек ли не прав, добродетель это или грех, благоприятен будет результат или неблагоприятен. Все эти моменты играют роль, когда появляется ментальное «я» и начинает занимать доминирующее положение в сознании, замутняя спонтанность души. В современной «цивилизованной» жизни родители и учителя с помощью своих практичных и рациональных «добрых советов» ликвидируют эту спонтанность, которую они называют «несознательностью», и заменяют ее очень маленьким, очень узким, ограниченным ментальным «я»; и человек уходит в себя, переполняется мыслями о недостатках своего поведения, о грехе и наказании за него, или же мыслями о личной выгоде, о расчетах и прибылях; а все эти мысли — неизбежный результат роста витальных желаний, возникающих при репрессиях, страхе и самооправдании. И все же для полноты следует добавить, что поскольку человек — ментальное существо, он в ходе эволюции отбрасывает свою неосознанную и спонтанную чистоту, которая весьма похожа на чистоту животного, и пройдя неизбежный период ментального превращения и потери чистоты, восстает в более высокой и светлой чистоте божественного сознания. 27 апреля 1960 г.
Того, к чему я стремлюсь или что считаю правильным, не происходит; из этого ясно следует, что нет Всемудрого, который управлял бы миром, а есть лишь слепой Случай или жестокий Произвол.
— Для некоторых людей события всегда противоположны их устремлениям, либо их вере в добро. Они часто приходят в отчаяние. Необходимо ли это для прогресса?
Отчаяние никогда не является необходимостью для прогресса; оно всегда знак слабости и тамаса, оно часто указывает на присутствие противоположной силы, то есть, силы, намеренно действующей против Садханы (практики йоги). Поэтому при любых жизненных обстоятельствах вы всегда очень тщательно должны оберегать себя от отчаяния. Кроме того, привычка быть мрачными, замкнутыми в действительности зависит не от внешних событий, а от отсутствия веры в природу. Человек, верящий в природу, а не только в себя, сможет противостоять всем трудностям, всем обстоятельствам, даже самым враждебным, не теряя смелости и не отчаиваясь. Он сражается до конца. Натурам, которым не хватает веры, не хватает и смелости с выносливостью. Шри Ауробиндо говорит, что для человеческих существ степень успеха в физической жизни зависит от степени гармоничности между индивидуальной и вселенской физической природой. У некоторых людей воля спонтанно соответствует природной воле, во всех делах; другие же люди, наоборот, проявляют волю, которая более или менее в разладе с волей космической природы, и они терпят неудачи во всех делах. Что касается вопроса о том, что необходимо для прогресса, то в развивающемся мире для развития прогресса необходимо все; но прогресс индивидов распространяется на значительное число людей и посредством опыта бесчисленного количества людей. О таком прогрессе нельзя судить лишь по одной человеческой жизни. В целом бесспорно, что опыт одной неудавшейся жизни (жизни, состоящей из неудач и поражений) так же полезен для развития души, как и опыт жизни, полной успехов и побед; более того, несомненно, что жизни, бедной событиями — каковым обычно и бывает человеческое существование, где успехи и неудачи, удовлетворение и разочарование, удовольствие и боль, смешиваясь, сменяют друг друга — такая жизнь представляется «естественной» и не требует особых усилий. 4 мая 1960 г.
32. — Атеист — это Бог, играющий с Собою в прятки; но отличается ли от него теист? Что ж, пожалуй, ибо он увидел тень Бога и ухватился за нее.
— Что означают слова «Бог, играющий с Собою в прятки»? — При игре в прятки один прячется, а другой ищет. Таким образом, Бог прячется от атеиста, говорящего: «Бог? Я его не вижу, я не знаю, где он, поэтому он не существует». Но атеист и не знает, что Бог также и в нем; таким образом, это тот Бог, который отрицает свое собственное существование. Разве это не игра? И все же придет день, когда он останется один на один с Богом и будет вынужден признать, что Бог существует. Верующий чувствует свое превосходство над атеистом, но все, в чем он способен ощутить Бога, — это Его тени, и он приникает к этой тени, воображая, что это и есть Бог. Потому что, если бы он поистине знал Бога, то он знал бы, что Бог — повсюду и во всем; и он перестал бы ощущать превосходство над кем бы то ни было. 11 мая 1960 г.
33. — О Вселюбящий, порази меня! Если Ты не сделаешь этого сейчас же, я буду знать, что Ты не любишь меня. — Я этого афоризма не понял.
— Все стремящиеся к божественному совершенству знают, что удары, которые наносит нам Всевышний в бесконечной любви и милости к нам, это безусловный и быстрейший путь привести нас к прогрессу. И чем сильнее удар, тем более мы чувствуем величие божественной Любви. Простые же люди, наоборот, всегда просят Бога подарить им жизнь легкую, приятную и полную успехов. В каждом случае, приносящем им удовлетворение, они видят знак божественной милости; но если такие люди в своей жизни встречаются с несчастьем и неудачами, они жалуются и говорят Господу: «Ты нас не любишь». В противоположность этому грубому и невежественному отношению Шри Ауробиндо и говорит возлюбленному Господу: «Ударь меня, ударь меня сильнее и дай мне почувствовать силу твоей любви». 18 мая 1960 г.
|