Курдская проблема в контексте кризиса в Заливе (1980-2000гг)
Ку́рды — индо-европейский ираноязычный народ, проживающий главным образом на территории Турции, Ирана, Ирака и Сирии. В начале 1979 г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана. В трагическом положении оказались иранские и иракские курды во время Ирано-иракской войны 1980—1988 гг., когда первые пользовались поддержкой Багдада, а вторые — Тегерана; на этой почве происходили вооруженные столкновения между отрядами иракских и иранских повстанцев. В марте 1991 года после поражения иракских войск в ходе войны в Персидском заливе вспыхнуло новое восстание в Иракском Курдистане. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО, действуя по мандату ООН, вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является Масуд Барзани. В это время в Турции возникает Курдская рабочая партия которую возглавил Абдулла Оджалан по кличке «Апо» («Дядя»), отчего её приверженцев называют «апочистами». После военного переворота 1980 г. её члены бежали в Сирию, где, получив помощь от сирийского правительства, начали вооружённую борьбу против турецкого государства под лозунгом «Единого, демократического, независимого Курдистана». Первая вооруженная акция была совершена в 1984 году, к середине 90-х гг. РПК уже обладала армией в несколько тысяч (по её собственным утвержденим до 20 тысяч) «терористы» (партизан) и разветвленными политическими структурами в курдской диаспоре по всему миру. Всего в результате двадцатичетырехлетнего курдско-турецкого противостояния погибло более 35 тысяч человек. В 1998 г. Сирия под нажимом Турции вынуждена была отказаться от поддержки РПК и попросила Оджалана покинуть страну, в противном случае ей грозило военное вторжение со стороны Турции; 15 февраля 1999 года Абдулла Оджалан был захвачен турецкими спецслужбами (при содействии американских и израильских спецслужб) в Кении, судим и приговорен к смертной казни; под давлением курдской диаспоры и мирового сообщества смертная казнь была заменена на пожизненное заключение; в настоящее время Абдулла Оджалан содержится в одиночной тюрьме строго режима на о. Имралы.
30. Формирование внешнеполитического курса ИРИ в 1990-е гг.- нач. XXIв. Концепция “диалога цивилизаций”. В качестве главного из внешних факторов, служивщих предпосылкой для формирования теории диалога цивилизаций следует назвать распад Советского Союза и связанные с ним разрушение биполярной мировой системы, за которыми последовало обострение международной напряженности и нестабильность в различных регионах земного шара. К этому следует добавить обострение проблем, связанных с терроризмом, жертвы которого с каждым годом все больше растут. Сама проблема борьбы против терроризма разрешима лишь при наличии согласованных действий всех государств, народов и цивилизаций, что достижима только путем постоянного и плодотворного диалога. В качестве главной теоретической предпосылки для диалога между цивилизациями по утверждению Хатами выступает религиозное учение. Сама исламская цивилизация формировалась и развивалась, главным образом, на основе учения Корана, которое в течении многих веков выступило в качестве интигрирующего фактора, обединяющего много народов, культур и стран. Присущий исламу дух толерантности призывает сохранит установленные для всего человечества “родственные связи”, осуждает всякие стремления, приводящие к “разрыву связей” между людми, к вражде и конфронтации. Особенность теории “диалога цивилизаций” М. Хатами заключается в том, что он предлагает систематическое, научно и практически обоснованное и целенаправленное использование обмена цивилизациями в целях преодоления барьеров отчуждения между различными игроками мировой политической сцены для предотврашения кризисных ситуаций в мире с учетом современного уровня развития техники, технологии и средств коммуникации и с учетом глобальных проблем угрожающих существованию человечества. Внешняя политика ИРИ в период после Исламской революции и, особенно, в годы президентского правления М.Хатами прошла определенный путь своего эволюционного развития. Устойчивыми факторами, подпитывающими внешнюю политику Ирана являются политическая география страны, ее богатые энергоресурсы и их непосредственная близость от богатейших месторождений энергоносителей, ревностное отношение иранцев к свободе и национальному суверенитету, а также одновременно их склонность к западной науке, технологии и культуре. Но наиболее устойчивым и влиятельным фактром внешнеполитической стратегии Ирана является исламская идеология, основанная на принципе неприсоединения, приоритете исламской солидарности и неприязни к западному и восточному (секуляристическому) образам жизни. В связи с исламской идеологией во внешней политике ИРИ после Исламской рволюции конституционно закреплены такие принципы и приоритеты как суверенное, активное и примерное (образцовое) государство, выступающее для защиты угнетенных и обделенных народов, а также для защиты справедливости и исламского правления во всем мире. На этой основе внешняя политика ИРИ, основанная на принципах реального неприсоединения и исламской идеологии, направлена на обеспечение единства и сплоченности всех мусульманских народов, защиту обездоленных народов народов мира, установлению справедливости и, в перспективе, общемирового правления, основанного на гуманистических идеалах ислама. В последствии жизнь показала несостоятельность некоторых принципов и приоритетов внешнеполитической стратегии ИРИ. Ирано- иракская война, недружественная позиция многих исламских стран, американское эмбарго и присоединение к нему многих европейских и даже части мусульманских стран внесли свои коррективы в дальнейшем следовании указанным принципам. Данная ситуация способствовала пробуждению национального самосознания иранцев, утери некоторых сложившихся традиционных стереотипов об исламской солидарности, а также ослаблению потенциальных позиций Ирана и усилению американского присутствия в регионе. Иран оказался в политической и экономической изоляции выход от которой для страны являлся одной из жизненно важных задач. В этой стуации победа М.Хатами на президентских выборах в 1997 году была своего рода ответом на назревщую необходимость осуществления соответствующих общественных и политических преобразований в стране. Намерения Хатами в области внешней политики основаны на двух взимосвязанных принципах: преодоление конфронтаций в отношениях с другими странами и диалог цивилизаций. Внешнеполитические инициативы президента Хатами, с другой стороны, вызваны такими внутренными необходимостями как геополитическое положение страны и проблемы обеспечения национальной безопасности, нужды социального сектора и повышение политической активности граждан, назревшие проблемы стабилизации экономической структуры страны, выход от состоянии зависимости от экспорта нефти в экономике. А так же необходимости, связанные с междунароной ситуацией следует считать бурный процесс глобализации с главенствующим положением США, технологическую революцию в средствах коммуникации и возрастание взаимозависимости стран в современном мире. Иранские власти все отчетливее осознают, что налаживание добрососедских связей со странми региона, полодотворные и взаимовыгодные контакты со всеми странми мира являются гарантом выхода страны из международной изоляции и успехов в социальной сфере, эеономики и в политической жизни. После вступления на должность президента страны М. Хатами произошли определенные позитивные изменения в отношениях США и стран Европы по отношении к Ирану, которые послужили основой для частичного выхода страны из международной изоляции. Тем не менее, на пути реализации внешнеполитической инициативы Хатами существуют пределенные проблемы, главным образом, внутренного характера, отражающиеся во внешнеполитических прцессах в страны в форме определенных, не соответствующих национальным интересам страны конфронтационных тенденций, в наличии которых во многом ответственна сама иранская дипломатия. Главным препятствием на пути выхода ИРИ из международной изоляции является позиция тех консервативных сил, которые являются сторонниками крайных мер в политике. Они осознают разницу между политическими подходами во втором десятилетии существования исламского правления и в начальным послереволюционным этапе характеризуют как отход от общепринятых исламских ценностных ориентаций и воззрений. Пользуясь своим влиянием и положением в государственных структурах, они создают серьезные препятствия на пути политики преодоления конфронтации президента. Эти препятствия, связанные с воззрениями, имеют прямое отношение к созданию законодательных препятствий, что во многом объясняется отсутствием слаженных дейтсвий и целесообразного разграничения функций между различними ветвями власти в стране. Внешнеполитический курс Хатами, основанный на теории диалога цивилизаций, пока, в основном, осуществляется на культурном и научном уровне, но с учетом сложивщихся тенденций в иранском обществе в и мире можно с уверенностью отметить, что этот курс является единственно верной альтернативой для обеспечения в будущем активных и плодотворных отношений ИРИ со всеми странами мира.
|