Тема 9. Средства и методы конструирования корпоративного имиджа
СПЕЦИФИКА КОРПОРАТИВНОГО ИМИДЖА
Под корпорацией мы понимаем организацию или группу организаций, объединенных общими и формализованными, главным образом экономическими, а также социальными, политическими и иными интересами. Понятие корпорации в большей степени применимо к коммерческой структуре, однако не исключается употребление термина в значениях: «государственная корпорация» и «общественная корпорация». Корпоративная деятельность — усилия, направленные на максимально эффективную реализацию интересов корпорации во внутренней и внешней среде, по отношению к реальным и потенциальным партнерам, а также конкурентам. РR в корпоративном пространстве — действия, направленные на создание, сохранение и усиление тотальной и гармоничной коммуникационной системы, способной производить и распространять послания, призванные обеспечивать: - внутреннюю идентификацию сотрудников, целей и задач корпорации; - оптимальное представление корпорации во внешнем мире; - условия для повышения позитивно и известности корпорации в среде реальных и потенциальных партнеров; - возможности для доминирующего восприятия корпорации целевыми группами по сравнению с восприятием конкурентов.
Определяя понятие корпоративного позиционирования, выделим в нем два основных ракурса: 1) корпоративное позиционирование — гармоничное размещение информации о корпорации, ее товарах, ее людях и событиях в определенных экономических, политических, социально-культурных, исторических, психологических, образовательных и других контекстах; 2) корпоративное позиционирование — сознательно организованное распространение посланий о корпорации в целях продвижения ее адекватного имиджа, создания ей высокой репутации и побуждения целевых групп к желательным для корпорации действиям. В последние десятилетия XX века происходило изменение коммуникационной политики коммерческих структур по отношению к товару и его потенциальным потребителям, так как «реальный» товар постепенно «исчезал», все более замещаясь товаром «виртуальным». Логику этих изменений можно представить следующим образом. На первом этапе развития рынка вообще, равно как и отдельной рыночной отрасли, и рынка отдельного продукта или услуги, осуществляется физиологическое или технологическое удовлетворение потребительского спроса. Другими словами, сначала рынок насыщается новыми продуктами и услугами, а после насыщения развивается за счет того, что производители осуществляют качественное совершенствование этих продуктов и услуг. Второй условный этап развития рынка предполагает, что спрос на отсутствовавшие ранее товары или услуги в принципе удовлетворяется. Тогда возникает необходимость не просто рекламы продукта, но и формулирования уникального торгового предложения (УТП) в виде примерно следующего тезиса: «Есть двадцать видов гоночных лыж, но по своим совокупным качественным характеристикам наши — самые лучшие». Здесь уже не обойтись без информационно-коммуникативных действий (условно называемых РR-действиями), которые помогают рекламе (и сопряженным комплексам sales protion — побуждение к совершению покупок и direkt marketing — установление прямых коммуникаций между производителем и потребителем) в плане непрямого, фонового воздействия на потребителя. Постепенно РR-усилия становятся все более востребованными, вплоть до обеспечения паритета между рекламным блоком и РR. Но потом наступает третий этап, когда мы все чаще и чаще осознаем: торговое предложение, в том числе и самое уникальное, значительно превышает возможности человека сделать рациональный выбор. Вы приходите в магазин и видите 20, 30 или даже 100 сортов пива многих отечественных и зарубежных торговых марок, в том числе по нескольку сортов темного и светлого, слабого, крепкого и безалкогольного. Вы в растерянности.. Что делать производителю и продавцу в этом случае? Один путь — и его, разумеется, нельзя исключать — создавать еще более уникальное УТП. Другой — продвигать товар с помощью организации продаж сопутствующих предметов или аксессуаров. Но и здесь вопрос не заканчивается: происходит смена имиджевых парадигм, что проявляется в подходе к формированию рекламных и РR-сообщений. Суть же нового подхода заключается в трансформации позиции «оцени умом мои хорошие качества» в другую — «полюби меня сердцем», «доверься мне». Итак, реклама — для узнавания, РR — для привлечения и закрепления, для создания системы корпоративных отношений, корпоративного мира, который есть не что иное, как сознательно организованная сеть глобальной коммуникации с целевыми группами, работающая на приобщение групп.к созданному корпоративному миру, призванная формировать к нему чувства доверия, симпатии, любви. Любопытно, что понятие «мир» зачастую употребляется даже не в качестве профессионального термина, а буквально. Например, мы открываем подарочный футляр с ручкой и видим в нем маленький буклетик с вступительными словами: «Добро пожаловать в мир Waterman». Итак, корпоративное позиционирование начинается с товара. Товаром при этом является экономически и в большинстве случаев юридически определенный продукт, услуга, компания, социальный институт, человек. Но наряду с товаром существует еще один термин— «брэнд». Как и в случае с РR, процесс окончательного определения его смысла далек от завершения, поэтому в качестве приемлемой отправной точки воспользуемся «хрестоматийным» определением Ф. Котлера: Брэнд — название, термин, символ или дизайн (либо комбинация всех этих понятий), обозначающие определенный вид товара или услуги отдельно взятого производителя (либо группы производителей) и выделяющие его среди товаров и услуг других производителей. Заметьте: брэнд не товар, а название, термин, символ или дизайн товара. Но если в развитие брэнда вкладываются деньги, значит, он способен: а) дополнять товар; б) частично (а по мере развития все в боль Отсюда корпоративное позиционирование вполне может быть определено как система информационно-коммуникативных процедур по дополнению (замещению) товара брэндом. Возникает интересная вещь: позиционирование начинает переставать быть тем, что производитель делает со своим товаром, — позиционирование превращается в то, что производитель делает с сознанием потенциальных потребителей. Производитель начинает представлять товар таким образом, чтобы он занял в сознании потребителя достойное место, что выгодно отличает этот товар от товара конкурентов. Здесь позиционирование выступает в качестве комплекса информационных действий, с помощью которых данный товар «размещается» в сознании людей вместе с тезисами о том, что он создан специально для них и соответствует их идеалам. Это и означает «исчезновение» товара: оставаясь неизменным на уровне производственного цикла, он в зависимости от предпринятых по отношению к нему «непроизводственных» действий «улучшается» или «ухудшается», «дорожает» или «дешевеет». Но если так, то важнейшей стратегической установкой специалиста по коммуникациям становится управление восприятием (perception management) — изменение отношения к товару (проекту, акции, объекту, руководителю) без изменения их реальной сути. Наряду с другими понятиями имеет смысл тщательно разобраться со сверхпопулярным термином «имидж». Имидж — это заявленная (идеальная) позиция, т.е. такая, которую персона или организация спланировали и намереваются продвигать (продвигают) в целевые группы. Репутация — воспринятая аудиториями (действительная) позиция, «сухой остаток» имиджа. Таким образом, мероприятия по конструированию имиджа — это позиционирование собственной репутации. Любая структура или персона заинтересована в максимальной идентичности этих понятий, в реальности же они в большей или меньшей степени различаются. В начале третьего тысячелетия понимание имиджа расширилось до размеров корпоративного мира-дома и тотального коммуникационного поля вокруг него. Следует заметить: конструирование имиджа — это процесс поиска об ластей пересечения и последующая попытка совмещения двух контекстов. Первый контекст образуют ответы на вопрос «кто мы и что можем?», т.е. дает подробный анализ всех качеств, свойств, возможностей, недостатков и преимуществ организации, продукта, проекта. Второй контекст — общие проблемы, поведенческие мотивы, жизненные ценности, стереотипы, потребности целевых групп или ответы на вопрос «кто они и чего хотят?» Чем в большей степени оба контекста совмещены, тем более прочной и долговечной станет конструкция корпоративного мира-дома.
МИССИЯ, ВИДЕНИЕ, КОРПОРАТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Как и реальный дом, конструкция имиджа будет начинаться с «подземного фундамента», который существует в виде связки «миссия — видение — корпоративная философия». Миссия призвана дать четкий ответ на вопрос о том, для чего корпорация (проект) существует. Миссия — это краткое выражение функции, которую организация или проект пытаются выполнить в обществе. Формулировка миссии описывает причину существования корпорации. Причиной может быть предоставление каких-либо услуг, создание объектов, борьба с болезнью, охрана окружающей среды, осуществление социальной программы и т.д. Руководители организаций и проектов по-разному выражают свою миссию, и ее текст варьирует от короткой фразы, используемой как девиз, до целой страницы текста, подробно описывающей продукты и услуги. В любом случае удачная формулировка миссии должна отвечать на следующие вопросы: 1. Чем занимается организация или каков 2. Для кого сотрудники организации или участники проекта осуществляют свою деятельность? 3. В каком рыночном сегменте они работают? и т.д. Миссия не только способ выделения среди конкурентов, но и стержень, понятный персоналу и сплачивающий корпорацию изнутри. Она, вместе с описанием текущего состояния корпорации, помогает лучше понять ее настоящее то, чем и для чего корпорация располагает. Что же касается будущего, то оно определяется с помощью формулировки видения. Видение (наиболее распространенный синоним — стратегическая цель) — это описание корпорации в перспективе, причем в лучшем положении, чем она находится в настоящее время. Видение выражает картину правдоподобного и желаемого состояния корпорации в будущем. При его формулировке целесообразно использовать такие ориентиры: - четкое, конкретное и реалистичное изложение; - определение обобщенных итогов или результатов, реальный и стимулирующий уровень достижений. Коллективу, работающему с хорошо понимаемым и хорошо передаваемым видением, не потребуется множества правил и инструкций. Устанавливая общую картину будущего, видение способствует тому, что решения принимаются легче и естественнее. Разрабатывая видение, не следует привязываться к «коротким срокам» типа недели, месяца или даже года. В противном случае будущее может стать всего лишь улучшенной интерпретацией настоящего за вычетом некоторых лежащих на поверхности проблем. Требуется другое: перешагнуть через образ настоящего и использовать свое воображение и творческие способности для качественного прорыва. Также существует группа ориентиров, связывающая миссию и видение. Она определяется как корпоративная философия — полное, развернутое, подробное изложение морально-этических и деловых норм, принципов, кредо, которыми руководствуются сотрудники фирмы или участники проекта. Корпоративная философия не преследует рекламных целей, а выполняет функцию внутреннего организующего начала, своего рода общественного договора, добровольно заключенного причастными к нему людьми. Она также играет роль камертона, позволяющего проверить точность звучания всех посланий фирмы. Корпоративная философия устанавливает нравственные и этические приоритеты, которые сотрудники корпорации должны исповедовать и которые определяют и регулируют их повседневную деятельность. Корпоративная философия, как правило, запрашивает больше, чем обычно ожидается от работников, и за счет этого требует от них выхода на другой качественный уровень. При формулировании норм, принципов, кредо — слагаемых корпоративной философии — часто используются такие слова, как «качество», «совершенство», «доверие», «компетенция», «гордость», «забота», «внимательность». Но — как и в случае с миссией и видением — нельзя ограничиваться простым декларированием «библейских» терминов: каждому из них должна сопутствовать уникальная, учитывающая все особенности корпорации трактовка. ИСТОРИЯ-ЛЕГЕНДА
Фирма (проект), обладающая корпоративной философией, но не имеющая собственной истории, вряд ли вызовет большое доверие. История придает солидность, основательность, надежность, способствует вербальной, а затем и внутренней осязаемости фирмы или проекта, делает их более понятными, облегчает диалог между фирмой и потребителями. Если истории нет, нужно придумать легенду, не забывая при этом о правдоподобии. Ведь легенда — это не обязательно выдумка, она вполне может представлять собой определенным образом поданные реальные события, а история не обязательно «вековые традиции». Чем плох бурный взлет с нуля в мировые лидеры, совершенный, например, компанией «Майкрософт»?! История-легенда может быть связана не с самой фирмой, а с ее основателем или одним из руководителей. Если достойный человек находится, он становится своего рода эмблемой фирмы, а последняя существует как бы «при звезде». Концепция имиджа персонифицируется, в позитивном смысле упрощается, а заодно и хорошо запоминается. Достаточно вспомнить лидера «Майкрософт» Билла Гейтса, или Владимира Довганя — руководителя одноименной фирмы, или семью Марс — владельцев крупнейшей в мире сети предприятий, производящих продукты питания. История и легенда могут полностью или частично совпадать, пересекаться с другими историями-легендами, существовать почти самостоятельно, продолжаться в настоящем и работать на него, образуя при этом самые причудливые творческие сочетания.
КОРПОРАТИВНЫЕ КОДЕКСЫ
Персонал фирмы является главным строителем и носителем имиджа, поэтому главная цель работы с персоналом — добиться того, чтобы все ощущали свою принадлежность к единому, уникальному миру и были проповедниками его идей и ценностей. Для решения названных задач многие компании разрабатывают специальные корпоративные кодексы. Здесь в отличие от корпоративной философии, провозглашающей обобщенно-абстрактные позиции, необходимы максимальная конкретность и вновь — уникальность. Чем более конкретны и уникальны внутренние правила корпорации, тем они более работоспособны. Но по поводу этой уникальности необходимо сделать важные замечания. С одной стороны, уникальность не должна противоречить существующим на каком-либо международном, государственном или региональном пространстве законам и другим нормативным актам; с другой — корпоративные кодексы в ряде случаев ориентируют сотрудников корпорации на выполнение требований более жестких, чем это предусмотрено сводом законов; причем корпоративный приоритет отдается именно этим, своим требованиям. Возьмем Правила деловой этики для сотрудников гостиницы и делового центра «Интурист Радамер», расположенного в Москве. Корпоративный кодекс составлен в виде «Положения о персонале». Этот достаточно объемный документ содержит 33 страницы рекомендаций, объединенных в следующие разделы: 1. Сервис — ваша должностная обязанность. 2. Главные стандарты обслуживания гостей и клиентов предприятия. 3. Взаимоотношение сотрудников и общение. 4. Принципы решения трудовых конфликтов. 5. Обучение и продвижение по службе. 6. Определение «звезд» месяца, года. 7. Предоставление социальных благ. 8. Профессиональный облик сотрудника. 9. Пользование служебным входом. 10. Служебные раздевалки. 11. Гардероб. 12. Деятельность стола находок. 13. Принципы пользования парковкой. 14. Курение. 15. Личные посетители и телефонные звонки. 16. Действия в чрезвычайных ситуациях. 17. Правила поведения работников предприятия. 18. Рабочее время и время отдых. 19. Правила внутреннего трудового распорядка.
Наряду с содержательной стороной корпоративного поведения существует и формальная сторона, например особенности внешнего облика. Так, характерным для банковских структур является выпуск документов с примерным названием «Единые требования к культуре внешнего вида сотрудников», где в категоричной форме описывается желательный для руководства внешний вид служащих банка. Самые настойчивые рекомендации даются служащим фронт-офиса, т.е. лицам, непосредственно работающим с клиентами. Требования для мужчин: обязательный деловой костюм с четким силуэтом, светлая рубашка, галстук, туфли и носки — темных тонов; для женщин предпочтителен деловой костюм. В некоторых учреждениях допускается ношение платья делового покроя. Особым гонениям подвергаются женские брюки — для банков этот тип одежды признан нежелательным. Подобные шаги укрепляют в сознании клиентов и сотрудников связь между имиджем банка и стереотипом организаций такого рода — солидность, строгость обстановки и исключительная формальность внутренних отношений.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ГЕРОИ
Вымышленные герои дополняют реальность и по-своему воздействуют на наше восприятие, а значит, должны присутствовать в конструкции корпоративного имиджа. И ковбой из страны Мальборо, и величественные исторические персонажи из рекламного клип-сериала банка «Империал», и по-человечески близкие фармацевт Мария, домохозяйка тетя Ася, и забавный толстяк — любитель пива — все они с разной эффективностью решают ту же задачу, что и корпоративная история-легенда: делают компанию, проект, продукт более живыми и понятными. Виртуальный персонаж — это неформальное дополнение к официальным документам и символике корпорации, некое дружественное существо, выступающее от имени компании в рекламных и РК-мероприятиях и поддерживающее те или иные продукты, — симпатичный зверек, абстрактное существо и, конечно, сам человек. Виртуальные герои выполняют функцию дополнительного визуального символа корпорации и ее товаров. Во многих случаях они вызывают более сильный эмоциональный отклик и запоминаются лучше, чем торговая марка. Некоторым удачным персонажам даже начинают писать письма с просьбой дать совет в сложной ситуации. Вымышленные обитатели корпоративного мира-дома говорят на вполне определенном языке, существующем для того, чтобы по содержанию, стилистике, лексике, по особым словечкам и модным оборотам речи потребители узнавали «свой круг». Другими словами, важно, чтобы жители корпоративного мира говорили на одном языке со своими целевыми группами: в случае с банками — на деловом, лаконичном; в ситуации со стиральным порошком — на домашнем, женском, эмоциональном; при построении имиджа жевательной резинки — на молодежном, жаргонном. Интересно заметить, что карт-бланш на неформальное языковое общение дается именно виртуальным персонажам — руководители и спикеры корпораций, являясь «официальными лицами», должны говорить с аудиториями преимущественно на нормативном литературном языке. Кроме виртуально-визуальных героев, дополняющих реальный мир, в корпоративной конструкции существуют аудиообразы. Самый значительный аудиообраз — корпоративный гимн с уникальной музыкой и словами. В более «приземленных» случаях используются небольшие музыкальные композиции или их фрагменты текстом и без него, несколько нот для голоса или музыкальных инструментов, сочетание определенных шумов и т.п. — всегда рядом с какой-либо информацией об организации.
ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ
Дом уютен тогда, когда рядом с ним существуют флора, фауна, вода, горы. Поэтому, наверное, «Межкомбанк» заселил свой корпоративный мир редкими животными, которым помогает выжить. Ковбой с пачкой «Мальборо», выйдя из дома, садится на лошадь и скачет по саванне, а его конкурент с сигаретой «Кэмел» путешествует по экзотическим лесам на верблюде. Можно, наконец, попробовать сделать своими друзьями тех, к кому окружающие хорошо относятся, тогда эти отношения будут перенесены и на вас. Но разве за пределами дома живут одни друзья? Конечно, нет, там есть персонажи, безразличные к вашим идеям, товарам или услугам, а есть настроенные негативно или даже враждебно. Почему бы не попробовать сконструировать и их имидж, а затем использовать его в ходе профилактических или «контрпропагандистских» акций?! Методика подобного конструирования предлагалась еще в древнеиндийских манускриптах: «Наиболее желательный вид врагов следующий: они должны быть корыстными, окруженными ничтожными советниками, которые их ненавидят, поступающими неправильно, беспутными, лишенными энергии, поддающимися судьбе, непоследовательными во всех своих действиях, лишенными приверженцев, слабыми и постоянно причиняющими обиды другим...» Недруги могут быть и конкретными, причем такими, которые не сделают ответного хода, сколько бы вы на них не нападали: кариес, перхоть, жирные пятна, боль. Применил новое, рекомендованное друзьями средство, выстрелил из лука-таблетки — и врагов как не бывало. Но враги и друзья не исчерпывают спектра субъектов, включенных в ваше корпоративное поле. Существует более распространенное в рыночной среде понятие— «конкуренты». Являются ли они врагами? Конечно, да! Потому что производят те товары, на которых вы столько лет специализируетесь. Потому что берутся оказывать те услуги, с которыми вы справляетесь лучше. Потому что хотят забрать себе те деньги, которые по праву принадлежат вам. Посему вы должны закрывать от них свой корпоративный мир, прятать информацию, переманивать клиентов и т.д. Но действительно ли конкуренты являются врагами? Конечно, нет! Потому что, какой же враг, скажем, для московского хладокомбината «Сервис-холод» московский же хладокомбинат «Айс-Фили», если продукцию и того и другого активно вытесняет мороженое компании «Nestle»? Получается, что, закрывая для конкурента (врага или оппонента в одном лице и друга или партнера в другом) парадную дверь, вы открываете боковую или наоборот. Обособляясь от него в одном корпоративном мире, вы строите другой корпоративный мир вместе с ним. Можно все указанные структуры объединить в один корпоративный мир, исходя, например, из того, что они являются коммерческими фирмами и должны отстаивать свои интересы перед государством (например, в виде Торгово-промышленной палаты). Вырисовывается большая, сложная и разветвленная совокупность корпоративных миров, которые частично пересекаются между собой, а их члены, будучи жесткими оппонентами на одном поле, являются союзниками на другом. И одна из самых актуальных задач развивающейся на рынке структуры — знание, понимание и встраивание в эту совокупность.
НАЗВАНИЕ И СЛОГАН
Выбор названия корпорации должен быть серьезно мотивированным, т.к. в одном-двух-трех словах заключается, по существу, квинтэссенция всей воспроизведенной выше корпоративной конструкции. Содержание названия — скрепляющая стратегическая установка, необходимая в первую очередь тем, кто призван позиционировать, продвигать корпорацию в мире экономики и политики. Формальные требования к названию не слишком сложны и предполагают, что оно должно быть: - коротким, поскольку короткая фраза легче запоминается; - легкопроизносимым и не содержащим трудных для речевого воспроизведения слов и буквосочетаний; - понятным и не включающим иностранных слов и технических терминов. Выполнение этих требований способствует лучшему усвоению названия, однако вовсе не гарантирует его успеха. Более того, практика показывает, что первоначальное название может быть в принципе любым, а относительная удачность или неудачность выбора определяется лишь впоследствии, в процессе развития корпорации. При смене названия обычно применяются более взвешенные подходы, поскольку уровень важности данной процедуры возрастает во много раз. Слоган — лозунг или девиз, отражающий направления деятельности корпорации, качество ее товаров и услуг в прямой, иносказательной или абстрактной форме. Здесь также существуют определенные правила, на которые следует ориентироваться. Слоган предназначен для массовой аудитории, а не для группы эстетов; поэтому при его создании целесообразно представить портрет потенциального потребителя товаров или услуг с его желаниями, слабостями и возможностями. Слоган должен исполнять желания: «,,Индезит” — прослужит долго» (бытовая техника); потакать слабостям: «„Баунти” — райское наслаждение» (шоколад); реализовывать возможности: «Отношения, которые стоит поддерживать» (Международный пресс-клуб). Ритм удачного слогана зачастую согласуется с содержанием товара или услуги, включая звукоподражательное согласование, а умелый подбор слов вызывает ассоциации холода, тепла, нежности и т.д. («Вместе веселей. Вливайся!» — напиток «Фанта»). При конструировании слогана целесообразно использовать принцип многозначности, когда у слогана возникает смысловой подтекст, «второе дно». Такой слоган очень притягателен для потребителя, так как позволяет ему почувствовать свою проницательность («Ты прав!» — слоган партии «Союз правых сил»; «Свежая зелень круглый год» —слоган казино «Шангри Ла»). Наконец, предполагается, что слоган несет позитивную направленность, не содержит ничего отрицательного, негативного, неэтичного; не намекает на недостатки потребителя и не искажает свойств товара или услуги, Смена (модификация) слогана производится в случаях, когда меняются миссия, корпоративная философия, сокращается или расширяется перечень приоритетных целевых групп корпорации, возникают принципиально новые группы товаров и т.д.
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ
Фирменный стиль — это совокупность графических, цветовых, аудио- и видеоприемов, которые обеспечивают единство повседневного рабочего пространства, продуктов и «рекламных мероприятий организации или проекта; способствуют их узнаванию, запоминанию и лучшему восприятию сотрудниками, партнерами и потребителями; позволяют четко отличать свой корпоративный имидж от имиджа конкурентов. Фирменный стиль призван выступать в качестве: а) средства формирования индивидуального и неповторимого имиджа организации; б) системы идентификации, определенного маркера, информационного носителя, позволяющего потребителю находить предлагаемые на рынке товары и услуги; в) инструмента формирования у потребителя положительного отношения как к организации или проекту в целом, так и к отдельным товарам и услугам. Фирменный стиль — это внешняя оболочка имиджа (корпоративного мира, системы тотальной коммуникации), которая определяется его внутренним содержанием. Образное сопоставление имиджа и фирменного стиля будет выглядеть примерно так: фирменный стиль — это когда «встречают по одежке»; комплексная корпоративная конструкция это когда «все должно быть прекрасно: и одежда, и лицо, и мысли».
|