ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СУЩНОСТЬ НЕАККОРДОВЫХ ЗВУКОВ
Неаккордовыми называются звуки, не входящие в состав аккорда и линеарно зависимые от его тонов. Неаккордовые звуки служат целям мелодической фигурации, орнаментально-фигурационного украшения гармонии. Представление о неаккордовых звуках связывается с ощущением длящегося на данном отрезке времени аккорда, на фоне неподвижности которого и как контраст к ней сменяются поступенно, гаммообразно движущиеся тоны, «вес» которых много меньше монолита-аккорда. Подобно аккордовой фигурации (движению по аккордовым звукам), а чаще всего в соединении с ней, неаккордовые звуки детализируют, интенсифицируют звучание аккорда, увеличивая художественную значимость его и позволяя сильнее ощутить его индивидуальную структуру и экспрессию. Таким образом, неаккордовые звуки уже самим фактом своего существования предполагают наличие коррелятивного явления — аккорда. Однако предложение в качестве коррелята именно аккорда является условным (момент условности есть, следовательно, и в самом термине неаккордовые звуки), так как функцию коррелятивного понятия может выполнять не только аккорд, но и, например, интервал, созвучие. Не случайно в других языках то же самое гармоническое явление именуется иначе — «негармонические» тоны (англ. — nonharmonic tones), «мелодические» звуки (итал. — note accidentali melodiche), «украшающие», или «орнаментальные» (итал. — note ornamentali), — хотя все эти понятия совершенно точно соответствуют друг другу. Условность термина ясна и из исторического генезиса явления неаккордовых звуков. В эпоху полифонии строгого письма (XV-XVI вв.) четко выявлены основные формы неаккордовых звуков (задержания, проходящие, вспомогательные, камбиаты, предъем) и органный пункт; строго выполняются их ограничения как видов диссонирующих созвучий. Но и эти формы исторически не были первыми. С самого начала нового, организованного европейского многоголосия (параллельный органум IX-X вв.) — раньше, чем мож- но говорить о собственно аккордах, — уже встречаются, в сущности, все главнейшие виды «неаккордовых» диссонансов. Здесь-то и выявляется сущность этого рода гармонических явлений. Задержания, проходящие, вспомогательные звуки существуют как противоположность не только аккордам, но и вообще опорным гармоническим созвучиям (в частности, и аккордам), то есть в противопоставлении не только трезвучиям, но двузвучиям квинты, кварты, октавы (так, например, апподжиатуры и вспомогательные к октаве в переходе к трио из скерцо фортепианного квинтета Д. Шостаковича, ц. 53, перед темой gis-moll, тем не менее являются «неаккордовыми» — совершенно такого же качества, как и при аккордах). Более того. Некоторые виды неаккордовых звуков (например, вспомогательные, предъемы) могут функционировать даже в одноголосии (!), то есть даже не образуя никаких диссонирующих одновременных созвучий (см. начало органной токкаты d-moll И. С. Баха). Таким образом, сущность неаккордовых звуков — в их линейно- мелодических свойствах (отсюда одно из их названий), в способности мелодически обвивать выдерживаемое созвучие, фигурировать его, орнаментировать секундовыми тонами («подвижные» неаккордовые — проходящие и вспомогательные — в эпоху генерал-баса, как уже говорилось, иногда объединялись общим наименованием «тр а нзиты», то есть «передвигающиеся»). Связь неаккордовых звуков с мелодической текучестью и с мелодическими рисунками — иначе говоря, их мелодическая природа — придает дополнительно особую важность проблеме этих линейных тонов. В рассматриваемом смысле, вероятно, было бы правильнее называть задержания, проходящие и прочие подобные звуки не «неаккордовыми», а линейными тонами (подразумевая под линией движение секундовой линии). Родственное, с точки зрения противоречия основной аккордовой структуре, явление — органный пункт — еще естественнее объясняется как неподвижная линия и тем самым логично составляет пару к неаккордовым звукам. Различные рисунки линий в сочетании с различными положениями их относительно опорного созвучия (как бы с различными способами «прикрепления» линии к звукам аккорда) и создают основные различия между неаккордовыми звуками, то есть различные основные виды и разновидности неаккордовых звуков.
|