ОСНОВНОЙ ТОН АККОРДА
Как ясно из вышесказанного (см. § 4 данной главы), проблема основного тона аккорда важна в связи с вопросом об «основном тоне высшего порядка» — тонике, то есть основном тоне тональности. Феномен основного тона коренится в свойствах самого звукового материала, в самом музыкальном звуке, его тембровом спектре (вспомним отношения натурального звукоряда, «коренной» тон которого несет на себе многозвучный комплекс обертонов как своих порождений и как бы частей его звучания). Основной тон является в этом смысле символом гармонического порядка звуков, обусловленного самой природой музыки. Необходимо, однако, различать два понятия, во многом точно совпадающие друг с другом (особенно в более простых по структуре аккордах), но тем не менее не тождественные: основной тон и прима (терцового ряда). Дело не только в том, что существуют нетерцовые аккорды, то есть такие, которые не расположены в виде ряда терций, но и главным образом в том, что «прима» (терцового аккорда) — это категория из другого ряда, чем понятия «основной тон — подчиненные тоны». «Основной тон» — понятие сущностное, гармонико-логическое, а «прима» — счетно-интервальное, внешне-формальное. Природные свойства музыкального материала, выявляющие в созвучиях основной тон, это прежде всего взаимодействие звуков в наиболее консонирующих, гармонически сильнейших интервалах (согласно теории П. Хиндемита). По силе звучания основного тона интервалы идут в следующем порядке ( = основной тон, = подчиненный тон): Сила основного тона постепенно убывает по мере движения от квинты к тритону. Так как аккорд всегда состоит из комбинации интервалов, то основной тон сильнейшего интервала становится основным тоном всего аккорда (аккорды берутся вне тонального контекста): (Если в аккорде два или несколько равных сильных интервалов, за основу принимается нижний из них.) Следует обратить внимание на то, что в иных более сложных структурах аккорда происходит полное расхождение между понятиями «основного тона» и «примы». Так, в соединениях f-a-c 1 -dis 1— c-g-c 1 -e 1и des-as-f l- h l— c-g-e l -c 2 основные тоны первого аккорда каждой из двух пар расположены в басу — f и des (терции терцовых рядов), что находится в убедительном соответствии со слуховым восприятием. Никто не может слышать главным звуком первого аккорда dis;соединение основных тонов здесь кварто-квинтовое f-с, а не в немыслимо сложном отношении увеличенной секунды (!) dis-c. Но есть созвучия более сильные, чем даже сильнейшие из интервалов. Это консонирующие трезвучия — мажорное и минорное с их обращениями (квартсекстаккордом и секстаккордом), а также полный и неполный мажорный септаккорд ( = знак основного тона): В таком случае правило основного тона формулируется иначе: основной тон сильнейшего субаккорда есть основной тон всего аккорда. Все примеры были даны вне контекста. В тональном же контексте многое меняется под влиянием сквозного функционирования сильнейших интервалов и аккордов. Так, в несомненном C-dur аккорд G -f 1 -а 1 -с 2(с разрешением в тонику) имеет основной тон доминанты (G). Аккорд f l -a l -d 2в C-dur звучит мажорно, с основным тоном f; тот же аккорд в d-moll звучит минорно, с основным тоном d. Но подобные различия показывают сложность вопроса об основном тоне аккорда и связь проблем основного тона аккорда и основного тона тональности. (Подробнее это будет объяснено в теме «Теория тональных функций».)
|