П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра
И. С. Бах. Бранденбургский концерт №3 Приходясь на тяжелую долю такта (особенно в момент вступления новой гармонии), проходящий звук превращается в проходящее задержание (см. пример 21 А). ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ. КАМБИАТЫ Вспомогательный — неаккордовый звук на легкой доле между аккордовым и его повторением (независимо от того, входит ли он в тот же аккорд или в другой); вспомогательный отстоит на секунду от аккордового (чаще всего на диатоническую сверху и на малую — с диатоническим либо хроматическим звуком — снизу). Простые вспомогательные состоят из трех моментов: Вспомогательные также могут быть групповыми — двойными, тройными и более многозвучными. 31 А - Н. Римский-Корсаков. «Китеж» Б - И. С. Бах. Бранденбургский концерт № 1 Одна из связей с аккордовым звуком может отсутствовать (либо до вспомогательного — это чрезвычайно распространенный прием, либо после вспомогательного, что встречается намного реже), вспомогательный оказывается скачковым. Взятый скачком вспомогательный обнажает острый неаккордовый, активно тяготеющий, часто хроматический элемент гармонии. Отсюда его острая, яркая выразительность (пример 32). А - И. С. Бах. Месса h-moll Б - П. Чайковский. 1-й концерт для фортепиано с оркестром
|