Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АККОРДА





Аккорд представляет собой единство, цельную единицу звуко­высотной ткани. Но его цельность поддерживается взаимодействием и взаимозависимостью разнофункциональных составляющих его эле­ментов. Это, можно сказать, внутриаккордовая функциональность различных по смысловому (логическому) значению тонов. Совокуп­ность и взаимодействие различных внутриаккордовых функций при­дают внутреннюю жизнь аккорду, составляют основу богатства его гармонической экспрессии.

В аккордах классико-романтической гармонии различимы сле­дующие внутриаккордовые функции:

1) основной тон, «корень» аккорда;

2) аккордовые консонансы (квинта и терция от основного тона);

3) аккордовые диссонансы, включая альтерацию;

4) побочные тоны (также органные пункты — педали, выдер­жанные тоны).

Для гармонического звучания вертикали часто существенны не­аккордовые звуки, а также родственные хроматическим проходя­щим альтерации. Не входя в состав аккорда, они не могут обрести внутриаккордовых функций, но, соотносясь с аккордом, они могут давать внеаккордовые функции — задержаний, проходящих и про­чих неаккордовых звуков (в старой теории «движущиеся» неаккор­довые звуки — проходящие, вспомогательные — носили объединен­ное название «тр а нзиты»).

Иерархию аккордовых (и вне-аккордовых) функций можно на­глядно представить в виде схемы (см. рис.)

1. Основной тон — логически главный звук в аккорде. По его на­званию получает имя весь аккор­довый комплекс целиком. Основ­ной тон — полновластный «пред­ставитель» аккорда, который может выступать от имени всего созвучия, как бы замещая его собой. После­дование основных тонов сжато представляет ход всей гармонии.

На связи основных тонов зиждется, в первую очередь, тональная связность. Вырисовывающийся из хода основных тонов аккордов главный тон («основной тон высшего порядка») уже есть тоника, то есть основной тон тональности.

2. Аккордовые консонансы — это чистая квинта и терция (боль­шая либо малая) вверх от основного тона. Воплощая в звуках «кон­сонанс консонансов», эта группа тонов составляет вместе с основным тоном ядро аккорда (консонантное ядро). Его можно представить как результат пропорционального деления квинты (самого совер­шенного из консонансов между звуками различного качества) консо­нансом большой терции; идея Дж. Царлино (притом квинта и квар­та сами получаются в результате пропорционального деления «абсо­лютного консонанса» — октавы).

Поэтому так резко отличаются друг от друга трезвучия консони­рующие и неконсонирующие (см. пример НА). С точки зрения терцо­вой цепи все четыре трезвучия аналогичны; с точки зрения смысло­вых аккордовых функций — неаналогичны. Уменьшенное трезвучие чаще всего представляет собой часть консонантного ядра — терцию и квинту (без основного тона) вместе с аккордовым диссонансом септи­мы (в примере НА — часть аккорда As7), либо часть консонантного ядра — приму и терцию (без квинты) вместе с аккордовым диссонан­сом сексты (в примере 11А — часть аккорда es6). Отсюда и наиболее естественное значение уменьшенного трезвучия — это либо доминан­та (в примере НА — Des-dur), либо субдоминанта (соответственно — b-moll). То же самое при прибавлении септимы и ноны (см. приме­ры 11Б и 11В). Увеличенное трезвучие подобным же образом есть часть консонантного ядра (в примере 11А — консонанса C-dur или E-dur) с добавлением альтерации (либо, возможно, побочного тона).

Если в аккорде нет основного тона (например, нет звука g при вводном септаккорде в C-dur), то функции аккордовых консонансов остаются теми же (например, звук h — терция доминанты, а не «основной тон септаккорда VII ступени»).

3. Аккордовые диссонансы — септимы, ноны, также сексты (в трезвучии с прибавленной секстой) — исторически происходят от «транзитов» и представляют собой как бы «застывшие» проходящие (в некоторых случаях — вспомогательные) звуки, кинетическая энер­гия которых (стремление к движению) обратилась в их тяготение (к дальнейшему гаммообразному движению). В особенности это ка­сается наибольшего свободного пространства между звуками ядра-трезвучия — квартового расстояния от тона квинты вверх до октавы (примы) или наоборот (пример 13).

К аккордовым диссонансам относятся также и альтерации ак­кордовых тонов. Сущность альтерации связана с «транзитами» — хроматическими проходящими от аккордового тона (например, с-е-> g ­-> gis) либо вместо него (c-e-gis).

4. Побочные тоны возникают путем, сходным с аккордовыми диссонансами, но, в отличие от них, нарушают терцовую структуру

(например, доминантсептаккорд с секстой; см. пример 12А) либо превращают ее в мнимотерцовую (то есть терцовую по звучанию, но нетерцовую по логическим функциям; см. пример 12Б).

В многозвучных аккордах части целого могут приобретать опре­деленную самостоятельность и восприниматься как относительно автономные созвучия в рамках единого аккорда, как своего рода «частичные аккорды». Такие «микроаккорды» в составе многозвуч­ного аккорда называются субаккордами. Так, в большом доминант-нонаккорде три верхних звука, оставаясь тонами 5-7-9, вместе с тем могут использоваться и как минорное трезвучие с соответствую­щими возможными перемещениями, аккордовой и мелодической фигурацией и т. д. Пример подобного расслоения — в конце разра­ботки I части 3-й симфонии С. В. Рахманинова (аккордовая фигура­ция субаккорда a-his-a как а-с-е).Расслоение многозвучия на су­баккорды — шаг к полигармонии (полиаккордике).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 690. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия