КОМБИНИРОВАННЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ НЕАККОРДОВЫЕ. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ НЕАККОРДОВЫХ ЗВУКОВ
Неаккордовые звуки могут взаимодействовать друг с другом различным образом (уже отмечалось, что одни разновидности неаккордовых могут переходить в другие). Возможны и иные, более сложные взаимоотношения. Здесь следует выделить четыре типа: 1) сочетание неаккордовых звуков (в разных голосах); 2) образование неаккордового по отношению к неаккордовому (вторичный неаккордовый звук); 3) взаимопроникновение неаккордовых (когда возможно двоякое толкование того, который из звуков аккордовый, а который неаккордовый; часто со взаимным обменом этих значений); 4) особые, усложненные формы неаккордовых. Необходимо подробнее рассмотреть эти случаи. 1. В примере 41 представлено сочетание предъемов и задержаний, создающее даже ложные аккорды (дело осложняется еще прерываниями разрешений — прием, идущий от барочных риторических «suspiratio», «вздохов»). По существу, здесь происходит предъемное смещение всей аккордовой ткани «влево» от тактовой черты. Однако экспрессия мелодии (см. схему — пример 41Б) доказывает сохранение метра, указанного в записи; поэтому типично фортепианные фактурные «предъемы левой руки» перерастают в сложную систему повторяющихся гармонических предъемов. А и Б - И. Брамс. Интермеццо, ор. 116 № 5 A Л. Скрябин. Этюд ор. 8 № 12 (схема)
|