Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РОЛЬ ОРГАННЫХ ПУНКТОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЕ





Наиболее дифференцированы и функционально наиболее ярки органные пункты в классической музыкальной форме, то есть у венских классиков и у последующих композиторов в той мере, в какой они используют формы классического типа (вплоть до компо­зиторов XX в. — Прокофьева, Шостаковича, Хиндемита, Бартока). Роль органных пунктов в музыкальных формах барокко и нашего времени во многом сходна с ролью в классических (хотя, конечно, огромное различие между теми и другими происходит от разнород­ности большинства музыкальных форм).

С учетом указанного центрального положения функций органно­го пункта в классической форме, по сравнению с другими формами, мы и ограничим наше изложение разъяснениями роли органных пунктов преимущественно в формах классического типа.

1. Тонический органный пункт, символизирующий звучание то­нального устоя и как бы укрупняющий его, применяется в тех мес­тах музыкальной формы, где уместно или даже необходимо продол­жительное звучание тоники.

Согласно общим принципам европейской автономно-музыкаль­ной формы нового времени (XVII-XIX вв.), наибольшая сила звуча­ния тоники необходима в заключительном разделе произведения. Тем самым обеспечивается наиболее полное снятие предшествующего на­пряжения, наиболее полная его разрядка, наиболее совершенное раз­решение всех неустоев пьесы в главный устой. Отсюда эстетическое значение заключительного органного пункта — чувство эстетическо­го удовлетворения при завершении процесса спада гармонического напряжения.

Органный пункт на тонике в коде, дополнении, в конце про­странного заключительного каданса — чрезвычайно распространен­ное явление музыкальной формы, встречающееся в самых различ­ных стилях и структурах: и в коде сонатной формы (Бетховен, фор­тепианная соната ор. 28, часть I, последние 24 такта), и в коде барочной прелюдии (Бах, ХТК. Т. 1, прелюдия es-moll), и во множе­стве разнообразных форм XX в. То же — в конце крупных (и мел­ких) частей посреди произведения, например при окончании первой части сложной трехчастной формы (см. окончание группы вариа­ций, соответствующей первой части сложной трехчастной формы с эпизодом, во II части сонаты Бетховена ор. 111), иногда даже при окончании главной партии сонатной формы (Бетховен, 5-я симфо­ния, часть I, такты 34-44).

Другая область применения тонического органного пункта свя­зана с функцией начального изложения тоники. Необходимость ус­тановления тональной ясности и определенности благоприятствует применению в этих целях и тонической педали (см.: Бах, ХТК. Т. 2, прелюдия C-dur; Прокофьев, 8-я фортепианная соната, часть I, на­чало главной партии). То же — в началах крупных (иногда и мел-

ких) частей формы посреди произведения (например, нередко в на­чале трио сложной трехчастной формы). Особо следует выделить начало связующей партии сонатной формы с тонического органного пункта, как бы с подтверждающей констатации того устоя, который предстоит свергнуть в процессе развертывания этой модулирующей части формы (Бетховен, 1-я симфония, часть I).

Особняком от названных типовых случаев (заключительный и начальный органный пункт на тонике) стоят те, в которых необхо­димость применения тонической педали вызывается особыми выра­зительными, изобразительными, программными, жанровыми усло­виями. Органный пункт тогда нередко занимает целую пьесу или целиком ее крупную часть.

К таким особым случаям относятся:

Жанровые органные пункты — в музыке, связанной с жанрами волынки (бурдон, мюзет), пасторали, шарманки, колыбельной и т. п. (см.: Бах, пастораль F-dur для органа; Бах, мюзет из 3-й английской сюиты g-moll; Шуберт, «Шарманщик» из цикла «Зимний путь»; Шопен, «Колыбельная»; Брамс, «Колыбельная»).

Изобразительные, выразительные, в частности программные. Так, программное значение имеет органный пункт в пьесе Бородина «В монастыре» (из фортепианного цикла «Маленькая сюита»), где повторяющиеся звуки тонической примы в басу символизируют мер­ные удары большого колокола; изобразительный момент — звуча­ние струн аккомпанирующего танцевального ансамбля (или инстру­мента) в трио мазурки Шопена ор. 17, № 4; в опере Мусоргского «Борис Годунов» пароксизм ужаса царя Бориса в сцене появления призрака в конце II акта (ц. 100, такты 1-4) показан с участием органного пункта (страх парализует героя и как бы приковывает его к одному звуку; тональность здесь имеет особую структуру, но пона­чалу Es — тоника, а не доминанта).

2. Доминантовый органный пункт, символизирующий звучание наиболее яркого и динамически самого сильного тонального неус­тоя, соответственно применяется в тех местах музыкальной формы, где требуется такое длительное напряжение, которое сосредоточива­ется на ощущении предстоящего разряда, останавливается на мо­менте подготовки наступающего далее раздела.

Такого рода «укрупненное» звучание доминанты уместно (а час­то необходимо) прежде всего в подготавливающих частях, предык­тах — перед репризой сонатной формы (примеры бесчисленны), пе­ред любой классической репризой вообще (в трехчастной форме с переходами, в рондо, в крупных простых трехчастных формах), в барочных прелюдиях (см., например, Бах, ХТК. Т. 1, прелюдия C-dur), концертных формах (Бах, вступительная прелюдия 3-й анг­лийской сюиты, перед последним проведением темы). Доминанто­вый предыкт на органном пункте может быть не только перед повто­рением уже звучавшей темы, но также и перед введением новой: в связующей партии сонатной формы, в аналогичном разделе формы

трехчастной с переходами (см., например, Моцарт, фортепианный концерт A-dur, Adagio), в больших рондо (уже в пятичастных — см.: Бетховен, финал сонаты ор. 49 № 2 G-dur).

Важна также роль доминантового органного пункта как средства динамизации реприз (Бетховен, фортепианная соната ор. 57, часть I; Чайковский, 4-я симфония, часть I). Придание репризе напряженного звучания способствует более крупному дыханию формы, намного уси­ливает размах сквозного развития и динамизм музыкальной формы.

Во вступлении к данной форме звучание доминантового органно­го пункта родственно предыкту (Бородин, «Князь Игорь», вступле­ние к начальному хору пролога, C-dur) либо по существу совпадает с предыктом (когда он находится в последнем разделе вступительной части; см.: Бетховен, 2-я симфония, часть I).

Доминантовый органный пункт — один из распространенных ти­пов построения середины в простой двух- или трехчастной форме (по образцу главной темы Adagio 1-й фортепианной сонаты Бетховена).

Как и тонический, доминантовый органный пункт может иметь в произведении мотивировку, связанную скорее с задачами изобра­зительными, программными, чем с обычными функциями частей музыкальной формы. Так, в четвертой картине «Пиковой дамы» Чайковского органный пункт на доминанте fis-moll (в темном темб­ре альтового баска) передает атмосферу пугающей настороженности, психологического напряжения. У Чайковского в 6-й симфонии, при проведении темы «Со святыми упокой», доминантовый органный пункт связывается с напряженно-трагическим звучанием, придан­ным композитором церковному напеву.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 689. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия