Студопедия — ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ. СУЩНОСТЬ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ. СУЩНОСТЬ ГОЛОСОВЕДЕНИЯ






Голосоведение есть мелодическое движение в голосах (много­голосной ткани). Каждый гармонический оборот может рас­сматриваться не только как последование нескольких ак­кордов, но и как одновременное звучание нескольких мелодий. От­сюда та сторона аккорда, которая в главе 4 была определена как линейность тонов. Голосоведение и есть воплощение этой стороны аккорда. Если аккорд воплощает вертикальное действие гармонии, то голосоведение (мелодии поющих голосов и их совместное веде­ние) — действие гармонии по горизонтали.

Голосоведение имеет две стороны (которые точнее следовало бы трактовать как два измерения музыкальной ткани):

1) линии движения каждого отдельного голоса (горизонталь);

2) координация линий движущихся голосов (вертикаль).

(По Ю. Н. Тюлину, голосоведение есть «процесс мелодического свя­зывания тонов, а также соотношение нескольких голосов в их одновре­менном звучании»; см.: Краткий теоретический курс гармонии. С. 30.)

В совокупности этих двух сторон голосоведения раскрывается его сущность. Движение голосовых линий есть проявление мелоди­ческого начала,* а координация мелодических голосов по своей при­роде есть не что иное, как контрапункт.** То и другое (мелодика

* Общеславянское «голос» («глас») происходит от звукоподражательного корня «гол». Родственные слова — «глагол» (= речь, слово), «глаголать» (= говорить; так сказать, «действовать голосом»). Древний синкретический смысл слова («голос»= = слово + звучание), расщепившись на два, одним из своих значений совпал со смыс­лом «мелодия». Изданный в 1790 г. сборник Прача назван «Собрание народных рус­ских песен с их голосами, положенными на музыку Иваном Прачем», где под «пес­ней» подразумевается ее словесный текст (стихотворение), а под «голосом» — мело­дия («музыка» же — переложение для голоса с инструментальным сопровождением). П. И. Чайковский, переводя на русский язык «Свадьбу Фигаро» Моцарта, итальян­ское выражение «canzonetta sull' aria» (в партии Графини, такты 2-1 перед № 20) передал словами «песенка на голос», точно в таком же смысле: «голос = мелодия». В свою очередь, термин «голос» имеет два оттенка своего музыкального смысла: 1) го­лос как исполнительская партия и 2) голос как определенная мелодия, даже тема.

** Первоначальный смысл слова «контрапункт» («punctus contra punctum») в дан­ном случае совпадает с этой координацией голосов во всякой (не только полифониче­ской) многоголосной ткани: нота против ноты, голос против голоса, мелодия против мелодии. Двухголосный контрапункт (простой) обычно лежит в основе и самой типич­ной гомофонной ткани, в линиях ее крайних голосов. Разница между гомофонией и полифонией состоит здесь в значениях голосов. В гомофонном двухголосии один из голосов есть средоточие музыкальной мысли, а другой выполняет роль аккомпанемен­та; в полифоническом же голоса относительно равноправны по значению.

 

и контрапункт) относятся к технике письма, которая как категория коррелятивна технике гармонии и технике формы: все три техни­ки — гармонии (функции тонов, аккордов), письма (ткань, фактура) и формы (смысловые значения частей) — совместно составляют три­единство техники музыкальной композиции в ее традиционном клас­сико-романтическом варианте.

Принадлежность голосоведения к области письма (а не к гармонии в собственном смысле, не к форме) объясняет сущность голосоведения в его отношении к двум другим областям техники композиции и вме­сте с тем сущность еще нескольких понятий, постоянно находящихся во взаимодействии с гармонией и поэтому трудно от нее отделимых.

«Гармония», как общее понятие философского плана, как опреде­ленная эстетическая, психологическая и социальная идея, реально существует лишь в той мере, в какой она находит свое материальное воплощение в чувственно-звуковом облике (понятно, что лишь на этом уровне звуковой реальности можно говорить о гармонии в техни­ческом, художественном смысле). Гармония становится цветущим древом тогда, когда она облекается в звуковую плоть, когда она во­площена в ткань проникнутого гармонией звукового организма; когда, наконец, рост этого организма обретает эстетически привлекательные чувственно-звуковые формы. «Гармония» здесь — смысловое духов­ное начало, а звуковая ткань («плоть» музыкального «организма») — его материальное воплощение. Гармония, как духовная субстанция музыкального произведения, в этом процессе воплощения («инкарна­ции») «входит» в соединение с ритмом и метром, линией высот, тем­бром и инструментовкой, вертикальной координацией голосов и дру­гими звуковыми компонентами музыки, одухотворяет их, давая им подлинную жизнь; ткань музыкального организма растет и оформля­ется лишь при условии, что она воплощает гармонию как смысловое, эстетически-содержательное начало музыки («В начале был смысл» — можно было бы сказать, перефразируя древнее изречение).

Отсюда значение для гармонии (и для музыки) звуковой ткани, этой воплощенной реальности гармонии. Для характеристики звуко­вой ткани в целом применяются термины «фактура», «ткань», «му­зыкальная ткань». Сюда же относятся и более частные термины: «контрапункт», «мелодика», «голосоведение» (например, расположе­ние звуков аккорда в одновременном звучании есть «фактура», «ткань», но не есть ведение голосов), «тембровое строение» (в этом смысле «тембрика» — «инструментовка»), «аккорд». Поскольку все они под­час до неразличимости едины с «гармонией», важно не путать ряды понятий. Прежде всего не смешивать понятия, относящиеся к соб­ственно гармонии и к ее звуковой реализации, как не следует,

например, отождествлять «смысл» (греч. «λόγος») и «слово» (греч. «λόγος»), «понятие» и фиксирующий его «термин». Нельзя, например, сказать, что «фактура включает в себя» гармонию, лад, тональную систему, тональную (или ладовую) функциональность, модуляцию, хотя никакая модуляция, разрешение доминанты в тонику, объедине­ние звуков в аккорды и т. п. невозможны без реализации их в фактур­ных формах аккордов, аккордовых соединений, аккордовых исследо­ваний, дифференциации голосов многоголосной ткани по их фактур­ной функции; одним словом — гармония не может существовать без соответствующего фактурного выявления, вне реалий голосоведения.

Фактура* есть звуковая ткань произведения, взятая в аспекте ее строения и взаимодействия составляющих ее голосов (это понятие включает также всю тембровую сторону музыки). Фактура относит­ся к важнейшим средствам музыкальной выразительности. Разви­тость фактуры придает музыке художественное богатство чувствен­ной полнокровности выражения.

Склад есть принцип или конкретный способ сложения звуковой ткани; «склад» — понятие, чрезвычайно близкое «фактуре».

В классико-романтической гармонии наиболее важный компо­нент фактуры — голосоведение. «Искусство голосоведения», по мне­нию П. И. Чайковского, составляет «всю сущность гармонической техники» (Руководство к практическому изучению гармонии. С. 155). Художественное значение развитого голосоведения состоит в сово­купном действии в нем мелодики и контрапункта.

По отношению к некоторым фактурным явлениям иногда невер­но применяется слово «гармония». Так, в паре «мелодия и гармо­ния» фигурируют понятия из разных логических рядов (фактурно­го и звуко-системного); подразумеваются же обычно при этом одно­порядковые (фактурные) термины «мелодия» и «сопровождение» (см. выше, в гл. 1. С. 8-9).

Термин письмо означает примерно то же, что «фактура», но, пожалуй, включает некоторый оттенок действия, композиционно-технической процедуры и этим ближе к понятию «техника» (то есть умение оперировать художественными средствами музыки).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 756. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия