Студопедия — МИКСОДИАТОНИКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МИКСОДИАТОНИКА






«Миксодиатоника» — это «смешанная» диатоника, то есть ин­тервальная структура, состоящая из «сросшихся» друг с другом диатонических полихордов (трихордов, тетрахордов, пентахордов и т. д.). Типичные миксодиатонические интервальные структуры — звукоряды обиходных ладов (и так называемой «меньшей совершен­ной системы» греков), мелодического минора, мелодического мажо­ра, лидомиксолидийского («подгалянского») лада и аналогичные сме­шения диатонических структур. Сюда же должны быть отнесены интервальные системы переменно-диатонических ладов (объедине­ний типа d дорийский — d эолийский, при едином устое).

Миксодиатоника включает — подобно гемиолике (см. ниже) — недиатонические, хроматические интервалы. Однако общая семисту­пенность и наличие сильного диатонического ядра делают не вполне обоснованным отнесение обеих этих систем к хроматическим. Так, один из типичных миксодиатонических звукорядов — обиходный

содержит хроматический интервал уменьшенной октавы b) (при продлении звукоряда согласно его принципу появляются и дру­гие такие же, например в некоторых сочинениях Ю. М. Буцко). Но уменьшенная октава как таковая, в непосредственном звучании, то есть в ходе мелодии с Н на b,никогда не фигурирует (в подлинных, старинных знаменных мелодиях). Система реально функционирует как сложенная из двух (или более) диатонических полихордов (по принципиальной схеме, из больших — «ионийских» — тетрахордов), сцепленных друг с другом «слитным» способом, то есть с совпадением смежных тонов (в данной схеме — звуков с, f,b). Bрезультате общий

диатонизм решительно преобладает, хотя в диатонический интер­вальный род обиходный звукоряд все же «уложить» не удается (три гексахорда: G-e, с-а и f-dl дают две сросшиеся диатоники — от G и от с). Аналогично обстоит дело в западных «грегорианских» мелоди­ях, в которых частое чередование (также непременно на расстоянии) звуков Н и b не позволяет музыкальной практике ограничиться чистой диатоникой. (Можно заметить, что вообще чистый диатонизм интервальной системы в целом чаще свойствен мелодиям лишь срав­нительно небольшого — около октавы — звукового объема.)

Таким образом, миксодиатонику (точно так же, как и гемиоли­ку) невозможно просто свести к диатонике либо хроматике в каче­стве какой-либо из их разновидностей. О нехроматическом значе­нии интервала уменьшенной октавы уже говорилось. Исчерпываю­щим же доказательством недиатоничности миксодиатонической (как и гемиольной) интервальной системы является невозможность пере­дать ее выразительность с помощью семи тонов чистоквинтовой цепи — весь эффект данного лада («венгерской гаммы», «обиход­ных» мелодий с H внизу и b вверху, «гармонического минора» и подобных) полностью пропадает.

Поэтому не следует недооценивать «небольших» отклонений мик­содиатоники (и гемиолики) от диатоники, их различий. В частности, такая недооценка проявляется в термине «условная диатоника», который нивелирует интонационную специфику ладовых родов и, следовательно, не может быть признан удачным. Если «условнодиа­тонический» характер гемиолики не помешал древним теоретикам обоснованно и принципиально противопоставить ее (под именем «хро­мы») диатонике, то в принципе то же касается и не менее распрост­раненных в последующие эпохи других (аналогичных) интерваль­ных рядов — гармонического минора, обиходных ладов и т. п. Есте­ственно, подобные различия сказываются и в принципиальных противопоставлениях соответствующих ладов, в их экспрессии и даже в связанных с ладовой выразительностью образных, идейных, нацио­нальных ассоциациях и импликациях. Вспомним по этому поводу принципиальную полемику передовых русских музыкантов XIX в. за сохранение драгоценной национальной специфики русских мело­дий от общеевропейского гармонического минора с его «чувстви­тельной нотой» (франц. note sensible) — вводным тоном; было бы неприемлемым полагаться для характеристики обиходных ладов на всеобщие термины диатонических гептатоник — ионийский лад, дорийский лад, фригийский лад и т. д. (не случайно, в литературе не закрепилась такая, казалось бы, естественная для «почти диато­ники» терминология). В результате, если с точки зрения ладовой выразительности можно сближать миксодиатонику (и гемиолику) с диатоническими ладами, а также и с ладовой хроматикой, то этого нельзя делать с точки зрения интервальных систем, составляющих большой пласт исторического материала, проявляющих историче­скую устойчивость (несмотря на частичную смену ладов!) и этим

доказывающих необходимость своего автономного существования.* Поэтому и миксодиатоника, как и близкая ей (в данном аспекте), исторически оправдавшая себя в качестве специфического рода ге­миолика, должна трактоваться в одном ряду с прочими указанными выше родами интервальных систем.

Вместе с тем в общую систематику родов, очевидно, вносится некоторая неравномерность в виде исторически раскрывающегося подчеркивания отдельных родов — стержневых, узловых:пентато­ника — диатоника — хроматика — микрохроматика. Три других как бы группируются вокруг стержневых: экмелика с ее иррациональной интерваликой — до всех ступенных рядов (может быть также после них), миксодиатоника и гемиолика — в промежуточных классах меж­ду диатоникой и хроматикой. Обращает на себя внимание то, что роды стержневого значения стройно располагаются по линии прогрес­сирующего увеличения числа ступеней в октаве: 5-7-12 — более двенадцати. Среди стержневых родов также следует выделить в ка­честве доминирующих два — диатонику (7) и хроматику (12). Едва ли это говорит об исторической незначительности пентатоники как интервального рода (факты истории не подтверждают подобное пред­положение). По-видимому, это есть материальное выражение совре­менного нам и актуального поэтому для нас исторического периода в развитии музыкально-слухового сознания.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 812. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия