Студопедия — ГЕМИОЛИКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЕМИОЛИКА






Греческие теоретики, разработавшие музыкально-теоретическую категорию интервального рода, противопоставляя данную систему диатонике, вводят понятие «хроматика», которое впоследствии при­обрело другое содержание. В результате термин «хроматика», как обозначение интервального рода, исторически имеет две трактовки: 1) греческая хрома и 2) (позднейший) европейский хроматизм.

Поскольку под одним, в сущности, названием оказались два до­статочно несходных понятия, термин «хроматика» должен быть ос­тавлен лишь по отношению к одному из них. В силу актуальной для нас исторической традиции греческий хроматический род, сохра­нившийся в музыке как одно из важнейших ладовых явлений и поэтому имеющий самостоятельное значение наряду с другими, должен получить другое наименование, во избежание терминоло­гической путаницы. Отсюда предлагаемый термин — «гемиолика»

* Рассмотрение различий между ладами (например, диатоническим ионийским, гемиольным гармоническим мажором и миксодиатоническим мелодическим мажо­ром) в зависимости от структуры звукоряда является модальным подходом к ним, что не всегда правомерно. Так, в тональных ладах XVIII в. эти различия подавляют­ся господством тонально-функциональных факторов (тоника, доминанта и др.), де­вальвируются и могут становиться несущественными для определения типа лада и его выразительности (см. главы 10 и 11). Отсюда ощущаемая нами чрезвычайная близость друг к другу, например, разных видов мажора: натурального, гармониче­ского, мелодического.

(от греческого ήμιόλιος; — полуторный). Термин указывает на самый специфический интервал этого рода — ход на полтора тона. В усло­виях самостоятельности всех четырех ступеней тетрахорда гемиоли­ка, таким образом, специфична наличием интервала увеличенной секунды (трехполутоновый интервал, полудитон).Ладовые звуко­ряды с увеличенной секундой или с двумя увеличенными секундами типичны для ряда музыкальных культур — для музыки венгерской (отсюда название «венгерская гамма»), цыганской (соответственно «цыганская гамма»), древнегреческой, стран Арабского Востока и др. Гемиолика, как интервальный род, имеет три разновидности рас­положения полутонов и полудитона в тетрахорде:

(в полутонах)

     
     
     

Октавные системы возникают как объединение гемиольных тет­рахордов друг с другом в различных комбинациях, либо как объеди­нение гемиольного тетрахорда с диатоническим. Различные виды гемиольных октохордов (пример 90).

Особенность гемиолики, как интервального рода, состоит в ее яркой характерности (увеличенная секунда), стабильности много­векового существования (от древних греков до нового времени —

гармонического минора, гармонического мажора, доминантового лада, «венгерской гаммы» и других, не имеющих специальных названий), сочетании признаков диатоники (семиступенность, сохранение мно­гих диатонических интервалов) и хроматики (наличие хроматиче­ских интервалов, невозможность уместить гемиолику в семизвучность квинтовой структуры). Все эти признаки подтверждают отне­сение гемиолики (так же как и миксодиатоники; см. выше) к промежуточным родам между диатоникой и хроматикой. Однако есть обстоятельства, обязывающие нас принимать гемиолику за са­мостоятельный род наряду с прочими (об этом шла речь в предыду­щем параграфе в связи с миксодиатоникой). Перечислим их.

1. Гемиолика (под именем «хроматика») уже была полноправным родом, коррелятивным диатонике и микрохроматике («энармонике»).

2. Для некоторых (восточных) культур гемиолика является ос­новным типом ладоинтервальной структуры.

3. Структура гемиолики, как интервального рода, не может счи­таться простым хроматическим усложнением диатоники (да и вооб­ще не содержит ни одного альтерационного видоизменения ступе­ней), а имеет в своей основе совсем другой, особый принцип.

Таким образом, гемиолика не представляет собой простого про­межуточного типа интервальной структуры на пути от диатоники к хроматике, а стоит особняком от этого пути.

Эту особенность следует понимать, очевидно, в связи с древней­шей моделью лада — опорным тоном с мелизматическим его опевани­ем. Прилегание опевающих звуков может быть различным по ширине интервалов (что, видимо, в какой-то мере сохраняет первичную экме­лическую свободу высот и регистров) — на тон, на полутон, на чет­верть тона (и на другие, близкие к названным, интервалы). Одна из этих интервальных возможностей и есть гемиолика (пример 91).

Особый принцип гемиолики и состоит в том, что опорой структу­ры является лишь совершенный консонанс, здесь — кварта; прочие не принадлежат квинтовой (квартовой) цепи, а интонируются как полутоново-прилегающие тоны. Специфический интервал гемиоли­ки — увеличенная секунда (триполутон) интонируется как резуль­тативный, а не опорный. По крайней мере, один из его тонов всегда непосредственно мотивирован вводнотонным прилеганием звуков

= «полубемоль» = пониже­ние на 1/4 тона;

= «гемиодиез» (полуторный диез) = повышение на 3/4 тона

к совершенному консонансу; другой — подразумеваемым (см., на­пример, Бизе, «Кармен», тема рока в увертюре). По существу, это «вторая» интервально-системная конструкция, резко отличающаяся от «первой», представленной в диатонике. Несомненно также, что второй принцип («полутон к устою») действует и в рамках первого («квинтовая цепь»), но только он скрыт благодаря совпадению полутоново-прилегающего тона (по существу, вводного тона) с одним из звуков квинтовой цепи.

Но другие гемиольные структуры (см. пример 90К), возможно, объясняются «альтерацией» пентатоники (пример 92).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 993. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия