А) J.-Ph. Rameau. Generation harmonique. Paris, 1737 нотный пример VI. к стр. 65
Фундаментальное последование квинтами в одном ладу нотный пример XV. к стр. 129 Б) Гармонические звуки в диатоническом восхождении на октаву Фундаментальное последование [это не басовый голос, а последование основных тонов] В - нотный пример XVI, к стр. 132 Гармонич. звуки в диатонич. нисхождении на октаву Фундаментальное последование Расположение больших и малых целых тонов при этом меняется (ср. с примером 151), приобретая такую форму, как в G-dur. Иначе говоря, заимствование чужого фундамента привносит в пределы данной тональности элементы родственной, то есть содержит или мимолетную модуляцию, или же — расширение тональности путем включения в ее состав элементов другой. А как поступали композиторы, сталкиваясь с ходом 6-7 или 7-6? Рассмотрим пример 174. Г. Ф. Гендель. Чакона из сюиты G-dur (и далее каданс в G-dur) (Тот же оборот — в теме «Гольдберг-вариаций» И. С. Баха.) «Края лада» (а за их пределами начинается позднейшее расширение его), по-видимому, остро ощущались в XVIII в. Показателен факт: из 48 тем фуг ХТК Баха есть один-единственный случай перехода через цезуру лада — в фуге H-dur из II тома. Гармоническое осмысление мелодии дает тот самый «четвертый фундамент»: Другое решение предлагает Бах в начале I части Итальянского концерта (пример 175).
|