И. С. Бах. Кантата № 159
Решающим признаком S является фундаментальный ход баса, 4-1, типичный для сильно выраженной S и нарушающий обычное ведение звука 4 в функции D. Изредка субдоминантовый уменьшенный встречается и в обычных полных кадансах (Глюк, «Орфей и Эвридика», 1-й хор, c-moll; Бетховен, главная тема Largo e mesto сонаты ор. 10 № 3). Особо изысканный случай ° S64 <в подобном кадансе — см. пример 160. Благодаря предъемному тону 4< в аккорде °S6 возникает побочная связь типа D-T с аккордом Dp, зачинающая «фригийско-уменьшенную» доминанту в I части 10-й симфонии Шостаковича (также — в известном Траурном марше h-moll Метнера). Функциональные спутники могут приобретать и менее обычные формы. Так, в сочетании с повышением тонической квинты Неосуществляемая функция побочной доминанты к Тр едва ли образует здесь даже субсистему. Наконец, в виде исключения возможно образование и функциональных спутников 2-го порядка, то есть побочных форм функции, где основной тон отстоит от фундаментального не на одну терцию вверх или вниз (как в «спутниках» 1-го порядка), а на две, то есть на расстояние квинты, что типично для основных функций. Понятно, что для возникновения таких функциональных значений нужна очень большая «пробивающая» сила данной функции, притом еще редкостные условия. В примере 170A подобие функционального спутника 2-го порядка можно найти в мелодии, фигурирующей верхнюю часть Т9, которая совпадает с доминантовым трезвучием (подобно тому, как это очень часто бывает и с функциональным спутником 1-го порядка: Чайковский, финал 4-й симфонии, т. 2; Рахманинов, Этюд-картина es-moll ор. 39 № 5, начало второго предложения, т. 2 и т. п.). В примере 170Б несколько «оторвавшаяся» от корня часть тонического нонаккорда (трезвучие as-moll) уже практически совпадает с тем, что можно считать функциональным спутником 2-го порядка. В примере 170В — изредка встречающаяся в S кварта (побочный тон), возникшая вследствие тяжелого свободного тона. В последнем образце (Г) — та же кварта вместо терции в сочетании с другими тонами (1, 6) совпадает с продлением S по терциям вниз (S8->6->4), в результате чего возникает аккорд F-dur как спутник 2-го порядка. 170 А - К. Дебюсси. «Вальс более чем медленный»
Б - С. Рахманинов. «Ау!» В - Э. Григ. «Траурный марш на смерть Р. Нурдрока» (схема) Г - П. Чайковский. «Щелкунчик» (схема) В отличие от функциональных спутников 1-го порядка, созвучия 2-го порядка — образования несколько искусственные, и приводятся здесь они с целью демонстрации самого принципа модификации основных функциональных аккордов.
|