В МАЖОРЕ
Сводный порядок числовых значений (пример 151). Как видим, даже при самой строгой тональной централизации из ладового круга неустранимо противоречие между «краями» лада — субдоминантовым и доминантовым: Иначе говоря, замыкание на d оказывается мнимым. Так как три «столпа» функциональной тональности представлены совершенными аккордами, опирающимися на квинты, получается четыре звука в отношении чистой квинты (а не три; см. пример 148); четвертый звук (2 ступень) открывает легкую дорогу к окружению тона доминанты своими функционально близкими гармониями не только снизу, но и сверху. Отсюда ближайшая возможность двойной доминанты, отклонения в доминанту, классической модуляции в доминанту. Двоякое значение звука 2 ступени создает открытое Рамо «двойное применение» для субдоминанты с прибавленной секстой (f-a-c-d в C-dur): если после этого аккорда идет тоника, то 2 = 10: 9, если доминанта, то 9: 8 (пример 152). 152 А, Б - «Двойное применение» (по Ж.-Ф. Рамо) Нельзя не усмотреть в двойном значении 2 ступени предпосылок расширения тональности: последование (в C-dur) d = 9: 8, g = 3: 2 и с = 1 складывается в микросистему d-g-c, не совпадающую с основной (хотя и легко входящую в общую систему тональности C-dur в качестве ее субсистемы). Функциональная (кварто-квинтовая) связь при плагальном разрешении — IV-I, при автентическом — II-V; здесь заложена возможность образования субсистемы (реализуемая, например, в мазурке Шопена C-dur ор. 24 № 2: V-II-V-II-V-I), что равнозначно выходу за пределы тяготения непосредственно к тонике. Однако это возможно лишь при подчеркивании отношения II-V. Обычно же, особенно если S6 появляется непосредственно после тоники, происходит комматическая замена — нечто подобное энгармони- ческому переосмыслению звука с той разницей, что энгармоническая замена осуществляется хроматически (gis-as), a комматическая (тоже воображаемая) — диатонически (d-d). Например, первые четыре аккорда прелюдии Баха C-dur из I тома ХТК (см. пример 152Б): T-S6-D7-T I-IV (= II)-V-I содержат такую комматическую замену: d = 10: 9 в S6 на d — 9: 8 в D7. Несмотря на непосредственное следование S6-D7, хода II-V (как в мазурке Шопена) не образуется и тональный круг не расширяется; тональность остается строго функциональной. Аналогично обстоит дело в миноре (пример 153). Свободный порядок числовых значений (пример 154).
|