Студопедия — Мелодические модели лада на основе большого и малого трезвучий
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мелодические модели лада на основе большого и малого трезвучий






Высшая природная звуковая связь, отношение квинты, дает пре­дельно сильную внутреннюю спаянность системе аккордов лишь при том условии, что основные тоны аккордовых квинт (разумеется — чистых) располагаются квинтой выше и квинтой ниже ЦЭ. Отсюда особое, исключительное значение трех «единственно существенных» (Риман) гармоний, то есть главных элементов системы (ГЭ) — S, T и D (пример 146).

Притом оказывается, что три главные гармонии охватывают все тоны мелодического звукоряда. В отличие от звукорядов модальных ладов, где единство поддерживалось конкретными (или абстрактны­ми) мелодическими формулами (например, попевками, тетрахордами и т. п.), единство тонального звукоряда базируется на высшей природ­ной связи тех аккордов, в состав которых они входят (пример 147).

Складывающееся таким образом ядро классической мажорно-минорной системы уже обнаруживает две стороны:

1) собственно-тональную (то, что выявляет главенствующий тон, центр родства и, соответственно, тяготения) — в виде квинтовой связи S-T-D, совершенно одинаковой в каждом из обоих ладов;

2) собственно-модальную, звукорядную (то, что выявляет ладовое наклонение) — в виде ладового звукоряда из звуков ЦЭ вместе со всеми отстоящими от них на квинту вверх и вниз («ключевые знаки»).

Обе стороны объединены в способе обозначения тональности: «C-dur» указывает и на функциональный центр, то есть на собствен­но тональность (высоту, на которой реализуется лад; здесь — С), и на мажорный ряд основных ступеней вместе с индикатором лада (не тональности! ее индикатор — прима тоники) — терцией от цент­рального звука. То же с минором.

Поэтому неверно было бы систему S-T-D называть «ладовыми» функциями. Ведь носители их — три квинты с сильнейшей связью их основных тонов — действуют практически независимо от той или иной ладовой характеристики (иными словами, в обоих противопо­ложных по своему «этосу» ладах они одинаковы), пример 148.

Точное наименование, выявляющее специфику системы отноше­ний SDT — «тональные функции».

Итак, среди множества входящих в тональность гармоний, ак­кордов выделяются три «столпа» (как называет их Риман; см.: Dahlhaus, Ор. cit. S. 42), держащие на себе все здание классической гармонии (пример 149).

Специфика тональных функций, соответствующая предельной централизованности, силе тяготений к ЦЭ, динамизму, действенно­сти классической ладотональности, и состоит прежде всего в сведе­нии всего многообразия аккордовых сочетаний к трем главным эле­ментам (ГЭ); особенно заметно это при сравнении тональности эпохи венских классиков с барочной и ренессансной гармонией. В связи с этим возникают два вопроса. Первый заключается в том, является

ли функциональная триада научной абстракцией, высоким достиже­нием теории, наконец-то выяснившей, в чем суть тональности, или же система S-T-D есть свойство определенного типа музыки в отли­чие от других? Вопрос можно поставить иначе: свойственна ли функ­циональная триада тональности вообще (и тогда, следовательно, му­зыка, созданная не на основании S-T- D, не тональна, а, например, модальна или атональна) или же существует тональность функцио­нальная и «афункциональная» как различные типы? Второй вопрос относится к самому определению понятия «функция»: есть ли это значение, смысловая сущность гармонии, аккорда или же сам ак­корд вместе со всеми его модификациями? Функция — это сущность или явление? Или то и другое?

Надо сказать, что Риман не дает однозначного ответа на второй вопрос и в его теории есть уклонения то в одну, то в другую сторону. Последующая научная мысль склоняется рассматривать функцию как смысловое значение гармоний, однако же реализуемое через модификацию данного коренного аккорда (например, все субдоми­нантовые гармонии в C-dur — видоизменения одного-единственного аккорда f-a-c).Ha первый же вопрос Риман отвечает в том смысле, что триада S-T-D свойственна всякой тональности, как бы сложны и запутаны ни были гармонические отношения. Последующее раз­витие тональности в XX в. показало, однако, что дело обстоит ина­че, и следовательно, закономерность сведения всей гармонии к трем «столпам» (примеры 145-147) допустима не во всех стилях, а харак­терна прежде всего для стиля эпохи венских классиков и родствен­ных по общему типу централизации. Нельзя не отметить, впрочем, удивительно большого диапазона действия принципа S-T-D как в более ранние, так и в более поздние эпохи.

Имея в виду эти соображения, мы будем излагать теорию тональ­ных функций в два приема: 1) в ее применении к стилю венских классиков (и к типологически родственным стилям) и 2) в ее транс­формации применительно к стилям, далеко отстоящим от венских классиков (начиная с эпохи романтизма).







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 951. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия