Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

А - Тональности I степени родства по Н. А. Римскому-Корсакову





Получившая широкое распространение в нашей стране (в учеб­ных курсах гармонии), система тонального родства Римского-Корса­кова — при ее несомненных больших достоинствах и практической Целесообразности — все же не соответствует живой практике компо­зиции, особенно в том, что относится к связи отдаленных тональнос­тей (модуляции почти никогда не делаются по планам, вытекающим из систематики 2-й и 3-й степеней родства). Не оправдывает себя и ряд предписаний к построению тональных планов (в особенности за­прет одного из самых необходимых приемов — многократного шага

на один и тот же интервал, — см., например, начало разработки I части 4-й симфонии Чайковского). Едва ли правильно игнорирова­ние одноименной тональности как ближайшей (в музыке, где приме­няется мажоро-минорный лад, одноименная тоника легко подменя­ет собой основную, даже и безо всякой модуляции, то есть +Т к °Т ближе, чем +D). Так, неверно, что к C-dur ближе f-moll (находящий­ся в 1-й степени родства), чем c-moll (который оказывается во 2-й). Переход в одноименный лад — это ладовое отклонение (модальное отклонение), в отличие от отклонения тонального.

Одна из лучших систематик тонального родства принадлежит И. В. Способину (в двух вариантах; см. Лекции по курсу гармонии. С. 42-44), пример 141.

Система тонального родства И. В. Способина (1-й вариант)

  I Тональности диатонического родства II Тональности мажоро-минорного родства
  III Тональности хроматического родства
 
  I Тональности диатонического родства II Тональности мажоро-минорного родства
  III Тональности хроматического родства  

 

Новый шаг в системе Способина — учет распространенности в музыке мажоро-минорной системы, легкого перехода через одно­именную тонику (а она не случайно стоит первой за пределами соб­ственно диатоники) в тональности диатонические, ей столь же близ­кие, как и основная диатоника. Мажоро-минорное родство, собствен­но, должно быть у Способина не 2-й степенью или второй группой (Способин скептически высказывался о категоричности разведения родственных тональностей по разным классам-степеням), а второй половиной тональностей первой группы. Тогда всего групп должно

стать не три, а две: I (а, б), II. Однако с учетом положения одноимен­ной тоники в мажоро-минорном ладу отнесение ее в группу тональ­ностей после всей диатоники не кажется убедительным. Если быть более последовательным в идее систематики Способина, то следова­ло бы, вероятно, ввести одноименную тонику в группу тоники, сде­лать соответственно 1-ю степень «двухъярусной» (где оба «яруса» почти равнодоступны с точки зрения двухладовой тоники), перевес­ти неаполитанскую гармонию в группу ладовых смешений вместе с традиционными гармониями мажоро-минора, перевести мажорную медианту (большую терцию вверх) также в группу ладовых смеше­ний, учесть обратно-функциональный характер родства некоторых гармоний (например, C-dur к h-moll находится в таком же отноше­нии, как и Des-dur к C-dur). Получится следующий вариант систе­матики тонального родства (пример 142).

Тоника

Диатоническое (моноладовое) родство

Смешение

ладов (мажоро-минор)

Хроматическое родство

Не избавлена система Способина от общего недостатка систематик родства тональностей: непроясненности вопроса о том, к чему же соб­ственно относятся систематики — к модуляциям или к отклонениям? Ведь если это отклонения, тогда, конечно, II ступень мажора ближе к тонике, чем, скажем, мажорная гармония III. A вот если взять моду­ляции, тогда картина резко меняется: III — встречается много чаще, чем находящаяся в диссонантно-секундовом отношении II.

И еще один общий вопрос возникает по отношению ко всем си­стемам родства тональностей: на какой состав (и пропорции) элемен­тов тональностей рассчитана систематика; соответственно — к то­нальности, на какой стадии ее эволюции они относятся? Ведь ясно, что система Римского-Корсакова, при всем ее идеально-математи­ческом совершенстве, не соответствует комплексу элементов тональ­ности времен XVII в. (да и последующих XVIII и XIX) и что почти все системы непригодны для понимания музыки XX в., тем более для ее сочинения.

В музыке XX в. структура тональности радикально изменилась. Композиторы уже не пользуются просто априорно готовыми блоками-комплексами тональных элементов (по принципу Modus prius factus или Tonus prius factus), a создают структуру тональности (системы) вместе с сочинением темы, фактуры и т. д. И если прежние системы тонального родства претендовали на всеобщность, ибо всеобщими были сами тональные структуры (несмотря на ощутимую эволю­цию), то принцип индивидуального творчества тональной структуры делает и родство явлением не системным, а индивидуальным. Како­вы конкретные тональные структуры, таковы и конкретные сход­ства или несходства между ними. (Так, в теме охотников из «Пети и волка» Прокофьева к основной тональности C-dur самой близкой оказывается H-dur, так как этот C-dur состоит всего из двух аккор­дов: C-dur и H-dur.)

Ну и, наконец, остается большим вопросом, чего добивается ком­позитор — связности, плавности и мягкости перехода от одной то­нальности к другой или же, наоборот, эффекта яркости, неожидан­ности, непредвидимости.

Что же касается классико-романтической гармонии, то связи между тональностями в большой мере зависят от конкретной тонально -функциональной структуры тональности на всяком этапе ее эволюции. По мере расширения границ данной тональности (мажо­ро-минорные объединения, альтерация и др.) усиливается ее родство отдаленным тональностям (и тенденция ко «всетональности»).

Литература

1. Беляев В. М. «Анализ модуляций в сонатах Бетховена» С. И. Танеева // Русская книга о Бетховене. М., 1927.

2. Дилецкий Н. П. Идеа грамматики мусикийской // Памятники русского музы­кального искусства. Вып. 7. М., 1979.

3. Маркс А. Б. Всеобщий учебник музыки [1839]. М., 1893.

4. Римский-Корсаков Н. А. Учебник гармонии. Вып. 1-2 [1884-1885] // Полное собрание сочинений. Т. IV, М., 1960.

5. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969.

6. Танеев С. И. Несколько писем по музыкально-теоретическим вопросам // С. И. Та­неев. Материалы и документы. Т. I. М., 1952.

7. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма [1909]. 2-е изд. М., 1959. Вступление.

8. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. 3-е изд. М., 1966.

9. Холопов Ю. Н. Тональность // Музыкальная энциклопедия. Т. 5. М., 1981.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1554. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия