Студопедия — СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. СТУПЕНИ И ФУНКЦИИ. ФУНДАМЕНТНЫЕ СТУПЕНИ И ПРОБЛЕМА ОСНОВНОГО ТОНА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. СТУПЕНИ И ФУНКЦИИ. ФУНДАМЕНТНЫЕ СТУПЕНИ И ПРОБЛЕМА ОСНОВНОГО ТОНА






Европейская тональность (тональная система) есть, как уже го­ворилось, частный и особый вид лада, характеризующийся особенно детально выработанной целостной организацией, несущей отпечаток породившей его музыкальной культуры. С одной стороны, предель­ная рациональная выверенность, гармоничное сплочение элементов и частей высотной структуры в слаженное высокоорганизованное целое, с другой — способность воплощать развернутые философские концепции, замыслы титанического масштаба и вместе с тем тон­чайшие оттенки музыкально-эстетических чувств, жизнь сердца — подобное сочетание, по-видимому, уникально во всей мировой исто­рии музыки.

Музыкальный лад всегда является средоточием специфически музыкального. Европейская тональность может в этом отношении быть образцом. И как «святая святых» музыкального смысла дол­жна рассматриваться функциональная система европейской то­нальности, максимально концентрирующая в себе духовное богат­ство европейской музыки XVII-XIX вв. в творениях величайших музыкальных гениев человечества. Поэтому и специальное рас­смотрение сущности европейской тональности в действии ее функ­циональной системы требует уже не нескольких параграфов в гла­ве «Тональность», а особой, притом обширной главы «Тональные функции», чему и посвящается почти вся следующая глава (являю­щаяся логическим продолжением настоящей, где рассматриваются скорее некоторые более общие либо внешние вопросы теории то­нальности).

Смысловое значение ладовых элементов вообще трактуется преж­де всего в аспекте соотношения опорного и неопорных моментов, неустоев и устоя. В тональной системе эти общие смысловые ладо­вые значения чрезвычайно утончаются и специфизируются. Кате­гории «устой-неустой», «опора-неопорность», «движение — покой» оказываются слишком грубыми и приблизительными общими оп­ределениями. Они не неверны, но представляют тончайшие оттен­ки тонально-функционального смысла звуков и созвучий слишком упрощенно, поверхностно или даже примитивно. Оптимальная ра­циональная выверенность всех смысловых отношений требует для своего раскрытия иного аппарата и иного подхода (метода) по срав­нению с любыми исторически предшествующими типами ладовых систем. Гармонический анализ европейской функциональной то­нальности может считаться адекватным (релевантным) лишь тог­да, когда он в состоянии показать не просто то, что свойственно ладу как таковому (центральный его элемент, главные, производ­ные, побочные элементы и т. д.), но в особенности то, что специ­фично для системы как функциональной гармонии.

Отсюда вытекает решение вопроса о соотношении понятий сту­пени и функции в их отношении к гармонии европейской тонально­сти. Специфическая особенность этой гармонии состоит в том, что тональность — система аккордов (каждый из которых — как бы «микролад»). Причем структурирование системы осуществляется через кварто-квинтовую связь аккордов между собой.

Категория ступени по отношению к гармонической тональности двойственна (как двойственна, двухслойна и сама логическая струк­тура тональности, «филогенетической» подосновой которой являет­ся горизонталь: мелодия, монодический лад, а реальной, «онтологи­ческой» основой — вертикаль: аккорд, аккордовый лад). Термин «ступень» имеет два значения: 1) звукоступени; 2) аккордоступени.

Очевидно, что в составе одной аккордоступени — например, I — содержатся целых три звукоступени: 1, 3 и 5; притом 5 сама по себе является не тоникой — I, a доминантой — V; поэтому нецелесооб­разно для звукоступеней применять знаки-цифры аккордов — V, IV и т. д. Однако тот факт, что в гармонии при ступенном обозначении аккордов преобладает вторая трактовка (например, в выражении «оборот по типу V-VI» под V и VI понимаются не отдельные звуки, а трезвучия, аккорды), нисколько не отменяет и не может отменить коренного смысла первой: ступень — это звук.

Общепринятый способ упорядочивания отношений между ступе­нями — выстраивание их в секундовый («алфавитный») ряд:

I, II, III, IV, V, VI, VII, I (VIII).

Ясно, что использование арифметического ряда чисел (по «по­рядку номеров») адекватно лишь по отношению к звукоступеням в модально-монодическом ладу, где доминирует линейная закономер­ность (чем больше разница в числах, тем дальше друг от друга звуки по их линии, по тесситуре, регистру). Но счет I, II, III, IV по отноше­нию к аккордовым связям, собственно гармоническим в новом смыс­ле слова (с XVIII в.), неправильно отражает их порядок, ибо к I ступени ближайшей (в гармоническом, тонально-функциональном смысле) является никоим образом не II (их связь естественна лишь через V или через IV), но V (и IV), как заключающая наивысшую природную связь (отношение квинты), либо — однако совсем в ином смысле — III (и VI).

Широкоупотребительное применение ступенных обозначений имеет своей причиной практическое удобство в педагогике, особен­но на ранних этапах обучения гармонии (в музыкальном училище). Ступенные наименования дают обозначение гармонии, но не дают ее объяснения. Они целесообразны, если надо максимально быстро пере­дать, о каком аккорде идет речь. Почему так происходит? Ступенная нотация указывает интервал, на который отстоит данный аккорд от точки отсчета (от I ступени = тоники), причем некоторые аккорды — именно, те, которые в функциональном смысле трактуются всегда однозначно, — могут заменять собой функциональные обозначения

(например, I — значит Т, V — D, IV — S), то есть принимать на себя обязанности функциональных объяснений. Однако не следует ду­мать, что ступени могут стать знаками функций вообще, нет, они лишь становятся «и. о.» обозначений из другого ряда понятий. Удоб­ство в использовании и легкость понимания, передачи определенной информации, конечно, несомненные достоинства (особенно в педаго­гической практике), но все они не могут компенсировать главного недостатка — несоответствия природе функционально-гармониче­ских связей (ведь есть еще более легкодоступный способ передачи того, о каком аккорде идет речь: аккорд можно прочесть по названи­ям звуков, например ми-соль-до, и даже условиться считать, что слово «соль-си-ре» в до мажоре обозначает доминанту, тональную функцию; но ясно, что такая предельная конкретность и легкость обозначения идет за счет уже полного отказа от объяснения).

В результате метод ступенного «учета» аккордов не пригоден для настоящего раскрытия функционального значения гармонии, то есть для выявления смысловой ее стороны.

Для феномена тональности исключительно важна роль катего­рии основного тона. В сущности, и тональность сама есть не что иное, как привязанность всех гармоний к одному основному тону. Поэтому выявление основного тона в аккорде принадлежит к осно­вополагающим процессам развития ладотональной структуры. Бо­лее того: тщательно спланированное последование гармоний с их основными тонами столь же значимо и для одноголосной мелодии (эпохи «гармонической тональности»)*, пример 138.

В ренессансной модальной гармонии, где принцип тональности еще не является доминирующим, категория основного тона суще­ственна более всего на каденционном участке; посреди же построения







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 674. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия