Студопедия — Симметричные лады
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Симметричные лады






1. Целотонный лад    
   
2. Уменьшенный (также «лад Римского-Корсакова», «гамма Шопена>)    
   
Увеличенные: 3. Лад 3.1   4. Лад 2.1.1  
Тритоновые: 5. Лад 5.1   6. Лад 4.1.1  
7. Лад 3.2.1 (= «лад Петрушки»; «дважды-мажор»)   8. Лад 1.2.3 (= «дважды-минор»)   9. Лад 3.1.1.1  
10. Лад 2.2.1.1 11. Лад 2.1.1.1.1    
 

l, l, 3√2, (3√2)2 (= дитоны вверх) — симметричные лады III типа (увеличенные);

1, 1, 2√2 (= тритоны вверх) — симметричные лады IV типа (дважды-лады).

Фактурные формы симметричных ладов находятся в зависимос­ти от трех главных способов изложения звукового материала лада: 1) основные тоны аккордов; 2) мелодический звукоряд; 3) группа (реализуемая равным образом и по вертикали, и по горизонтали, то есть и в виде аккорда, и в виде ладомелодического звукоряда).

В XIX в. использовались в основном первая и вторая из этих форм, в XX в. — все три.

Форма аккордовая характеризуется последованием аккордов (обычно тождественных по своей структуре), основные тоны которых

следуют по интервалам ЦЭ, то есть в уменьшенном ладу — по ряду триполутонов (малых терций), в увеличенном — по ряду дитонов (больших терций); пример — ряды мажорных трезвучий D-Fis-B в сцене тревожного крика Петушка из I акта «Золотого петушка» Римского-Корсакова (ц. 76, такты 5-6). При высокой степени опре­деленности в последовании модальных аккордов тип и характер сим­метричного лада сохраняется даже в том случае, когда суммарно все использованные звуки охватывают полные 12 тонов хроматической гаммы (это встречается, например, в некоторых произведениях по­зднего Скрябина: см. главную партию 9-й фортепианной сонаты, так­ты 5-7, где основные тоны аккордов складываются в ЦЭ Es-C-A-Fis, а наиболее весомые из звуков образуют традиционную для умень­шенного лада гамму es e fis g a b с des).

Форма мелодическая характеризуется доминированием горизон­тального развертывания всех тонов ладового звукоряда, причем со­звучия (аккорды) часто зависимы от мелодических голосов, как в полифонии (пример: целотоника в сцене похищения Людмилы из I акта «Руслана и Людмилы» Глинки).

Форма групповая — использование комплекса тонов лада в сме­шанном горизонтально-вертикальном измерении.

Благодаря свойствам модального материала симметричные лады обнаруживают «перекрестное» родство друг с другом: 12/6 — род­ственно 12/3 (кратны 6 и 3); например, в целотонике гаммы Черномо­ра есть сходство с увеличенным ладом; 12/4 — родственно 12/2 (крат­ны 4 и 2); например, в малотерцовом (12: 4) ряде аккордов типа 4.2.4 (интервалы в полутонах) будут точные совпадения

звукового состава в аккордах на расстоянии тритона (12: 2), то есть Es = А и С = Fis (см. упомянутый фрагмент 9-й сонаты Скрябина).

Художественно-образный мир, с которым большей частью связано применение симметричных ладов, — народная сказка с ее фантасти­кой, зачарованностью, причудливостью, «чертовщиной», завораживаю­щей волшебностью («Руслан и Людмила» Глинки, оперы-сказки Рим­ского-Корсакова, сказочные картины Лядова, причудливо-загадочная фантастика у Ребикова), страшная «потусторонняя» фантастика («Пи­ковая дама» Чайковского, «Каменный гость» Даргомыжского), — хотя есть и много других эмоционально-образных сфер, менее зависимых от явной или подразумеваемой сказочности, экстраординарности. Для разработки гармонии симметричных ладов много сделали русские ком­позиторы. Развитие национально-русской музыкальной самобытности выразилось не только в прямом обращении к различным пластам фольклора, но также и в смелом стремлении избегать общеевропей­ских — «немецких» — нормативов музыкального языка и смыкалось с пристальным вниманием к тому, что этому языку чуждо, — к асим­метричным ритмам и к симметричным ладам.

Чудеса народной сказки композитор воплощает в столь же «не­правдоподобной» ладовой структуре. Хотя с точки зрения общей компо­зиции оркестровый эпизод до песни Садко (пример 132) — всего лишь

132 Н. Римский-Корсаков. «Садко», 2-я картина

вступление, однако оно имеет здесь значение и самостоятельной пьесы. Самостоятельность вступления проявляется не только в его образном содержании (отличающемся от содержания песни), но и в том, что в самом конце картины эта музыка повторяется, а также в том, что ее тональность — C-dur — выступает в качестве «главной»: она начинает и заканчивает картину (причем песня Садко идет в другой тональности, как если бы это был уже второй номер картины). Однако этот C-dur такой структуры, которая не поддается естественному объяснению с позиций теории мажора и минора («неразрешаемые» секундаккорды, странные «тональные сдвиги» и т. д.). Вместе с тем вся пьеса точно «укладывается» в симметричные лады: в тактах 1-7 — дважды-лад С 1.3.2, в тактах 8-10 — уменьшенный С 1.2 («гамма Римского-Корса­кова»), далее — тот же уменьшенный с внесистемными («хроматиче­скими») тонами, и лишь в конце — мажоро-минорный С (°+С).

Общая схема уменьшенного лада представлена в примере 133.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1469. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия