Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СИММЕТРИЧНЫЕ ЛАДЫ




Ряд особого рода ладов — симметричные лады — базируется на «абсолютной хроматике» энгармонически закругленной равномерной темперации. Симметричными называются лады, звукоряд которых основан на равнодольном делении октавы. Термин «симметричные лады» исходит в конечном счете от одной из мыслей О. Мессиана в его книге «Техника моего музыкального языка»: «Расположенные на ступенях нашей темперированной хроматической системы из две­надцати звуков, эти лады образуют несколько симметричных групп, причем последняя нота предшествующей группы является началь­ной для последующей». («Симметрия» — не значит «зеркальная», то есть обратная, симметрия; Мессиан подразумевает под симметри­ей периодическую повторяемость звуковой микроструктуры.)

Н. А. Римский-Корсаков для выражения характера движения по равновеликим терциям (следовательно, и по другим равным ин­тервалам) применил термин «круговые» модулирующие секвенции, «круги» равновеликих (или малых, или больших) терций.

Первое теоретическое объяснение симметричных ладов принад­лежит Б. Л. Яворскому. Его заслуга также доказательство того, что эти симметричные системы считаются ладами.

Модальный характер симметричных ладов заключается в со­блюдении специфического строения звукоряда, независимо от того, является ли строгость выдерживания симметричного звукоряда ре­зультатом (в отдельных случаях даже побочным результатом) при­менения других техник (например, транспонирующих секвенций) или же лежит в исходном композиционно-техническом замысле. Доказательство этого положения состоит в том, что слуховое ощу­щение ладовости симметричных звукорядов может возникать и ко­ординировать соответствующим образом секвенции или аккордо­вые фигурации без того, чтобы осознаваться как специальный эф­фект. Совпадение путей мелодического и аккордового движения с очертаниями симметричных ладов закономерно, ибо равнодольное деление октавы, несмотря на свой «искусственный» характер, тем не менее коренится в эстетическом явлении музыкальной симмет­рии и возникает таким образом на объективной основе. Движение в замкнутом круге одного и того же звукорядного комплекса с выявлением опорных и неопорных элементов системы создает эф­фект устойчивого пребывания в одном модусе, который достигает тем самым статуса лада.

Центральным элементом (ЦЭ) такого лада оказывается, однако, не мажорное или минорное трезвучие, не квинта или кварта, а со­звучие (или комплекс звуков в определенном соотношении), получа­ющееся в результате деления 12 полутонов октавы на равные части (и с идентичным заполнением каждой ячейки): 12/6, 12/4, 12/3, 12/2·

Соответственно основному структурному принципу симметричные лады получают 4 типа (наименования их зависят от ЦЭ, подобно тому

как лад с мажорным трезвучием в качестве ЦЭ называется мажор­ным, а с ЦЭ, представленным минорным трезвучием, — минорным): I. (12/6) — целотонный лад (ЦЭ — целотонное шестизвучие);

II. (12/4) — уменьшенный лад (ЦЭ — уменьшенный септаккорд);

III. (12/3) — увеличенный лад (ЦЭ — увеличенное трезвучие);

IV. (12/2) — тритоновый лад или дважды-лад (последний тер­мин — Б. Л. Яворского; ЦЭ — тритон).

В группах III и IV получающиеся от деления октавы сегменты могут заполняться двумя или несколькими различными способами; поэтому III и IV типы подразделяются еще на несколько конкрет­ных видов.

Теоретически возможное деление (12/12) дает полутоновую систе­му (строгую гемитонику), лишенную собственной структурности (внут­ри ячейки-полутона нет никакого дальнейшего членения) и, следова­тельно, стоящую особняком (структурная дифференциация при этом должна привноситься извне — в форме строго определенного интер­вального порядка последования звуков, то есть додекафонной серии; таким образом деление (12/12) дает результат, относящийся уже не к модальной технике).

Схемы всех симметричных ладов приведены в примере 131.

Основное теоретическое объяснение симметричные лады полу­чают в русле традиции эстетической теории пропорций, что ставит их в закономерную связь с другими типами ладовых систем — с ладами мажорно-минорной системы и церковными тонами (средневеково-ренессансными ладами). Общее для всех объяснение состо­ит в том, что каждый из типов лада в зависимости от своего ЦЭ соответствует какой-либо из известных с древности числовых про­грессий — арифметической, гармонической и геометрической. (Об­разуемые ими числовые ряды, дающие ЦЭ каждой из историче­ских систем, приведены ниже в расчете на коэффициенты чисел колебаний, а не выражены в длинах струн, что дало бы те же ряды, но в числовой инверсии.)

Арифметический ряд:

2, 3, 4 (= квинта 2 : 3 и кварта 3 : 4 вверх) — автентический

средневековый лад;

4, 5, 6 (= большая терция 4 : 5 и малая терция 5 : 6 вверх) —

мажор.

Гармонический ряд:

1/2,1/3, 1/4 (= квинта 2 : 3 и кварта 3 : 4 вниз) — плагальный сред­невековый лад;

1/4, 1/5, 1/6 (= большая терция 4 : 5 и малая терция 5 : 6 вниз) —

минор.

Геометрический ряд:

1, 6√2, (6√2)2, (6√2)3, (6√2)4, (6√2)5 (= целотоны вверх) — симметрич­ный лад I типа (целотоника);

1, 4√2, (4√2)2, (4√2)3 (= триполутоны вверх) — симметричный лад II типа (уменьшенный);


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 580. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.023 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7