Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МОДАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ





Под «функцией» мы и здесь понимаем смысловое значение эле­мента данной (ладовой) системы. Термин «модальные» (от лат. modus — лад, в смысле старинных монодических ладов, бытовавших еще до мажорно-минорной системы) предполагает специфическое отличие от привычных нам тональных функций. Специфика модальных функ­ций идет от генетически ранней ступени развития ладового сознания и от одноголосной природы элементов лада. Так, если в многоголосии есть средство обнаружить главные звуки лада именно как его центр (отсюда типичное начало с тоники, после которого мы уже все развер­тывание лада соотносим с ней), то в монодии значение звуков всегда устанавливается только ретроспективно (лад устанавливается во вре­мени лишь постепенно, в результате ладового синтеза структуры в процессе восприятия; см. главу 9 § 1).

В старинной монодии, как известно, сформировались основные категории ладовой структуры. И прежде всего — противопоставление диалектически противоположных явлений устойчивости и неустойчи­вости в достаточно дифференцированных градациях того и другого. В различных системах конкретные носители этого неодинаковы, од­нако можно выявить наиболее важные типы и виды устойчивости и неустойчивости, вместе с некоторыми важнейшими категориями мо­нодических функций (различные конкретные модальные системы тре­буют, разумеется, приспособления этих общих категорий к данным условиям). Основу функциональности в монодии составляет отноше­ние данного звука к смежным с ним — снизу и сверху.

Простые модальные функции (опорных тонов): центральный тон-устой, ладовая опора музыкальной мысли; финалис, или конечный

тон (во многих случаях совпадает с центральным тоном, образуя особенно сильную опорность, устойчивость); второй опорный тон (ре­перкусса, псалмодический тон повторения); местные опоры (если устой временно смещен на другой звук); начальный тон (инициал, 1-й звук в мелодии; в коротких мелодиях часто основной стержень развертывания лада соответствует общелогической асафьевской фор­муле i-m-t: 1. иниций — 2. побочная опора — 3. финалис).

Составные модальные функции: типовые заключительные фор­мулы, или клаузулы (например, в русской народной песне — частое плагальное окончание 4-1); в некоторых случаях их тоны имеют еще свои простые модальные функции (например, в старинных кла­узулах последний тон — ультима, предшествующий последнему — как 4 в указанной русской клаузуле — пенультима, предпредшествующий — антепенультима); типовые начальные обороты (ини­ций); типовые срединные обороты. Такие составные модальные фун­кции обычны в знаменном роспеве, где одни попевки предназнача­ются для начала, другие для середины, третьи — для завершения (согласно общему функциональному типу i-m-t). Предельный слу­чай составной модальной функциональности — древний ладовый принцип мелодии-модели (принцип макама, макома, мугама, ин­дийской раги, индонезийского патета, древнегреческого нома, в из­вестной мере и принцип русской погласицы с ее определенным ком­плексом попевок).

Откристаллизовавшиеся в древней монодии модальные функции неустоев, неопорных тонов («тр а нзитов», в позднейшей терминоло­гии) также относятся к важнейшим. Эти столь же мощные, сколь и элементарные явления хорошо известны по неаккордовым звукам в учении о гармонии. Здесь прежде всего должны быть названы при­легающие вспомогательные (остатки древнего мелизматического опевания опорного тона, что, в свою очередь, связано с взволнован­ным вибрированием голоса) и проходящие (остатки древнего про­стейшего принципа перелива одного тона в другой, что связано с экспрессией первобытного глиссандирования).

Специфика древней монодии в большой степени определяется ее вокальной природой,привносящей в лад влияние физиологии пев­ческого голоса.

Для вокальности свойственно неравноправие октав (в полную противоположность нашему «равномерно-темперированному» урав­ниванию значений данной звукоступени во всех октавах). Между, скажем, d и d1 — огромная разница в напряжении, экспрессии, семантике: нижнее d — покой, устой, уравновешенность, верхнее dl — взволнованность, напряжение, «повышенный тон». (Так, в гре­горианском дорийском ладу нижнее d — устой лада, но верхнее dl — никоим образом им не является, несмотря на совершенность консонанса октавы к устою.)

Другое важное следствие вокальности — значительное, принци­пиальное различие, связанное с тем, лежит ли тон-устой, заключи-

тельный звук, в нижней части амбитуса (объема мелодии) или же в середине (когда ниже устоя бывает еще 2-3-4 звука). В некоторых мелодиях устой может быть даже и в верхнем звуке. Высокое поло­жение опорного тона в полихорде (тетрахорде, пентахорде и т. д.) придает звучанию опоры особый, модально-специфический харак­тер «напряженной устойчивости», то есть устойчивости, потенци­ально готовой к движению. В противоположность этому полихорд с опорным тоном внизу (также если ниже его имеется один неустой, но не больше: согласно законам интервалики ход на секунду облада­ет свойством стирать след предшествующего звука, в то время как терция таким свойством уже не обладает) дает эффект полного по­коя, разряда типично модального регистрово-тесситурного напряже­ния (и соответственно модального тяготения). На различии в место­положении финалиса относительно амбитуса основывается принятое в грегорианских ладах деление их на автентические (I, III, V и VII; финалис внизу) и плагальные (II, IV, VI и VIII; финалис в середине).

Модальные функции находятся в сложных взаимоотношениях с некоррелятивными к ним тональными. Напомним, что первые бази­руются на принципе звукоряда, вторые — на принципе тяготения к центру, тонике. Поскольку оба принципа не противоречат один дру­гому, то возможны любые пропорции в их сочетании: модальные функции без каких бы то ни было признаков тяготения к тонике, модальные функции с (условно!) «тридцатипроцентной» примесью тональных и так далее; то же и в обратном соотношении.

Покажем явление модальных функций на примере древнерус­ской мелодии. Для этого вернемся к приведенной в главе 9 мелодии знаменного роспева «Всяко дыхание» (см. пример 113).

Как уже говорилось, обиходные лады в церковной русской музы­ке, как правило, почти лишены или совершенно лишены тонального тяготения. Не составляет исключения и данный пример, несмотря на то, что он, казалось бы, имеет подчеркнуто выявленный центр-устой. Дело в том, что повторять или не повторять устой, заканчивать мелодию на уже звучавшем устое или на еще ни разу не показанном звуке — это детали, зависящие от индивидуально избираемого для данной мелодии принципа общей композиции. Принципиальное же отсутствие тональных функций состоит здесь в том, что каждая фраза — сама по себе, и заключение одного отдела не оказывает совершенно никакого влияния на другие. Смена фраз направляется к концу текстом, а не тонально-функциональным развитием. Фразы чередуются, а не обусловливают одна другую.

Рассматриваемая мелодия — чисто модальная структура. Про­явление в ней модальных функций схематически показано в при­мере 143.

Произведение представляет собой развитую модальную компози­цию на основе текста, состоящего из двух строф (в примерах 113 и 143 помечены римскими цифрами). Каждая строфа включает по пять текстовых «синтагм» (термин Л. В. Щербы, обозначающий







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 710. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия